Трибуна
10 мин.

«Лейпциг» подписал Собослаи, но нужен ли он прямо сейчас? Кажется, клуб просто не хотел повторить провал с Холандом

От редакции: вы в блоге Rasen und Ball, который не упускает ничего из жизни «Лейпцига». Свежий пост – о венгре Доминике Собослаи, который на прошлой неделе перешел из «Зальцбурга» в «Лейпциг».

Доминик Собослаи – официально игрок «РБ». Этот трансфер выглядит логично, но вызывает много вопросов. Нет, конечно, никто не сомневается в таланте венгерского игрока и его волшебной правой ноге. Но нужен ли он «Лейпцигу» здесь и сейчас?

Хочется провести параллель, которая на первый взгляд может показаться странной. Летний трансфер Александра Нюбеля в «Баварию». Зачем вообще был нужен этот переход? Мануэль Нойер не собирается вешать перчатки на гвоздь, а в академии уже вырос Кристиан Фрюхтль – у «Баварии» нет проблем с вратарями. Но каждый талантливый немецкий игрок должен рано или поздно оказаться в «Баварии», это буквально бренд мюнхенского клуба.

С Собослаи ситуация отчасти похожая. Этот трансфер тоже часть бренда – талантливые игроки из «Зальцбурга» должны попадать в «Лейпциг». Если бы не идейный спортивный директор австрийского клуба Кристоф Фройнд, таких трансферов было бы еще больше. И летом бы в Германию переехал не Хван Хи Чхан, а Патсон Дака, как изначально и хотел «Лейпциг». И, возможно, Эрлинг Холанд все-таки оказался бы в Восточной Германии, а не в Западной, хотя конкретно в этой ситуации были свои нюансы.

Но вспомнить Холанда действительно надо. То, что ровно год назад норвежский форвард уехал в Дортмунд, а не в Лейпциг, во многом предопределило переход Собослаи в «РБ». Трансфер венгра прошел под эгидой «чтобы не повторилась ситуация Холанда». Можно долго дискутировать, нужен ли был Холанд «Лейпцигу» год назад, особенно если вспомнить, что весь второй круг прошлого сезона был наполнен провалами и ссорами главного тренера с игроками. А еще в составе был Тимо Вернер, на голы которого работала вся команда. Очень непонятно, как бы эти двое уживались на поле. Но факт остается фактом: для руководства «Лейпцига» тот провал в подписании Холанда превратился в серьезный удар и незакрытый гештальт. И им нужно было подписать Собослаи, чтобы не упустить второго подряд игрока, который сделал себе громкое имя в «Зальцбурге».

Хорошо, допустим, это было нужно с чисто имиджевой точки зрения. Во-первых, как уже написано выше, для поддержания своеобразного бренда. У «Баварии» талантливые немцы, у «Дортмунда» талантливые 17-летние дети, у «Лейпцига» же талантливые игроки системы «Ред Булла». Во-вторых, нельзя обойтись без увеличения громкости трансферов, если вы претендуете на то, чтобы в полной мере называться топ-клубом – а «Лейпциг» хочет быть европейским топ-клубом. Отсюда же трансфер Дани Ольмо год назад. Но Собослаи ведь не трофей, который можно поставить на полочку и гордиться как достижением – мол, не упустили, не повторилась история Холанда. Его еще и в игру встраивать надо.

А у «Лейпцига» на первый взгляд нет вообще никаких проблем на тех позициях, где может сыграть Собослаи. Главные кадровые проблемы «РБ» – травмы в линии обороны: половина защитников травмирована, а другая половина играет так много и так интенсивно, что это заканчивается ошибками. И у «Лейпцига» уже есть выход – еще в прошлое трансферное окно на лето 2021 года был подписан Йошко Гвардиол, левоногий хорватский центральный защитник, который может сыграть и левого защитника. В договоре есть опция, что он может приехать зимой, и много говорят о том, что так и произойдет, хотя сам Гвардиол не уверен, готов ли он к «Лейпцигу» прямо сейчас.

Но если Гвардиол еще не в Лейпциге, то Собослаи уже тут. И с этим надо что-то делать – дебютировать он может уже 9 января в топ-матче против «Дортмунда». Вдвойне иронично, что там он вполне может встретиться со своим другом Холандом, который во многом невольно поспособствовал его переезду в Германию.

