16 мин.

За кого болеете в Бундеслиге? Нагучев и Зиновьев за «Вердер», Лукомский – за «Баварию»!

Энциклопедия юного глора.

Сегодня большой день – вернулся европейский топ-футбол. Даже если раньше вы не очень следили за Бундеслигой, то сейчас вряд ли прошли мимо первого тура после рестарта. Самое время определиться, за кого болеть! Авторы Sports.ru и комментатор «Матч ТВ» Роман Нагучев помогут выбрать. И, конечно же, пишите в комментариях, за кого топите в Бундеслиге.

Вадим Лукомский – понимает, что грешит, но все равно топит за «Баварию» 

Сразу извиняюсь. Понимаю, какой грех симпатизировать «Баварии» (болеть – абсолютно нормально, а вот приходить со стороны последить за лигой и выбирать ее – ужас). Но мне слишком нравится это поколение футболистов.

Количество игроков с уникальным игровым интеллектом зашкаливает (при условии, что Филиппе Коутиньо на скамейке) – в первую очередь Нойер, Киммих, Тиаго, Мюллер, Левандовски. Есть еще Серж Гнабри, который регулярно шлет приветы болельщикам «Арсенала». Трансформация ролей Альфонсо Дэвиса и Давида Алабы – тоже очень мощное явление (как и рывки Леона Горетцки из глубины, пускай в этом сезоне его не так уж много).

Меня вообще не удивило, как быстро после прихода Ханси Флика «Бавария» трансформировалась в лучшую команду мира (по качеству игры до паузы они уделывали всех). Удручала обратная ситуация, когда это гениальное поколение откровенно губили. А сейчас радостно за ребят. Смотрю на их игру как на произведение искусства и кайфую. «Бавария» – мое guilty pleasure.

Роман Нагучев – играл за «Вердер»и болеет тоже за него

В оставшейся части сезона собираюсь болеть за «Вердер». Потому что бременцы могут вылететь из Бундеслиги, а допускать вылет самой веселой команды нельзя. «Вердер» – это традиции, веселье, дико красивый гимн, а «Везерштадион» – один из самых громких стадионов. 

Плюс спортивный директор клуба – Франк Бауманн. Он совершенно гениально праздновал последнюю победу «Вердера» в Бундеслиге в 2004-м. Ходил в черных очках как у терминатора и стал главным мемом того сезона: терминатор выигрывает Бундеслигу у «Баварии». А еще я играл за «Вердер» – за фан-клуб. Однажды мы проиграли армянам из «Реала» 3:11.

Александр Дорский – взял «Лейпциг», ведь там Вернер ходит налево

Кажется, середина мая – идеальное время, чтобы начать серьезно топить за «Лейпциг». Силу банды Нагельсманна все оценили по матчам с «Тоттенхэмом» (пускай и хромым), но в Германии «Лейпциг» уже не лидер. Пять матчей без побед из семи, пять очков отставания от «Баварии» – так что болеем не за фаворита чемпионской гонки.

Но тут, конечно, и игра. Безумная схема Нагельсманна с тремя центральными защитниками, два из которых номинальные крайки (Хальстенберг и Клостерманн), дикая активность Лаймера и Забитцера в центре поля, навесы Анхелиньо и постоянные сваливания Вернера налево. В «Лейпциге» нет серых игроков, а подготовка Нагельсманна к конкретному сопернику делает матчи РБ обязательным мероприятием выходных (теперь, вероятно, не только их).

Да, в топ-матчах Бундеслиги пока не все гладко (0 побед в матчах с топ-5, ничьи не по игре – как в гостях с Дортмундом), но до конца сезона Нагельсманну осталось сыграть лишь один такой матч – как раз против Дортмунда в предпоследнем туре.

Возможно, эта игра станет битвой за второе место – еще один повод болеть за «Лейпциг», который будет в деле до конца.

