7 мин.

Брайан Стэнн прошел через ад, чтобы попасть в UFC. Воевал в Ираке, посвящал победы умершим товарищам и создал фонд помощи ветеранам

Герой.

Бойцы часто говорят, что готовы умереть в клетке, но для Брайана Стэнна эти слова – не пустой звук. Он воевал в Ираке и каждый день видел смерть, а в UFC пришел в статусе национального героя. И хотя Стэнн не стал топом (12-6), его невозможно не уважать.

«Для меня бои выглядят иначе, чем для других спортсменов. В отличие от них, я привык сражаться за свою жизнь», – говорил Стэнн.

Стэнн был лидером с детства. Он поступил в военную академию – в армии научился драться

Стэнн родился на военно-воздушной базе Йокота в Японии. Брайану было два, когда ушел отец, и мать перевезла его с сестрой в Пенсильванию. Мать воспитывала детей в одиночку и работала медсестрой в хосписе. Она пропадала на сменах, и Брайан рос на улице, где постоянно дрался. В третьем классе он сделал это впервые – побил соседского мальчика, который дразнил его (от той драки у Стэнна навсегда остался шрам). 

«Брайан был прирожденным лидером. С детства он был главным, а другие дети просто следовали за ним», – вспоминала мать Стэнна.

В школе Брайан увлекся американским футболом и стал звездой. Он был так хорош, что в выпускном классе за ним охотились лучшие университеты страны, но травма руки поставила крест на амбициях. Тогда Стэнн решил поступить в военно-морскую академию:

«В старших классах я заметил, что у меня другой тип личности. Я отношусь к вещам очень серьезно, и многие люди замечали это во мне. Я решил, что найду больше единомышленников в таком месте, как военно-морская академия. И это сработало».

В академии Брайан продолжил играть, но не мечтал о карьере в спорте – он хотел командовать войсками. После академии он попал в корпус морской пехоты, где начал заниматься единоборствами. Они были обязательны для пехотинцев, но для Стэнна стали страстью – он тренировался вечерами, а по выходным участвовал в любительских поединках. Он дослужился до капитана, и когда США ввели войска в Ирак в 2003-м, он отправился на войну, но не прекратил тренировки:   

«После первой поездки в Ирак все, чего я хотел – это провести первый профессиональный бой. Это то, чему я посвящал себя по выходным и каждый вечер после службы».

Стэнн исполнил мечту и стал командиром. Но в Ираке прошел через ад: попал с отрядом в засаду

Война стала для Стэнна кошмаром, когда он попал на передовую. Брайан командовал отрядом морских пехотинцев, когда в мае 2005-го попал в засаду возле моста через реку Евфрат. Мост вел в город Карабила и служил ключевым каналом для повстанцев – его захват был частью американской операции «Матадор». 

Морские пехотинцы ехали по пустой дороге, когда увидели пикап, за рулем которого сидел мальчик. Военные не успели среагировать – пикап врезался в один из танков и прогремел взрыв. Повстанцы открыли огонь по морпехам – в ход пошли даже гранатометы.

Стэнн понял, что его отряд попал в засаду. Под обстрелами он вытащил четырех раненых из танка и помог отряду отбиться. Вечером вертолет забрал раненых, но Стэнн до сих пор слышит их крики, а также широко раскрытые глаза мальчика-смертника.

В течение шести дней Стэнн и 42 морских пехотинца держали позицию. Им удалось захватить земли к югу от моста и контролировать линии снабжения через Карабилу. Операция закончилась успехом (все бойцы выжили), а героизм Стэнна принес ему Серебряную звезду (третью по статусу военную награду США), почести от президента Джорджа Буша и популярность в медиа.

«Все говорят, что это великий героический поступок, но были люди, которых серьезно ранило. Для меня это не очень веселая история, поэтому я стараюсь избегать ее. Я просто не хочу этого повторять», – говорил Стэнн.

