6 мин.

Причины кризиса в Монако. Часть вторая - Закулисная борьба

Январь развеял все надежды относительно быстрого и чудесного исцеления Монако. Клуб всё глубже уходит в трясину кризиса. Беспорядочность событий, которые стремительно сменяют друг друга, подтверждает предположение о том, что проблемы у «монегасков» выходят далеко за пределы футбольного поля.

В Монако идёт жёсткая закулисная борьба – об этом свидетельствует всё больше фактов. Попробуем поговорить о причинах, участниках и возможных результатах этого противоборства.

Сначала определим стороны, которые принялись делить между собой футбольный клуб. Вырисовывается две условные группировки. Первая, «русская» во главе с основным акционером Дмитрием Рыболовлевым (пакет 66% акций клуба). Вторая, «местная», возглавляемая князем Альбером II (33%).

4

Почему борьба идёт именно между этими группировками и в чём её смысл?

Дмитрия Рыболовлев – классический представитель российских миллиардеров, который сделал состояние за счёт приватизации мощнейшего государственного предприятия «Уралкалий». В 2011 году он был вынужден продать акции этого промышленного гиганта. И не удивительно, что именно с этим годом связано появление россиянина в окрестностях стадиона «Луи II».

Рыболовлеву нужно было куда-то пристроить все капиталы, вырученные от продажи акций предприятия. Княжество Монако, благодаря гарантиям банковской тайны и низким налогам, отлично подошло для решения этой задачи.

Но зачем Рыболовлеву понадобился футбольный клуб Монако?

Футбольный клуб отличный инструмент для налаживания полезных контактов. Альбер II, княжеская семья и другая элита средиземноморского государства – все они стали «партнёрами и друзьями», с помощью которых для Рыболовлева открылись многие двери. Укрепив влияние в княжестве, россиянин смог благополучно распределить свои огромные финансовые ресурсы по различным активам (в сундуках закапывать сокровища на необитаемом острове уже давно не принято).

Стоит упомянуть, что контрольный пакет акций клуба Рыболовлев получил под гарантию восстановить положение Монако и инвестировать в его развитие не менее 100 млн евро. Отличная цена за лояльность и поддержку в европейских делах россиянина. Тем более эта сумма не столь значительна, если учесть, что общие активы Рыболовлева составляют несколько миллиардов (в 2011 году около 9,5 млрд долларов).

Для Альбера II русские виделись отличными кандидатами на роль спасателей любимого футбольного клуба из болота Лиги 2. Нельзя забывать, что в 2011 году Россия и русские рассматривались в Европе без явного негатива. До кризисных событий в 2014 году, принёсших экономическую и политическую конфронтацию между Западом и Россией, было ещё три года.

Союз казался идеальным. И он отлично продемонстрировал свою эффективность. Монако вернулся в Лигу 1, выиграл золото французского первенства, прогремел в Лиге Чемпионов. Заодно Рыболовлев разрешил проблему с футбольной лигой Франции относительно места дислокации штаб-квартиры клуба. От официального адреса нахождения клуба зависел размер налоговых выплат. Вопрос урегулировала единовременная выплата в 50 млн евро.

2

Рыболовлев и его команда свои обещания выполнили. Альбер также оказал активную поддержку своему партнёру. Но после 2014 года ситуация в отношении к России и русским сильно изменилась. Их присутствие в Европе всё чаще воспринимается как угроза. На российский бизнес и капиталы с каждым годом оказывается всё более серьёзное давление. Эта динамика прослеживается и в мире футбола.

В августе 2018 года свою долю акций в лондонском Арсенале продал Алишер Усманов. Чуть ранее, весной паспорт Израиля получил Роман Абрамович. На этой почве появились слухи об изучении возможностей продажи Челси, в случае возникновения серьёзных проблем у владельца клуба в Великобритании.

Прибавьте сюда ситуацию с Монако. Везде россияне олигархи, футбольные клубы и все события происходят в 2018 году.

Если смотреть на ситуацию с точки зрения политики и бизнеса – всё предельно ясно. Европа ведёт активное противостояние с Россией, в рамках союзнических отношений с США. В Великобритании не утихает активная кампания по нагнетанию вражды против России. В Париже также не приветствуется дружба с Москвой. И тут в Монако («под брюхом Франции») князь Альбер II во всю дружит и укрепляет сотрудничество с одним из ярких представителей российского бизнеса. Ситуация странная. И она однозначно негативно влияет на репутацию княжеского дома в глазах европейской политической и бизнес элиты.

