5 мин.

«Сейчас я в лучшей форме за всю карьеру». Стефан Да Коста – об игре с Радуловым и жизни в Америке

Никита Коротеев встретился с одним из лучших игроков начала сезона в КХЛ и поговорил про переезд из Парижа в Техас и игре в одной тройке с Радуловым.

- «Профессиональный хоккеист? Во Франции кто-то играет в хоккей?» Часто приходится слышать подобное?

– Чаще, чем хотелось бы. Я встречал множество людей, убежденных в том, что во Франции нет хоккея. А вообще-то вид спорта у нас в стране развивается. Два парня играют в НХЛ, я вот здесь, много парней в сильных европейских лигах – Финляндия, Швейцария, Германия. Да и на последнем чемпионате мира мы хорошо выступили. 

- Ты парижанин, а в России есть выражение «Увидеть Париж и умереть». Это правда лучший город Земли?

– Я лично не встречал ни одного человека, которому Париж бы не понравился. Наверное, у города действительно есть какая-то магия. Но для меня это просто место, где я родился и вырос, не более того. 

- Парижане правда не любят туристов?

– С чего ты взял? Мы привыкаем к этому с детства. К тому же, многие на приезжих зарабатывают и строят свой бизнес: чем больше туристов, тем лучше дела.

- Это правда, что ты ни слова по-английски не знал до переезда в Америку? Мне казалось, что в Европе все более-менее знают язык.

– Чистая правда. Учить-то английский в школах учат все, но вот отношение разное бывает, а я был не самым прилежным учеником. А потом мне только-только исполнилось 17 и я оказался в Америке, где не только язык другой, но и есть определенный акцент, какие-то выражения, темп самой речи. Пришлось учиться на ходу. 

- Переезд из Парижа в Техас – сложно представить себе что-то более забавное.

– Ну да. Из города ты переезжаешь в... ковбойский город. Вообще все иначе. Первое, с чем я столкнулся – скука. Я реально не знал, чем заняться в свободное время. А, нет, первым был языковой барьер. В общем, через три недели я позвонил родителям и попросил их забрать меня отсюда. Но мама с папой сумели убедить меня в том, что дальше все будет только лучше.

- Ты сказал ковбойский город...

– Парни в сапогах и шляпах – это не миф. Почти все в них ходят. Даже полицейские. Приходишь на игру – там на трибунах одни ковбои.

- Мы много знаем о молодежных лигах Онтарио и Квебека, множество молодых россиян уезжает туда каждый год. А ты играл в американских хоккейных лигах, и у тебя во всех командах великолепная статистика. Ты был слишком хорош для США?

– Я бы так не сказал. NAHL была для меня тестом – первый год в Штатах, мне удалось справиться в новых условиях. Потом я сделал шаг вперед, в USHL – там я не феерил, но в целом был доволен. Я не был звездой или суперталантом, просто все как-то удачно складывалось, я шел дальше и дальше. Чем хороша USHL? Возможностью попасть в колледж по спортивной стипендии. Это еще 4 года для работы над собой и подготовки к профессиональному хоккею, ты выпускаешься почти в 25 лет. А еще ты образование получаешь.

- У тебя есть высшее образование?

– Вообще-то нет. Я же после двух лет обучения перешел в профессионалы. Но я учусь удаленно, мне осталось два предмета сдать. Кстати, за колледж я теперь плачу сам – как только я подписался в НХЛ, спортивную стипендию у меня забрали.

- Я перед интервью вспоминал, с чем у меня ассоциируется «Оттава Сенаторс»: Яшин, Альфредссон, теперь Карлссон...

– Гончар?

- Вот, я даже про него забыл. Все это к чему: у нас много болельщиков больших энхаэловских клубов, а про команды типа «Оттавы» мы знаем меньше.

– Мне там очень нравилось. Половина города разговаривает на французском. Но игра за канадскую команду – это на самом деле испытание, ты сталкиваешься с очень серьезным давлением. Проведи пару слабых матчей, и у тебя тут же возникнут неприятности. 25 журналистов в раздевалке даже после тренировки. В первый год я каждый день на протяжении трех недель разговаривал с журналистами, меня спрашивали обо всем – о прошлом, о семье, о том, где и как я играл до «Оттавы».

- У Яна Муршака есть серьезное достижение – он второй по результативности среди словенцев в НХЛ. У тебя есть свой личный энхаэловский рекорд?

– Наверняка есть... Думаю, я третий гражданин Франции, который принял участие в матче НХЛ, после Филиппа Бозона и Кристобаля Юэ. Помню, я смотрел на Бозона и думал: нет ничего невозможного, даже французы могут играть в лучшей лиге мира. Ну и, конечно, я восхищался такими парнями, как Буре или Федоров.

- Помнишь свой первый контакт с ЦСКА?

– Как раз Сергей Федоров говорил со мной по телефону во время чемпионата мира в Минске. Он сразу оговорился, что не хочет меня отвлекать и просто позвонил сказать, что в ЦСКА за мной следят и хотят пообщаться после окончания турнира.

- У тебя уже сложилось какое-то представление о КХЛ?

– Да, мне нравится уровень, ничего плохого не могу сказать. Это совсем не похоже на НХЛ, но это качественная лига. Хоккей достаточно быстрый и оборонительный, как мне кажется, забивать непросто.

- Я обратил внимание, что во время игр Радулов тебе постоянно что-то говорит.

– Мы хоккей обсуждаем – как перемещаться в средней зоне, как действовать в большинстве, такие вещи по большей части. Мы же не шесть лет вместе играем, поэтому и хотим побыстрее понять друг друга. 

- Вы с ним не очень похожи – в первую очередь в том, что касается темперамента.

– Это точно. Я спокойный в жизни. Порой мне бывает сложно не обращать внимания на то, как Радулов реагирует на некоторые вещи, но он просто такой эмоциональный человек. Я стараюсь не придавать этому большого значения. 

- Все в ЦСКА говорят, что предсезонка Квартальнова – сложнейшая в их карьере. Ты смог бы сам себя так к сезону подготовить?

– Нет, однозначно. Здесь просто есть два разных подхода – можно готовить так, как это делал наш тренер. Я в лучшей форме за всю свою жизнь, посмотри на команду и на наши результаты – вопросов нет. Но есть и более легкий путь – готовиться так, как это делают в НХЛ. Это намного проще, в первую очередь для хоккеиста. 

- У вас впереди сложнейший выезд сезона. Уже знаешь чем займешься в самолете до Владивостока?

– Понятия не имею. Честно говоря, я немного напуган, потому что и предыдущий выезд (Минск – Мытищи – Загреб – Братислава – прим. Sports.ru) был непростым. А про этот говорят, что он вообще самый тяжелый... Наверное, буду стараться спать как можно больше.

«Красно-Синий Лед» со Стефаном да Костой

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов