8 мин.

Братья придумали игру, потому что им не хватало инфы про чемпионат Англии. Так начался Football Manager

EA в игру не поверили: посчитали, что не хватает графики, а текста слишком много.

«Это фантастическая игра, я многое узнал о футболе. Я узнал о многих игроках, особенно о молодых талантах. Это напоминает реальную жизнь, когда речь заходит о тех, кто превратится в хороших игроков»

Думаете, это фраза моего младшего брата, только что открывшего для себя Football Manager? Не тут-то было. Это Оле-Гуннар Сульшер, тренер «Манчестер Юнайтед», открывший свой секрет в 2013-м. И это далеко не единственный человек из профессионального футбола, влюбившийся в футбольный симулятор от Sports Interactive.

Сейчас каждая игра серии продается миллионными тиражами (FM19 купили более двух миллионов игроков), в ее базе данных практически все футбольные чемпионаты мира (118 лиг), а геймеры увлеченно следят за судьбами главных вундеркиндов игры.

На фотографии: Пол и Оливер Коллеры

Разумеется, подобное внимание аудитории нужно было заслужить. Этим и занимались долгое время братья Пол и Оливер Коллер, основатели серии Championship Manager, которая позже превратилась в любимый нами симулятор Football Manager. 

Как создателям пришла в голову идея такого симулятора и каким образом удалось воплотить ее в жизнь? Перенесемся в 1983-й.

Жили в глуши Англии, вручную заполняли таблицу чемпионата по радио

Будущие разработчики родились в Черч-Стреттоне, графство Шропшир, в 13 милях от Шрусбери. Пол появился – в 1969-м, Оливер на три года позже. Братья Коллер были обычными детьми: занимались сельским хозяйством, доили коров, ухаживали за козами и овцами. Магазинов поблизости не было, поэтому если уж закупались, то на месяц вперед.

Свободное время парни посвящали компьютерам и футболу. Летом мальчишки проводили футбольный турнир: набирали команды и боролись за чемпионство. Правда, они оказались весьма посредственными футболистами. «Я был ужасен. Мы закончили сезон с разницей забитых и пропущенных – минус 150», – признавался Пол.

Братья активно поддерживали «Эвертон», несмотря на наличие местного «Шрусбери». С другой стороны, «Шрусбери» в те времена осваивал просторы третьего дивизиона (как и сейчас), а «ириски» 80-х – одна из главных сил английского футбола, Коллеров можно понять. Но следить за результатами команды деревенским мальчишкам было сложновато: телевизионный сигнал у братьев был, откровенно говоря, никакой, а родители не любили футбол и сыновей на матчи не водили.

В середине 80-х футбольные журналы до сельской местности не доезжали, турнирную таблицу чемпионата Англии найти было невозможно.

16-летний Пол понял, что делать.

Мальчик слушал радио и заполнял свою таблицу чемпионата на BBC Micro. Это один из первых домашних компьютеров, который разработали для британской телерадиовещательной компании BBC, чтобы программировать и слушать музыку, в нем уже был искусственный интеллект: пользователь мог, например, сыграть в шахматы с компьютером. За пределами Великобритании машине не взлетела, тогда на рынке господствовал Apple II. Но в Англии этот компьютер стал культовым: его использовали для создания хитов Depeche Mode и Queen, а еще на нем создавали аудио- и спецэффекты для сериала «Доктор Кто».

В 1985-м на рынке были популярны Mexico 86s и League Division One – простейшие аркадные игры с кучей ограничений, где игрок просто получал в свои руки контроллер и пиксельных футболистов, ими нужно было затолкать мяч в ворота. Братья хотели большего.

Они изучали код других видеоигр. Каникулы, в особенности зимние, Коллеры проводили на чердаке, вместо сна возились с компьютером по ночам. «Мы никогда не садились и не говорили «Давай сделаем игру». Мы просто собирались и делали это. Братья иногда такие, им не надо ничего анализировать, они просто садятся и делают», – вспоминали парни о том, как зарождался суперпроект.

Окончив школу в начале 90-х и разъехавшись по университетам, братья не забросили разработку. Они проводили вместе уикенды и оттачивали будущую игру, позволяя лишь избранным друзьям из Шропшира протестировать их работу. Оливер даже бросил математический университет в Лидсе, чтобы полностью сосредоточиться на разработке симулятора. 

Получили копейки за первую игру, но стали народной гордостью Шропшира 

«Мы подумали: почему бы не показать игру разным издателям? Что плохого произойдет? Они могут отказать – что большинство из них и сделало, будем честны», – рассказывали братья.

Чтобы привлечь внимание издателей, Коллеры подготовили презентацию, объясняющую уникальность их новой игры. 

Самый крупный издатель, отказавший Коллерам – Electronic Arts. Им не нравилось, что в игре нет графики, они не видели смысла в текстовых комментариях. Интерес к игре проявила лондонская компания Domark, она и издала Championship Manager в 1992-м. Через несколько лет братья вспомнят, что гонорары были ужасными, но тогда они были рады хоть каким-то деньгам за труды.

«Мы обращались к юристу, но он был деревенским юристом. Когда он получил контракт от издателя, сказал: «Да, с условиями все в порядке». Но на самом деле он не имел никакого понятия – хотя мы и не обвиняем его в этом», – сейчас история Коллеров звучит глуповато.

Подписав контракт, братья сразу же стали самыми популярными персонами Шропшира. О них тут же написали в газете Shropshire Star: «Два предприимчивых брата из Шропшира доказали, что игры могут окупаться. Пол и Оливер Коллеры из Черч-Стреттона продали футбольную компьютерную игру, которую разрабатывали в свободное время. Теперь они будут получать существенные деньги дополнительно к гонорару за проданные копии, к тому же у них есть возможность выпустить продолжение».

Championship Manager вышел в сентябре 1992-го. Игра в полной мере позволяла ощутить себя футбольным тренером. Пусть и с огромным количеством «но». Были доступны исключительно английские футбольные дивизионы с еврокубками, руководить приходилось набором номеров.

Продали 20 тысяч копий. В 2020-м это смешные цифры, для 90-х тоже не самые большие (например, вышедший чуть позже Doom купили более двух миллионов геймеров), но для тематической игры еще и в не самом популярном жанре вполне неплохо. Поэтому Domark заказали и продолжение. 

Через год вышел Championship Manager-93/94: с реальными именами футболистов, трансферами и улучшенной производительностью. К критике братья оказались еще не очень готовы. «Было очень грустно читать что-то негативное – ты чувствовал себя злым, потому что знал, что люди на самом деле наслаждались игрой», – рассказывал Оливер Коллер.

Позже разработчики выпустили дополнение Championship Manager Italia с возможностью тренировать клубы Серии А и В, с каждой новой частью базу данных пополняли новыми футболистами и чемпионатами.

В 1997-м братья открыли студию Sports Interactive, которая выпускает ежегодные футсимы по сей день, но уже под крылом японской Sega и под новым названием – Football Manager. Права на Championship Manager остались у Domark. Компания тоже в порядке: в середине 90-х она стала частью одного из крупнейших издателей видеоигр Square Enix. В 2008-м они выпустили последнюю игру серии.

***

FM стала жизнью миллионов людей. Коллер чуть ли не каждый день сталкивается с веселыми историями от геймеров. Некоторые наряжаются в костюм перед важными матчами и финалами. А некоторые поджигают мусорное ведро, чтобы имитировать выездной матч в Стамбуле в рамках Кубка Турции. «Мы любим слушать такие истории», – с улыбкой говорят братья.

Как рассказывает Пол, теперь он понимает поведение и эмоции многих тренеров. Он вспоминает, как однажды возглавил «Бернли» из третьего дивизиона в патче, отправляющем игрока в 90-е. «Я помню, как был в нижней части дивизиона после десяти игр. Я не мог победить или даже забить гол, поэтому сделал команду очень агрессивной, чтобы добиться кучи ничьих», – делится разработчик.

Детская мечта быть ближе к «Эвертону» сбылась. Футбольные клубы активно сотрудничают с разработчиками (кроме «Эвертона» еще и «Уимблдон», «Уотфорд»). Разработчики делятся с ними базой данных, а те, в свою очередь, рекламируют новые игры на стадионе во время домашних матчей. Самим братьям в 2010-м вручили Ордена Британской империи за заслуги в области игровой индустрии. 

Но несмотря на свой успех и популярность, братья находят время вернуться в родной Черч-Стреттон к родным и близким.

«Я обожаю природу. Я хочу кататься на велосипеде, бегать или просто гулять в свое удовольствие, – рассказывает Пол. – Когда я был здесь, я не очень это ценил, но сейчас я действительно наслаждаюсь этим местом. Приятно выбраться из города».

БАТЭ делает обзоры в стиле Dendy (с настоящей приставкой!), FIFA и Football Manager. Вау!

Гризманн не может без Football Manager. Покупал в «Арсенал» Варана и Санчо, играл во время Евро, а на карантине рубится за «Ренн»

Фото: shropshirestar.com; Gettyimages.ru/WPA Pool