Стэнн служил на фронте, когда дебютировал в ММА. Бои он посвящал погибшим товарищам

Стэнн начал выступать еще в армии и брал отгулы, чтобы драться. В 2006-м он дебютировал в ММА и одержал 6 побед подряд (5 – нокаутом в первом раунде), после чего уволился из армии в 2008 году, чтобы посвятить себя спорту. Жена Стэнна признается, что испытала облегчение:

«Я больше не боюсь за него. Брайан не любит говорить об Ираке, он держит все внутри. Но когда выходит в клетку, то выпускает эмоции наружу».

Перед боями Стэнн вспоминал о погибших товарищах, а особенно – лейтенанте Трэвисе Мэньоне, его лучшем друге, который погиб, сражаясь в провинции Анбар. Перейдя в UFC в 2008-м, Стэнн посвящал бои другу, а также четырем бойцам отряда, которые погибли на его глазах.

«Никто не стреляет, когда я в клетке. Но в бою мне по-прежнему кажется, что я борюсь за жизнь. Моим соперникам приходится подниматься на этот уровень, если они хотят победить. Я бывал там, где они не бывали. Я видел то, чего не видели они. В клетке они сражаются не только со мной, но и с моим военным прошлым», – говорил Брайан.

Стэнн признается, что бои не сравнятся с тем, что он пережил в шестидневной засаде в Карабиле:

«Это разные вещи. Если UFC позволит соперникам выходить с самодельными взрывными устройствами, а на трибуны посадит снайперов, которые будут стрелять по мне – возможно, это будет похоже».

Стэнн не стал топом – ему не хватило борьбы. Бои он сочетал с работой в благотворительности

Стэнн закончил карьеру в 2013-м после поражений Майклу Биспингу и Вандерлею Силве. У него слабый рекорд (12-6), но он дрался в UFC с лучшими и показывал зрелище. Брайан был ударником и имел проблемы с борцами, но фанаты навсегда запомнили рубаку-пехотинца. И хотя организация пиарила Стэнна как героя войны, он не любил вспоминать о прошлом:

«Люди думают, что если я был военным, то поддерживаю насилие. Но лучшими воспоминаниями о войне было восстановление школ и открытие магазинов на улицах Ирака. Вливание денег в экономику страны, помощь пострадавшим семьям. Для меня лучшие моменты – это люди, которых я никогда не встречал, и для которых наступило мирное время».

Стэнн признается, что до сих пор не может оправиться от пережитого. Он нашел себя в спорте, но многие его сослуживцы оказались на обочине. Стэнн снова стал лидером для них – он создал благотворительную организацию, которая помогает с трудоустройством ветеранам войны. Уровень безработицы среди них более чем в два раза превышает средний по стране, и Стэнн помог сотням людей найти работу.

«Я не просто участвую в благотворительности, я работаю в этой сфере. Это мой способ оставаться на связи и бороться за этих парней. Это безумие, через что они проходят, а потом не получают шанс на американскую мечту», – рассказывал Брайан.

Стэнн совмещал дневную работу в фонде с вечерними тренировками. Он не хотел бросать семью (у него две дочери) и не часто ездил в долгие лагери, тренируясь по программе подготовки пехотинцев. Товарищи удивлялись его выносливости, а в боях он выглядел идеальным атлетом.

После окончания карьеры Брайан стал комментатором – работал на боях UFC. Он признается, что в этом ему помогла армия, именно там Стэнн выработал командный голос и научился говорить речи. Каждую пятницу в лагере он говорил с сотнями солдат о разумном принятии решений, прежде чем отпустить их на выходные. А на балах морской пехоты и общественных мероприятиях Брайан регулярно выступал сам.

И хотя впоследствии Стэнн ушел с работы комментатора, чтобы двигаться дальше, нет сомнений, что Брайан найдет себя. Прирожденный лидер, который прошел ад в Ираке – для него в этой жизни нет трудностей.

Секс вместо кардио, мечта о карьере в порно, тюрьма за избиение расиста. Деррик Льюис – самый сумасшедший тяжеловес UFC

Фото: instagram.com/brianstann; globallookpress.com/Igor Vidyashev/ZUMAPRESS.com