Кир Воробьев – сам за «Вердер», но вас просит выбрать что-то другое

Все расписывают, почему за такую-то команду нужно болеть, а я расскажу, почему за мой нежно любимый «Вердер» болеть не надо. Реально, друзья, обходите этот клуб стороной: не каждый сможет его любить.

Во-первых, если ты застал лучшие времена – например, середину нулевых с Клозе, Класничем, Визе, Боровски, Мертезакером, Фрингсом и Фритцем – ты будешь жить в ложной надежде, что клуб снова станет великим, веселым и ярким. К сожалению, самое яркое, что будет у «Вердера» в ближайшие 10 лет – цвет формы. Забудьте о регулярных тотал больше Шаафа и не ждите подобного никогда. Это раньше команду узнавали не только по красивой палитре, но и по стилю игры.

Во-вторых, звезды в «Вердере» никогда не задерживаются дольше чем на пару ярких сезонов, чего уж говорить о щеглах, которые светятся полгода, а потом уходят на повышение. Дилейни, Гнабри, Зельке, Марин, Озил, Сократис – это бесконечный список. Я знаю, где будет играть Рашица через несколько месяцев: точно не на «Везерштадионе».

Если я вас не убедил, значит, вы романтик. Держите кружку чая и занимайте любое свободное место в комнате ожидания. Устраивайтесь поудобнее. Вам нужен плед? Нам предстоит очень долгая борьба за выживание, намного дольше этого сезона. Иногда будет казаться, что все налаживается, что очередной ноунейм, которого мы где-то откопали, вытащит нас на своих плечах из этой ямы. Главное – верить и надеяться.

Папа меня всегда учил болеть за слабых. В детстве я пошел ему наперекор и выбрал бодрых бременцев, а потом повзрослел и не бросил команду, даже когда она опустилась на самое дно.

Евгений Марков – за «Кельн», потому что туда летает «Победа» и там классный собор

Я буду болеть за Кельн, потому что у этой команды перед рестартом сезона сразу две драмы.  

Во-первых, впервые за 11 лет на стадион из-за коронавирусной безопасности не пустят козла-маскота с клубной эмблемы (ну это как орла не выпустить на стадионе «Бенфики» и не спеть гимн России перед матчем сборной). В последний раз его не было на стадионе из-за артрита.  

Во-вторых, у двух футболистов и тренера «Кельна» нашли вирус (без имен, но они изолированы), Бундеслига даже задумалась о переносе матчей, а по твиттеру пошла обидная картинка «За кого болеть в чемпионате Германии», где предлагали выбирать всех, кроме зараженного «Кельна». 

Тем более давно мечтаю там побывать и увидеть блестящий и масштабный собор (его строили 200 лет), о котором рассказывал на паре по истории искусств. А еще Кельн мне долго и с напором советовала попутчица Вика по рейсу Барселона – Москва. Она покорила меня тем, что без спросу купила мне пиво, а потом рассказывала, что встречалась с парнем из Кельна: летала к нему на «Победе» два раза в месяц и кайфовала от приятного, чистого и местами готического городка. 

Такой этот Кельн доступный, красивый и футбольный. Верим в команду!

Павел Зиновьев – с детства за «Вердер», но больше за форму Карра из 2004-го

Я стал болеть за «Вердер» из-за формы. Да, не осуждайте меня. Те, кто видел чемпионский комплект «Бремена» в сезоне-03/04, согласятся, что Kappa с теми футболками шагнула в вечность. 

Сперва это были тяжелые отношения на расстоянии и вся близость сводилась к квакающим радиорепортажам матчей чемпионата Германии, которые я ловил на официальном сайте Бундеслиги, и редким пересечениям в ЛЧ. Самое памятное – 2006-й, «Барселона» – «Вердер» – 3:1 (естественно все было записано на кассету и миллион раз просмотрено).

В 2013-м мы с «Вердером» вышли в оффлайн. Я прилетел в Бремен на организованный клубом фан-уикэнд. Заселился в отель, бросил вещи и отправился изучать город – без навигации, куда глаза глядят. Минут через 20 ноги сами вывели меня на набережную Остердайх, прямо к «Везерштадиону», рядом с которым тренировалась команда. Сердечко защемило. Я понял – мои.