На вопрос о позиции Собослаи на поле Джесси Марш, главный тренер «Зальцбурга», отвечал в разговоре с The Athletic так: «Мы его используем обычно как левую десятку, но он может быть центральной десяткой, может выполнять роль даже правой десятки, и он может играть на позиции восьмерки. Когда я только пришел сюда, у нас был эпизод, когда мы давали интервью на ТВ. Интервьюер спросил его: «Ты восьмерка или десятка?» Он ответил, что восьмерка, на что я сказал ему: «Ты сошел с ума? Ты десятка. В его последнем матче за сборную Венгрии против Сербии его использовали как второго нападающего, можно сказать, почти «девятка с половиной». Обычно он действует между линиями, и мы пытаемся заставить его бегать в глубокие пространства, чтобы он мог становиться и угрозой в штрафной».

Подобные описания открывают большие возможности для использования Собослаи – все как любит Юлиан Нагельсманн, у которого игроки редко привязаны строго к одной позиции и который не раз повторял, что он ценит более универсальных футболистов. Если грубо подвести черту, то Собослаи – игрок левого полуфланга. Опять же – то, что надо Нагельсманну. И оттуда его уже можно встраивать в самые разные сценарии. Но сколько появляется возможностей, столько появляется и вопросов. Для встраивания Собослаи в систему нужно будет кого-то убирать.

Если посмотреть на более атакующие позиции, то там есть Эмиль Форсберг, Дани Ольмо и Кристофер Нкунку – трио, которое блистает в этом сезоне. Даже когда один из них несколько теряет в форме (например, Нкунку на старте сезоне или Ольмо сейчас), наличие двух других позволяет это компенсировать. Изменив игру «Лейпцига» в сравнении с прошлым сезоном, Нагельсманн сместил акценты именно на это трио, а Форсберга и вовсе превратил во что-то похожее на ложную девятку, часто строя атаку вокруг него. Ярчайшим примером был матч против «Баварии».

Добавляя к этим троим Джастина Клайверта и Лазара Самарджича, а также вспоминая о возможностях Амаду Айдары и Марселя Забитцера подниматься выше по полю, получаем очень крепкую ситуацию на позициях с возможностью адекватной ротации. Это выливается и в игровое время – те же Форсберг и Ольмо хоть и выходят в каждом матче, но у них все равно меньше игровых минут, чем у фактически незаменимого на позиции левого латераля Анхелиньо.

Да, есть фактор травм и очень сложного сезона, который только начался. Не стоит отметать возможности использования Собослаи на позиции вингера, подобно Нкунку, когда тот играет как раз со смещениями в левый полуфланг и образует крепкую связку с Анхелиньо (ярким примером такого матча была встреча с «Айнтрахтом»). Собослаи, как уже упоминал Марш, может выходить вместо Ольмо, который порой не отличается стабильностью. Но в атакующей полузащите «Лейпцига» сейчас нет причин чинить то, что не сломано. За первые месяцы сезона был показан целый спектр возможных вариантов построения, и эти варианты работали. Из-за чего у многих возникает ощущение, что в попытке встроить Собослаи стоит обратиться к тому, о чем он сам говорил на ТВ, когда его одернул Марш.

Если мы переместимся глубже, то увидим несколько более сложную ситуацию. Получивший травму еще летом Конрад Лаймер до сих пор не вернулся на поле. Нагельсманн на вопросы о нем разводит руками и с печальным видом говорит, что никаких прогнозов никто не решается давать. Это серьезнейшая потеря «Лейпцига», но даже ее в большинстве матчей удается компенсировать. Глубже в полузащите играют Марсель Забитцер, Кевин Кампль, Тайлер Адамс, Амаду Айдара. Но те же Кампль и Адамс – достаточно травматичные игроки. И это все в комплексе невольно наводит на мысль, что скорее сюда будут встраивать Собослаи.

У Нагельсманна уже был опыт в «Лейпциге», когда атакующий полузащитник переместился вглубь поля и закрепился именно там – уже упомянутый Забитцер. Изначально это было вынужденное решение, которое не работало сразу на сто процентов, но со временем он превратился в игрока, который обеспечивает идеальный баланс атакующего и опорного полузащитника.

С Собослаи ситуация изначально проще, поскольку он уже приходит в «Лейпциг» как готовая восьмерка. Да, у него есть определенный перевес в сторону атаки и даже слишком парадоксальный недостаток оборонительных качеств для игрока, приходящего из одной из самых прессингующих команд Европы. На графике ниже представлены данные относительно стандартов английской Премьер-лиги (ходили довольно активные слухи про его возможный трансфер в «Арсенал»). Определенные представления составить можно.

