7 мин.

«Суперлига – ложь. Это проект PowerPoint». Президент Ла Лиги растоптал загнувшийся турнир

Говорит, что Перес предал футбол, а Лапорте лучше заняться финансами «Барсы».

Президент Ла Лиги Хавьер Тебас – возможно, один из главных и последовательных противников идеи Суперлиги. В ноябре он говорил, что такие проекты выглядят хорошо в баре в пять утра, в январе обвинял президента ФИФА Инфантино в поддержке заговорщиков, а после провала нового турнира высказал все, что думает об участниках несостоявшейся революции.

Очевидно, что Тебас очень хотел жестко высказаться. Дальше будут настоящие залпы – и это точно не тот случай, когда человека спровоцировали на острые фразы. На пресс-брифинг Ла Лига пригласила еще и представителей нескольких клубов (например, глава «Севильи» уточнил там, что их в Суперлигу не звали), но солировал именно Тебас.

Корреспонденты Sports.ru выслушали испанского босса на Zoom-конференции.

Ла Лига не станет применять санкций к клубам из Суперлиги. Тебас считает, что «Реал», «Барселону» и «Атлетико» уже наказали болельщики

– 25 лет нам угрожали созданием Суперлиги, даже создали ее, но посмотрите, что произошло – все растворилось, как сахар, – Тебас сразу же начал с яркой метафоры. – В Англии вмешались власти страны, во Франции Эммануэль Макрон тоже был против. Нам говорили, что собираются спасти футбол от финансового кризиса, но это не то, что нам нужно. Главное – все равно выходить на поле и набирать очки в турнирах, которые уже проводятся.

Проблема не увеличении заработка, а в том, что клубам нужно контролировать свои расходы. Мы говорим об этом постоянно, вот и в пятницу на заседании ECA обсуждали это вместе с реформой Лиги чемпионов. Причем все эти клубы, в том числе Андре Аньелли, в пятницу вечером одобрили реформу – а вечером в воскресенье мы видим такое заявление.

Главная проблема клубов-основателей – им нужно увеличивать доход только ради того, чтобы у их футболистов вместо шести «Феррари» было семь.

– Как вы относитесь к угрозам, что к «Реалу», «Барселоне» или «Атлетико» применят санкции и запретят играть в Лиге чемпионов?

– Мы с УЕФА не обсуждали никаких санкций, наказаний в Ла Лиге тоже не планируем. Думаю, самое важное и в какой-то степени даже самое страшное, что прямо сейчас клубы подверглись санкциям со стороны своих же болельщиков. Пострадала их репутация.

Не думаю, что какие-то еще санкции нужны. Разве что некий протекционизм, чтобы защитить наш турнир, благодаря которому они в том числе так выросли и стали такими влиятельными.

А лучшей защитой для футбола в целом будет финансовый контроль. Нужно, чтобы каким-то образом траты «Манчестер Сити», «ПСЖ» и других клубов с богатыми владельцами были действительно регламентированы.

Что касается ЛЧ. Напомню, что участие в еврокубках – это дополнительное и добровольное дело. Если клубы захотят играть в турнире, который сейчас сами так принижали – думаю, они будут там играть.

Тебас считает, что Флорентино Перес предал футбол, а испанские клубы в Суперлиге – всю систему европейских турниров, но не Ла Лигу

– Перес говорит, что идея Суперлиги жива.

– Английские клубы в этот турнир уже не вернутся, немецкие туда и не собирались – так что проект уже точно не получится. Очевидно, что идея мертва, давайте будем реалистами. Звучит цинично, но это именно так.

– Чувствуете, что вас предали Лапорта и Перес?

– Перес просто предал футбол целиком, всех в футболе, а не лично меня.

– Звучало мнение, что Суперлига – путь к разрушению футбола. А какой путь развития вы тогда видите?

– Европейский футбол – и испанский футбол в частности – достойно пережил кризис, мы не станем банкротами. Конечно же, нам нужно наращивать телеконтракт, работать над коммерческими доходами максимально активно, но это сейчас точно не вопрос выживания турниров или клубов, это вопрос дальнейшего развития.

– «ПСЖ», по сути, владеет другое государство, раньше вы критиковали их и за это, и за траты. Сейчас позиции клуба очень сильны, они герои, потому что отказались от Суперлиги сразу, а Аль-Хелайфи теперь глава ЕСА. Как изменится ваша позиция?

– Мое мнение о формах владения клубами не изменилось, «Манчестер Сити» и «ПСЖ» об этом знают – таким клубам нужен хотя бы какой-то контроль. Но сейчас развивать эту тему я бы не хотел.

В то же время не считаю «ПСЖ» и главу клуба Нассера Аль-Хелайфи героями ситуации. Могу еще раз сказать, что не согласен с позицией «ПСЖ» насчет финансов.

– Как вы оцениваете роль Джанни Инфантино в проекте Суперлиги?

– Я бы хотел, чтобы он высказался более конкретно о том, какой стороны придерживается. Представители Суперлиги до этого говорили, что Инфантино на их стороне – учитывая выступление главы ФИФА на недавнем конгрессе, кто-то точно врет. Хотелось бы прозрачности.

– Как нам теперь снова доверять клубам, которые собирались участвовать в Суперлиге? Особенно трем испанским клубам

– Эти клубы не предавали Ла Лигу, они предали текущую систему европейских турниров.

Хотя степень вовлечения у всех разная, далеко не все долгое время вели эти тайные переговоры и подпольно обсуждали идею. Например, я точно знаю, что глава мадридского «Атлетико» Хиль ни в чем подобном не участвовал, их просто позвали присоединиться в последний момент. Английские клубы – не скажу, что их принудили, но они тоже не участвовали в основной разработке – в отличие, например, от итальянских.

Тебас уверен, что Суперлига построена на лжи, а матчи испанских середняков в Испании популярнее, чем «Ман Юнайтед» – «Ман Сити»

– Жоан Лапорта говорит, что Суперлига – все равно необходимость для мирового футбола.

– Пару недель назад он говорил совсем другое, когда ему нужно было избраться президентом, теперь такой поворот. Кажется, у «Барсы» есть другие проблемы кроме как бороться со всеми остальными клубами в Испании и Европе. Им надо сосредоточиться на финансовых вопросах: например, реструктуризации долгов.

– Флорентино Перес продолжает говорить, что идея жива. Как вы считаете, почему он все еще верит в построение этой финансовой пирамиды?

– Честно говоря, не готов называть это пирамидой. Вообще не знаю, какую геометрию мистер Перес там задумывал. Точно знаю, что вся их Суперлига – ложь, это просто лига PowerPoint, все построено на ложных обещаниях и цифрах.

Да во всем мировом футболе нет столько денег на медиаправа, сколько они рисовали в своих презентациях. Так что это все вранье, ничего общего с реальностью.

– Английские клубы вас удивили?

– Некоторые да. Но не «Манчестер Юнайтед» – хотя там американские владельцы, они решили действовать так, как привыкли на своем рынке, у них другое восприятие спорта, с закрытыми лигами. В Европе такого нет, у нас другие традиции. Удивило, кстати, еще и то, что они в итоге не стали извиняться перед своими болельщиками [в отличие от «Арсенала» и «Ливерпуля»].

Для каждого фаната главное – смотреть матчи его любимой команды. Например, в чемпионате Испании. Мы очень горды тем место, которое занимает Ла Лига. Внутренние матчи у нас гораздо популярнее. В Испании матч «Вильярреал» – «Севилья» в пять раз популярнее у аудитории, чем «Ман Юнайтед» – «Ман Сити». В пять раз!

Матч «Эйбар» – «Осасуна» в пять раз интереснее игр «Манчестер Юнайтед» с другими командами. Точно так же я уверен, что в Англии матч «Реал» – «Севилья» не так популярен, как «Ман Юнайтед» – «Ман Сити». В каждой стране своя ситуация.

В начале апреля обычный понедельничный матч Ла Лиги проводили «Барселона» и «Вальядолид», а на следующий день «Реал» играл с «Ливерпулем» в Лиге чемпионов, и разница в количестве зрителей была очень незначительной – всего на 100 тысяч человек. А это обычный матч Ла Лиги в сравнении с четвертьфиналом Лиги чемпионов! И у меня полно таких цифр, которые доказывают: внутри стран даже те матчи, на которых якобы сложно заработать, представляют очень большой интерес.

Суперлигу погубила самонадеянность Переса и Аньелли. Но даже их лицемерие не остановит новые бегства

«Угрозы, оскорбления – как будто мы кого-то убили, сбросили атомную бомбу». Перес уверен, что Суперлига еще будет

Хроника крушения Суперлиги. Всего одна картинка, чтобы осознать, как быстро все провалилось

Фото: globallookpress.com/Oscar J. Barroso, Joaquin Corchero, Mike Kireev, photonews.at/Georges Schneider, David Ramirez; REUTERS