Последние 10 лет жизни «Бремена» – боль и слезы. Но чем глубже погружаешься с командой, тем сильнее к ней привязываешься. Впереди борьба за выживание и реальная угроза первого за 40 лет вылета из Бундеслиги. Когда начинал болеть, мечтал, что застану какой-нибудь исторический момент в жизни клуба. Кажется, это он и есть.

Александр Муйжнек – укутан теплотой «Униона», ведь там всегда Рождество

Выиграет лигу пускай «Боруссия» — ее я полюбил в самое трудное, кризисное время, зато с Коллером, Фрингсом, Деде и Леманном. В борьбе за выживание притоплю за «Вердер» — там давно нет Клозе, Мику и Класнича, но все еще есть карнавал голов (за неделю в декабре влетели «Баварии» и «Майнцу» суммарно 1:11), лаконичное и цепкое лого и Клаудио Писарро.

А прошлой весной, спустя 30 лет вернувшись в первую Бундеслигу, мое сердце украл «Унион Берлин» — в самом деле не клуб, а союз, где симпатично все плоть до левизны, теплой и ламповой. Их болельщики опасались повышения в классе и утраты душевности, а до того спасали клуб от банкротства донорством, вручную отстраивали стадион, в кирпичах на его стене впечатывают свои имена, на ЧМ-2018 заставляли поле диванами, а в Рождество собираются на трибунах со свечками и в нарядах Санты. Я не так против «Лейпцига», как ультрас «Униона» (особенно когда Марсель Забитцер ввинчивает голы «Зениту» и «Тоттенхэму»), но строго за такие традиции как здесь.

А осенью ощутил их на себе, прорвавшись на матч «Униона» в «Доме старого лесника» — так звучит имя стадиона, «Ан дер Альтен Ферстерай». Отдельного труда стоило оформить фанатскую карточку и выиграть в лотерею билет (просто так на матч не попадешь), еще шестидесяти евро — такси из аэропорта «Тегель» на другой конец города, в Кепеник. Успел я все равно только к перерыву, когда «Унион», заслуженный середняк, уже вел у гладбахской «Боруссии», лидера чемпионата, и остаток матча осторожно охранял счет.

Я обошел лесничество по периметру, выцепил пива, поднялся на трибуну (разумеется, стоячую) и был укутан теплотой, какой, наверное, никогда не было на «Олимпиаштадионе» «Герты». Как обещал Денис Причиненко, бывший защитник «Униона» (и «Севастополя» Олега Кононова), болельщики здесь поют постоянно, не свистят даже после разгромных поражений и создают атмосферу не кипящего котла, а домашнего уюта. После игры берлинцы долго провожали своих в раздевалку, тусовались на трибунах, а потом и в биргартене прямо у стен «Лесничества». Как будто Рождество прямо сейчас, а не через месяц.

«Гладбах» тогда обыграли 2:0, другую «Боруссию», дортмундскую, 3:1, а в первом туре новой эры на юго-восток Берлина едет «Бавария». Я лишился членства в фан-клубе (когда еще приеду-то), «Унион» — тренера Урса Фишера, «Ан дер Альтен Ферстерай» — своей главной силы, фанатов. Зато у всех нас есть планы на день воскресенья.

Глеб Чернявский – улыбается «Фортуне», потому что у них форма красивая

Никогда не понимал Бундеслигу – вроде бы такой идеальный бизнес-проект, вроде бы такой кайф для болельщиков, вроде бы само совершенство, но только один и тот же чемпион и никакой интриги. Причем как только Нико Ковач ее возродил, его сразу убрали. А зря – считаю, что Бундеслиге надо было запретить «Баварии» менять тренера. Представьте, какой бы была доигровка! А сейчас чего? Все как обычно скучно.