Еще один аргумент в пользу того, что Собослаи можно будет увидеть скорее в глубине поля – это то, что по результатам летнего трансферного окна эта позиция была единственной, где Нагельсманн хотел еще усиления. Из матчей, где Собослаи вписался бы особенно хорошо на этой позиции, можно вспомнить первый тайм выездной игры против «Башакшехира», в которой Кампль, Забитцер и Айдара формировали очень динамичный центр поля и могли контролировать довольно большие площади своими перестройками.

Рассмотрев все возможные варианты, вновь хочется задать вопрос: настолько ли этот трансфер нужен сейчас? Абсолютно все варианты использования Собослаи в игре «Лейпцига» звучат как «это работало и без него, но его можно использовать в такой истории». То, чего «Лейпцигу» порой действительно не хватает и что он может привнести, – это скорость и его умение с мячом из глубины доходить до финальной трети и завершать.

Этот трансфер невольно заставляет обратиться к списку тех, чьи контракты истекают в 2022 году. А если быть точнее, к двум конкретным именам – Эмиль Форсберг и Марсель Забитцер.

Форсберг – настоящая десятка, и этот трансфер ударит в первую очередь именно по нему. Но тут есть сразу несколько «но»:

  • ровно год назад уже был трансфер, который был направлен как бы на замену Форсберга – Дани Ольмо;

  • об уходе Форсберга много говорили именно в прошлом сезоне, потому что он не играл, не подходил к тренеру и конфликтовал с ним, в этом же сезоне Форсберг уже отлично общается с Нагельсманном и переживает ренессанс карьеры на отчасти новых для себя ролях;

  • сам Форсберг после несколько лет попыток уйти уже второй год подряд чуть ли не прямым текстом говорит о желании продлить контракт, а недавно дошел аж до заявлений о желании завершить карьеру в «Лейпциге».

В случае Марселя Забитцера же сейчас относительная тишина. Еще в сентябре говорилось о том, что клуб работает над продлением его контракта, но все отлично понимают, что именно соглашение с ним будет продлить сложнее всего. Забитцер невероятно раскрылся в прошлом сезоне, и пусть в этом сезоне он пережил травму, но уже вернулся на свой уровень. Еще неизвестно, как закончится история с продлением контракта, возможно, во многом будет влиять дальнейшее развитие сезона. Но легкие аналогии провести можно вплоть до дальних ударов и штрафных, которыми славится Собослаи.

И если это ощущение не обманывает, то вопрос остается: а что же произойдет в ближайшие полгода? Собослаи сейчас легко может оказаться в ситуации, где у него не будет так много игрового времени, как он, возможно, хотел бы. Потому что нет смысла чинить то, что не сломано. В таком случае есть два очень разных пути для венгра.

Первый путь – Ханнес ВольфТоже невероятный талант, тоже пришел из «Зальцбурга», тоже славится не самым приятным характером. Перед приездом в Лейпциг он получил травму на чемпионате Европы U-21 и вылетел на полгода, а после восстановления так разругался с Нагельсманном из-за игрового времени, что перед новым сезоном уехал в не самую выгодную для «РБ» аренду в «Боруссию Менхенгладбах». И теперь забивает голы в ворота «Лейпцига».

Второй путь – Дани Ольмо. Испанец был очень недоволен количеством игрового времени в первые месяцы в команде и разговаривал об этом с Нагельсманном. Но его ожидание того стоило, и в текущем сезоне он стал одним из ярчайших игроков «Лейпцига».

Сейчас еще нельзя говорить ничего наверняка. Слишком много вариантов дальнейшего развития событий, слишком много вопросов. Это безусловное усиление, но это усиление на позициях, где «Лейпциг» и без того силен. А если руководство «Лейпцига» умудрится еще и оставить и Забитцера, и Форсберга, к этому трансферу будет еще больше вопросов.

Больше про «РБ Лейпциг» читайте в телеграм-канале @roterbulle.

Также слушайте подкаст Hexenkessel о Бундеслиге с участием автора блога на YouTubeПодкастах ВКонтактеApple PodcastsGoogle PodcastsSpotify и Яндекс Музыке.

Фото: instagram.com/dierotenbullen; globallookpress.com/Fotostand/Wassmuth; Gettyimages.ru/Andreas Schaad/Bongarts