Попытки «выдавить» Рыболовлева из Монако с помощью кризиса в команде становятся понятными. Особенно если связать с этим процессом, регулярно возникающие у миллиардера, проблемы с органами правопорядка. Фамилия Рыболовлева упоминалась в докладе «Панамского досье» об оффшорах. С ним также связывают документы, предоставленные Football Leaks, содержащие детальную информацию о схемах отмывания денег с помощью футбольного клуба. Осенью 2018 года Рыболовлев был временно задержан и допрошен в рамках дела о коррупции.

Князь Альбер II, как «надёжный партнёр» мгновенно отреагировал. Он заявил, что если подозрения подтвердятся, Рыболовлев обязан немедленно продать клуб. Отличная поддержка в трудной ситуации от «искреннего друга».

3

Для князя российское засилье в клубе сейчас вредно во всех отношениях. Тем более Рыболовлев выполнил свою задачу, он может уходить. В условиях неопределённости в отношениях Запада и России такая тесная «дружба» не обещает ничего хорошего.

На фоне борьбы в руководстве события в «футбольном хозяйстве» Монако с начала лета становятся более логичными. В клубе две противоборствующие группы, которые через различные клубные структуры решают свои задачи.

В чём проявляется закулисная борьба?

  1. Невнятная трансферная политика с приобретением игроков, которые не отвечают требованиям роста и развития клуба. Зимняя кампания также не отличается стратегической продуманностью. Налицо сумбурность и поспешность.

  2. Леонарду Жардим, его уход и возвращение спустя три месяца. Странно звучит фраза португальца о возвращении – «Раньше, чем ожидалось. Наша история начинается заново». Остаётся загадкой истинная причина ухода Жардима осенью.

  3. Увольнение спортивного директора Майкла Эменало. Он активно участвовал в «успешной» трансферной кампании летом. Эменало, вместе с Вадимом Васильевым, предложил вариант с заменой Леонарду Жардима на Тьерри Анри. Именно Майкл Эменало, которого «заслали» к Вадиму Васильеву, видится главным инициатором неразберихи в клубе. Обязательным условием возвращения Жардима стало увольнение Эменало. У португальского тренера уже давно серьёзные противоречия с нигерийским функционером.

  4. Поведение относительно Тьерри Анри. Вызывает вопросы покупка для француза игроков зимой: Фоде Балло-Туре пришёл из-за Анри, Тьерри повлиял на решение о переезде в Монако Сеска Фабрегаса. Игроков под вывеску «Анри» пригласили, а самого Анри благополучно уволили.

  5. Общее настроение в команде. Явный спад в игре всех игроков. Упаднические настроения, отсутствие желания играть в футбол (а кому захочется играть в футбол, когда непонятно что происходит).

  6. Странная эпидемия травм. В определённые периоды осенью в лазарете клуба находилось восемнадцать игроков одновременно. Это невообразимая ситуация.

1

Дмитрий Рыболовлев, Вадим Васильев, Тьерри Анри, Майкл Эменало.

Чем всё это закончится?

Не будем касаться пока футбольных реалий. Учитывая характер развития ситуации, более вероятен вариант с уходом из клуба Рыболовлева. Это может произойти летом, а может и через несколько лет. Всё будет зависеть от «упёртости» россиянина.

Нынешняя ситуация очень напоминает классическую картину «раздербанивания» клуба для последующей перепродажи. Что-то похожее уже было в недавней истории Монако (смотри первую часть). Команду «умышленно» топят, чтобы перезапустить проект. Самое печальное заключается в том, что непонятно когда всё это закончится.

Такой бардак сейчас может быть полезен всем. Рыболовлев выжимает максимум из своего актива, перед тем как избавиться от него. Альбер II чистит свою репутацию от «русского следа». Кризис способствует снижению стоимости актива, а значит, облегчает поиск нового покупателя. А возможно покупатель уже найден. И всё готовится для его прихода. Современный футбол – это бизнес (плюс политика) и ничего личного.