Поскольку в лучшем случае посмотрю пару матчей первого тура, а потом вернусь к хайлайтам «Спартака»-2004 и хет-трикуа Самедову, мой выбор будет максимально сумасшедшим. Моя команда в фифе в режиме Ultimate Team играет в выездной форме «Фортуны» – она черная и максимально сексуальная.

И болеть буду тоже за «Фортуну» – чтобы она не вылетела. К тому же с Дюссельдорфом связано одно забавное воспоминание. В 2012-м мы с коллегой на стадионе «Фортуны» брали интервью у Андрея Воронина. Он сидел в шапке и с клатчем Louis Vuitton под мышкой, а когда мимо нас проходил его темнокожий партнер, Воронин над ним пошутил: «Хочешь в «Анжи»? Эти ребята могут тебя устроить».

До сих пор помню глаза этого парня – на секунду он поверил и представил, как разбогател.

Андрей Васильев – оживил старую любовь и снова топит за «Боруссию» всерьез

Регулярно писать о футболе я начал именно с Бундеслиги десять лет назад, тексты и сейчас нетрудно найти. Я жил в общаге на 6000 рублей в месяц, тысячу из них тратил на безлимитный интернет йоты и нещадно пиратил все немецкие трансляции «НТВ-Плюс». Реально смотрел по шесть матчей в туре, чтобы делать саммари содержательными.

В сезоне-2010/11 как раз взлетал Юрген Клопп, состав той крылатой «Боруссии» идеально впечатался в память: героический профиль Вайденфеллера, непроходимые Хуммельс-Субботич, реактивные Шмельцер с Пишеком и так далее до Гросскройца, который только поднимался (и еще не мочился в общественных местах), суперпластичного Нури Шахина, нереально выгодного Синдзи Кагаву (взяли за 400 тысяч, «МЮ» купил в 40 раз дороже) и Лукаса Барриоса. Над Робертом Левандовски тогда посмеивались, потому что он нелепо выходил на замену куда-то в глубину и регулярно запарывал.

Десять лет назад у меня появился третий европейский фаворит: «Боруссия» примкнула к «Валенсии» и «Ливерпулю».

Прозвучит суперглупо, но у меня есть три пересечения, которые убеждали: все мои увлечения органичны. Сначала Рафа Бенитес метнулся из «Валенсии» в «Ливерпуль» – вышло достойно. Потом (примерно 2012-й) любимая певица детства вышла замуж за одного из любимых вокалистов: Аврил Лавин и Чед Крюгер из Nickelback – они, правда, развелись через три года, но тут поправочка на то, что в личной жизни посложнее, чем в работе, Бенитес тоже из «Ливерпуля» ушел.

Третье уже очевидно: Клопп в «Ливерпуле» – мечта с проигранного финала ЛЧ-2013.

В нынешней «Боруссии» вокруг Хуммельса, Пищека и немного Шмельцера точно есть люди, которые вспорхнут. Естественно, все новые версии «Боруссии» я инстинктивно сравниваю с той, и как раз актуальная – ближайшая. Поэтому прерванный сезон – мой ренессанс, Дортмунд финально вернулся из режима пушей про результаты к матчам хотя бы фоном.

Максимилиан Алфимов – после провала Кононова верит только в атакующий футбол «Хоффенхайма»

Бундеслига – пожалуй, самый уникальный чемпионат Европы (и самый консервативный): тут до последнего сезона нельзя было выпускать 16-летних пацанов (с очень замороченными оговорками), фанаты протестуют против проведений матчей по понедельникам и пятницам, до сих пор действует правило «50+1» (инвестор не может купить более 49% акций клуба, остальное принадлежит болельщикам) и в таком духе.

Как и в любом правиле, в «50+1» есть исключения. Впрочем, болельщики классических немецких клубов дико этим недовольны – чего только стоит февральская история, когда фаны «Баварии» вывесили на секторе оскорбительные баннеры в адрес владельца «Хоффенхайма» Дитмара Хоппа, судья дважды прерывал матч, а последние 15 минут команды (мюнхенцы вели 6:0) демонстративно перекатывали мяч в центре поля.

