7 мин.

Ирина Слуцкая и как поднять артистизм?

Наверняка многие читали достаточно странный пост о том, что бородатые грузины, по роду занятости якобы агенты Евгении Медведевой, пытаются оболгать достижения Ирины Слуцкой.  Я не любитель Евгении Медведевой и ее странных поступков по жизни, за что ее и критикую в своем блоге. Но сей шедевр, на мой взгляд,  переходит всякие рамки до уровня шизофрении. Не сомневаюсь, что автор данного опуса с удовольствием бы написал, что это дело рук фанатов Загитовой, если бы не общая тематика блога "разоблачение" Медведевой.

Сначала на спортс появляется ролик "фристайл", где выставлен откровенный стеб над падениями Евгении, в котором падение в одном старте превращено в новый вид искусства-валяние на льду и многократно повторяется на протяжении целой программы.  

Но последние события у меня вызывали глубокое недоумение. Небезызвестный   Денис Травин настолько сконцентрирован на Евгении, что приплетает ее призрак даже в том, что кто-то где-то написал об Ирине Слуцкой. Евгения, конечно, как мы слышали от Губерниева "святой человек", но обвинять ее во всем, что происходит, это просто идиотизм. 

На мой взгляд, никто достижения Слуцкой не приуменьшал, точно также, как и она не приуменьшала в своем интервью достижения Загитовой. Но как человек публичный, депутат, Ирина не может не понимать, что любая критика из чьих бы то ни было уст, вызывает закономерный вопрос: "А судьи кто?"

Действительно ли артистизм самой Ирины был на таком высоком уровне, чтоб ратовать за "зрелое женское" или стоит скромно промолчать?  И выступала бы она сама до Турина, победи в Нагано или Солт-Лейке только из любви к искусству? Ответа на этот вопрос не существует. Но контексте сего крайне любопытны многолетние обиды Ирины на несправедливое с ее точки зрения судейство, где проиграла она как раз низкой оценкой за артистизм.

Удивляют и попытки "повысить" значимость достижений Ирины Слуцкой (хотя вроде бы никто и не пытался их принизить, чтоб вызвать подобную реакцию) за счет прямого опускания конкуренток. В частности, в статье Травина муссировалась идея о якобы нетрадиционной ориентации Сары Хьюз, при этом никаких доказательств данного факта приведено, разумеется, не было, и более того, в комментариях автору пытались указать на обратное. 

Хотя в наше толерантное время и за это не сожгли бы на костре. Но стали бы от этого лучше, харизматичнее и артистичнее программы Ирины Слуцкой? Очевидно, что нет. Или ненависть к соперникам настолько затуманивает разум, что необходимо доказывать, что Хьюз была менее достойна Слуцкой победы по причине своей личной жизни? Или может это дает право оспаривать чужие победы?

 

В своем блоге Денис Травин меня забанил за комментарий о том, что сравнивать одни и те же программы разных спортсменов вполне реально, а огромное количество комментариев о том, что у Ирины Слуцкой  и правда был слабый артистизм поудалял. Также он удалил и мой комментарий о том, что "Список Шиндлера" Юлии Липницкой вышел  намного убедительнее аналогичного номера у Ирины, что говорит о том, что и "поскакушки" обладают харизмой при правильной подготовке и работе над программой.

Так что ж такое артистизм, зависит ли он от времени, от возраста фигуриста?  Давайте разберемся.

На мой взгляд, настоящий артистизм - это такое проявление актерского мастерства, которое заставляет обывателя побросать все свои дела и вовлечься в происходящее- прилипнуть к телевизору, не отводить взгляд от сцены. Как выражалась ТАТ по поводу определенных прокатов совершенно разных фигуристов, в т. ч и тех, которых не сильно ей были симпатичны: "Я не могла дышать".

Степень выраженности этого артистизма бывает разная. И количество "добрых середнячков", как правило превалирует. Но если ты берешься оценивать "зрелое женское", то мне кажется логично смотреть прокаты 15х и взрослых женщин и сравнить, кто был убедительнее в одной и той же музыке, в плане понимания и чувства ее, чья хореография была интереснее.

Ни одна программа Ирины Слуцкой за всю ее долгую и успешную карьеру не оставила такого желания пересматривать ее бесконечное количество раз. Да, ей  не повезло, что не было у нее такого тренера, как Этери Тутберидзе, которая бы растолковала бы каждый взгляд, каждый жест. И по тем временам, уйди Ирина к той же Тарасовой, наверняка стала бы олимпийской чемпионкой. В этом плане ее преданность своему тренеру и в горе,и  в радости, вызывает огромное уважение. Но артистизм так и остался где-то у других спортсменов.  "Зиму" Ягудина до сих пор хочется пересматривать. Как и "Кармен" Катарины Витт.

Выдала ли Хьюз особый шедевр в том роковом для Ирины Слуцкой прокате? На мой взгляд, нет. Но в отличии от Ирины, ей  просто нечего было терять, и она прокатала свою программу очень  расковано, с любовью, душой и хорошим настроением. Ирина же была чрезвычайно напряжена, зажата и слишком сконцентрирована на золоте, зная о падении Мишель Кван и таких больших шансах его получить, что не смогла отдаться до конца искусству.    На мой взгляд, Ирине даже завысили оценку за технику, ведь всем известно, что контент ее программы не включал ни одного каскада 3-3 против двух таких каскадов у Сары Хьюз. А правила той системы судейства позволяли в произвольной программе прыгнуть даже не заявленный прыжок, тем самым повысив свои шансы.

Ничьи в короткой программе разрешали в сторону оценки за обязательные элементы (5,9+5,7 > 5,8+5,8), в произвольной — в сторону оценки за артистизм (5,9+5,7 < 5,8+5,8). Если не удавалось определить, кто лучше, складывали баллы, отданные всеми судьями. Ранжировки по короткой и произвольной программе объединяли, при этом произвольная программа имела больший вес. 

В статье Травина были удалены и комментарии о том, что артистизм не зависит от времени постановки программы, и  иллюстрация этого Оксана Баюл, как и в случае Хьюз ей тоже выдали характеристику..."алкоголичка".  На мой взгляд,  очень низко попрекать человека его слабостями (о которых он и сам прилюдно говорил), лишь потому, что это делает Ирину Слуцкую менее эффектной в понимании того, что есть "зрелое женское".

Хочу привести пример артистизма Катарины Витт. 1988 год 

Очень красивых рук, прекрасной музыкальности Оксаны Баюл. Это 1994й год и Оксане 16 лет

И удивительно тонкого слияния с музыкой и жизни в ней Юлии Липницкой.

Ирина Слуцкая очень долго была в топе, выступала на самом высочайшем уровне очень успешно. Но это не делает ее экспертом в области понимания искусства, ведь порой и ей самой не хватало самокритики, чтоб признать, что "Кармен" это не ее, "Список Шиндлера"- не ее, и особенно балетные темы вроде "Дон Кихота"- ну совсем не ее.

И каждого спортсмена высокого уровня есть свой талант.  Кто-то силен эстетичными движениями, кто-то прыжками, у кого-то изумительное скольжение, кто-то способен передать драматизм, кто-то выступает очень стабильно и имеет неплохую технику. Крайне редко случается так, что все это объединяется в одном человеке. Просто стоит быть несколько скромнее и реально оценивать в чем ты лучший, или был лучший, а не взваливать на себя тяжелую ношу эталона качества.  И обиды лучше отпустить и не повторять их из года в год. Не добавляет любви за счет принижения соперниц.