5 мин.

Она не выиграла ни одного «Шлема», но станет первой ракеткой мира

Каролина Плишкова на «Уимблдоне» проиграла во втором круге, но по его итогам возглавит рейтинг.

17 июля 25-летняя чешка Каролина Плишкова станет 23-й первой ракеткой мира в истории женского тенниса. Многие видят в этом признак очередного коллапса, потому что Плишкова возглавит рейтинг по итогам «Уимблдона», на котором вылетела во втором круге. Кроме того, она никогда не выигрывала турниров «Большого шлема».

За последние 52 недели, на основе которых рассчитывается рейтинг, чешка выиграла четыре титула WTA, сыграла в финале US Open, полуфинале «Ролан Гаррос», четвертьфинале Australian Open и в полуфиналах двух турниров Premier Mandatory, которые в плане престижности уступают только «Большим шлемам» и итоговому турниру WTA. На ее счету девять побед над теннисистками Топ-10. До «Уимблдона» она была самой успешной теннисисткой в туре и возглавляла чемпионскую гонку (в которой учитываются только заработанные в этом сезоне очки). После «Уимблдона» она будет первой ракеткой мира, но потеряет лидерство в гонке.

Самая слабая первая ракетка мира?

Плишкова не первой возглавила рейтинг после поражения. Из последних 17 первых ракеток мира пять впервые возглавили таким образом рейтинг  – Плишкова, Амели Моресмо, Дженнифер Каприати, Линдсей Дэвенпорт и Винус Уильямс. Любопытно, что Каприати, Дэвенпорт и Винус обыгрывала француженка  Сандрин Тестю, которую за это прозвали убийцей будущих №1.

Чешка – шестая теннисистка, ставшая первой ракеткой мира без победы на «Шлеме». До нее это делали Ким Клийстерс (11 августа 2003 года), Амели Моресмо (13 сентября 2004 года), Елена Янкович (11 августа 2008 года), Динара Сафина (20 апреля 2009 года) и Каролин Возняцки (11 октября 2010 года). Последние три теннисистки свой «Шлем» так и не выиграли. Клийстерс и Моресмо первую победу одержали примерно через два года после дебюта на вершине рейтинга.

Если сравнивать результаты Плишковой за последний год с другими бесшлемными первыми ракетками, то мы имеем следующую картину.

Клийстерс. На «Шлемах»: финал, два полуфинала и четвертый круг. Девять титулов и шесть финалов уровня WTA.

Моресмо. На «Шлемах»: полуфинал и три четвертьфинала. Четыре титула и пять финалов уровня WTA.

Янкович. На «Шлемах»: два полуфинала, четвертьфинал и четвертый круг. Один титул и три финала уровня WTA.

Сафина. На «Шлемах»: два финала, полуфинал и третий круг. Четыре титула и  пять финалов уровня WTA.

Возняцки. На «Шлемах»: полуфинал, четвертьфинал и два четвертых круга. Шесть титулов и один финал уровня WTA.

Плишкова. На «Шлемах»: финал, полуфинал, четвертьфинал и второй круг. Четыре титула и один финал уровня WTA.

Результаты Плишковой за отчетный период точно нельзя назвать самыми слабыми. Зато она уступает всем пятерым предшественницам по количеству хороших выступлений на «Шлемах». Чешка всего три раза выходила во вторую неделю и все три за прошедший год. Моресмо делала это 15 раз, Клийстерс – 10, Янкович – 9, Сафина и Возняцки – по 8.

По количеству выигранных титулов к моменту попадания на вершину рейтингу Плишкова обходит только Янкович. У сербки их было 6, у Плишковой и Сафиной – по 9, у Возняцки – 12, у Моресмо – 13, у Клийстерс – 16. Янкович к тому же была единственной, кто никогда не играла в финале «Большого шлема» до того, как стала №1. Тут еще нужно отметить, что из этой группы все, кроме Моресмо, на момент попадания на первую строчку были младше Плишковой, но все, кроме Янкович, достигли большего.

И если смотреть статистику, то самой слабой первой ракеткой мира была Елена Янкович. Но в первое пришествие она и провела на первой строчке всего неделю. Потом сыграла в финале US Open, выиграла три титула и вернулась на вершину еще на 17 недель, из которых восемь пришлись на межсезонье.

Или дело в туре?

Плишкова не виновата в том, что стала первой ракеткой мира. Она просто играла матчи, довольно много выигрывала, иногда проигрывала, и так оказалось, что в последние 52 недели в WTA она была самой стабильной. Если это о чем и говорит, то о состоянии женского тенниса вообще.

Реклама 18+

Посмотрите на то, что пришлось сделать Ким Клийстерс, чтобы стать бесшлемной первой ракеткой мира.  За 52 недели она сыграла в пятнадцати финалах, выиграла девять и только на двух турнирах за это время не дошла до полуфинала. Клийстерс попросту доминировала в туре.  Это не идет ни в какое сравнение с тем, что делали бесшлемные №1 после нее.

Сейчас в туре нет доминирующего игрока, и крупные турниры выигрывают разные теннисистки. За последние 52 недели три «Больших шлема» и четыре Premier Mandatory между собой разделили семь человек. Если Йоханна Конта выиграет «Уимблдон», то станет единственной, кому удастся взять два титула такого уровня. Следующие по престижности пять турниров Premier 5 разделили между собой четыре человека – только Элина Свитолина смогла выиграть два трофея. При этом Свитолина только на одном «Шлеме» дошла до четвертьфинала.

Итоговый турнир в прошлом году выиграла Доминика Цибулкова,  которая не взяла ни одного трофея из числа 13 самых престижных. Алена Остапенко победила на «Ролан Гаррос», но на других турнирах особо не блистала, поэтому на первую строчку пока не претендует. Серена Уильямс выиграла Australian Open и ушла в декрет. Елена Веснина выиграла Индиан-Уэллс, но больше ни на одном турнире не играла в финале, а на «Шлемах» не проходила дальше третьего круга.

В общем, суть понятна – в туре нет безоговорочного лидера, очки распределяются между большим количеством игроков. По итогам «Уимблдона» у Плишковой будет меньше очков, чем у Петры Квитовой было в конце 2011 года, который она закончила второй ракеткой мира. Ли На в свое время была второй ракеткой мира, имея на 700 очков больше, чем сейчас есть у Плишковой. Агнешка Радванска закончила сезон-2012 четвертой, имея на 600 очков больше, чем Плишкова в качестве первой ракетки мира.

Кто-то скажет, что нынешний WTA-тур слаб. Кто-то – что в нем безумно высокая конкуренция, что он как никогда интересен и непредсказуем. Как бы там ни было, в этом туре Каролина Плишкова на данный момент лидер. Хорошо это или плохо.

Фото: REUTERS/Stefan Wermuth; Gettyimages.ru/Robert Laberge, Ian Walton