3 мин.

Размышляя об НБА

Фото: РИА Новости/Сергей Кузнецов

Так здорово вернуться. Так здорово вновь оказаться в мире, где все знакомо, ощутить полную поддержку руководства клуба, каждый день видеть лица друзей и вместе с великолепным штабом готовиться к сезону. В том, что касается организации, условий для работы и возможности участвовать в стратегическом планировании, не думаю, что в Европе есть место лучше, чем ЦСКА.

Знаю, что сезон будет очень тяжелым. На нашем пути встретится множество преград, но в то же время у меня нет ни малейших сомнений, что мы сможем выступить на должном уровне. В настоящее время мы просто знакомимся – игроки, тренеры, члены штаба. Но при этом близость в общем понимании баскетбола, которое я вижу, дарит мне чувство абсолютной уверенности. Плюс очень важно, что наши опытные игроки, особенно капитан Виктор Хряпа, демонстрируют желание и готовность вести партнеров за собой.

И все же прежде, чем подробно поговорить о ЦСКА и нашей подготовке к новому сезону, я бы хотел в последний раз оглянуться назад и поделиться мыслями о периоде моей работы в НБА, чтобы закрыть несколько тем, о которых меня спрашивают время от времени.

Иногда я слышу вопросы о молодых игроках и различиях в подготовке, которые существуют между Европой и США. Что ж, мне кажется, что молодые игроки по всему миру похожи. Сейчас, когда обмениваться информацией стало так просто, даже системы тренировки становятся все более близкими. Так что едва ли не единственное отличие успешной карьеры от неудачной заключается в том игровом опыте, который получает молодой баскетболист по мере взросления.

В Америке игрок, развивающийся в рамках хорошей университетской программы под началом квалифицированного специалиста, получает огромный опыт. В противовес у Европы есть Евролига – тяжелый напряженный турнир, количество и значимость матчей которого дают молодым игрокам определенное преимущество над их американскими сверстниками. Существует огромная разница между возможностью проводить порядка 70 матчей в год в национальных первенствах и Евролиге и ограничением в 30 матчей на студенческом уровне, даже если ваша команда дошла до финальной стадии «Мартовского безумия».

Алексей Швед – самый последний пример молодого игрока, которому пошло на пользу участие в значительном количестве невероятно напряженных матчей на старте карьеры.

Что касается базовых вещей, то мы в Европе все же переоцениваем их значимость. В США превалирует мнение, постоянно ведутся дебаты касательно того, что их игроки, конечно, летают по площадке, перепрыгивают соперников, вытворяют невероятные штуки и в целом вовсю пользуются атлетическими способностями, но при этом игроки из других стран гораздо более разносторонни с точки зрения базовых умений. Думаю, в этом есть определенная доля правды, хотя при этом здесь многое зависит от того, какой университет посещал американский баскетболист.

В Европе главный тренер часто считается связующим звеном между командой и руководством, а в ряде случаев даже частью последнего. В НБА тренеры само собой тоже принимают участие в принятии решений, но не так глубоко. Они, скажем так, выражают сугубо профессиональную точку зрения, которая, естественно, важна, но составляет лишь часть процесса. Дело в том, что не все решения принимаются на основании чисто баскетбольных требований. Финансовые аспекты, стратегия и потолок зарплат также являются весовыми факторами.

При этом даже в Европе многое зависит от мировоззрения клуба, мировоззрения владельца и уровня доверия к тренеру. Философия ЦСКА заключается в том, чтобы вовлекать тебя в процесс принятия стратегических решений. Вас просят выражать свою точку зрения, и ваше мнение ценится. В то же самое время есть немало клубов, где тренеры никак не могут повлиять на командную стратегию.

Что делает НБА уникальной, так это освещение в СМИ. Лига научила тренеров и игроков строго придерживаться двух правил. Прежде всего, каждый раз, когда они общаются с журналистами или болельщиками, они обязаны продвигать образ игры и лиги, представлять его в правильном свете. Они ощущают общность и понимают, что все они – часть одного продукта, одного шоу. Во-вторых, все – игроки, тренеры, менеджеры – обязаны отвечать на вопросы прессы. Сложно представить, чтобы НБА мирилась хоть с кем-то, кто отказывается разговаривать с представителями СМИ.