Мы подробно рассказывали, почему Хоппа и «Хоффенхайм» не любят в Германии. Но русскому человеку очень тяжело понять, почему бизнесмена так сильно хейтят – он играл за «Хоффенхайм» в любительских лигах, купил команду и за 30 лет довел ее до первой Бундеслиги без гигантских затрат (хотя были трансферы вроде Карлоса Эдуардо за 7 млн евро во второй Бундеслиге), построил академию.

Именно поэтому я с подросткового возраста притапливаю за «Хоффенхайм». Я влюбился в красивую легенду этого клуба: команда из деревни в вышке! Да, формально деревня Хоффенхайм вошла в состав городского округа Зинсхайм и стала одним из районов, но только административно – как Новая Москва. Правда, сам «Хоффенхайм» играет в самом 35-тысячном Зинсхайме: все-таки для деревни стадион на 20 тысяч был бы великоват.

В памяти до сих пор остался первый сезон парней Ральфа Рангника в Бундеслиге – 2008/09, когда чемпионом стал «Вольфсбург»: интернетом я тогда толком еще не пользовался (не представляю вообще, как без него жил), информацию жадно впитывал из «Спорт-Экспресса» и особенно еженедельника «Футбол» (светлая память), потому что слог мне там нравился больше. И на всю жизнь запомнился заголовок «Погнали наши городских» после игры, кажется, как раз с «Вольфсбургом» – звездную компанию Джеко, Графите и Мисимовича деревня обыграла 2:1.

Тогда «Хоффенхайм» выдал старт даже круче, чем чемпионский «Кайзерслаутерн» в 1998 году: новичок, который еще два года назад болтался в третьей лиге, стал неофициальным зимним чемпионом, выиграв первый круг. Потрясающий Сеяд Салихович укладывал штрафные по девяткам, грандиозный Ведад Ибишевич разрывал всю лигу, побив рекорд Герда Мюллера по голам в первом круге, ему помогали могучие Чинеду Обаси и Демба Ба, в опорной зоне цементировал Луис Густаво, в защите отрабатывал русский немец Андреас Бек, а связывал всех худший трансфер в истории РПЛ .

Травма Ибишевича все сломала: босниец пропустил весь второй круг, а «Хоффенхайм» набрал всего 20 очков во втором круге и свалился на седьмое место – бесславный конец прекрасной истории.

Но клубу Дитмара Хоппа удалось задержаться в Бундеслиге – в последние годы «Хоффенхайм» остается одной из самых ярких команд лиги (например, в сезоне-2013/14 они завалили 72 гола, а пропустили 70!), при этом борется за высокие места и добивается успехов: даже играл в Лиге чемпионов год назад и бодался с «Ливерпулем» в квалификации за год до этого.

«Хоффенхайм» открыл футбольному миру Демба Ба, Гильфи Сигурдссона, Роберто Фирмино, Никласа Зюле и кучу других очень крепких игроков. И главное – пожалуй, самого перспективного тренера современности – Юлиана Нагельсманна.

«Хоффенхайм» никогда не садится в защиту и не закрывается – он всегда играет в атакующий футбол. У него нет богатой истории – так что если начинать сейчас, то потом сможете гордиться, что болеете за топ-клуб до того, как он начал побеждать.

Фото: globallookpress.com/Matthias Koch, Jan Huebner/Taeger, nordphoto/Ewert, imago-images.de, Bernd Feil/M.i.S, Paul Zinken/dpa, Christoph Hardt, imago sportfotodienst ; instagram.com/https://www.instagram.com/nagutcheff/; instagram.com/https://www.instagram.com/muyzhnek/; Gettyimages.ru/Thorsten Wagner/Bongarts

«Бавария» все равно чемпион? Решит ли Холанд проблемы Дортмунда (и спасет Фавра)? «РБ» готов к борьбе за титул?