2 мин.

Форма «Витебска» попала в коллекцию нидерландского музея. В Эйндховене обожают супрематизм

Не устаем восторгаться.

В конце сентября белорусский «Витебск» представил необычный комплект: основа узора – агитационный плакат Лазаря (Эль) Лисицкого «Клином красным бей белых», впервые опубликованный в 1920-м в Витебске.

Форма – художественная интерпретация дизайнера Владимира Горза. От призыва бить белых осталось одно слово – «Бей». Главный посыл: «Время меняется. Смыслы меняются. Искусство и спорт вне времени».

Концепцию формы придумал Даниил Чалов – в монологе Sports.ru он рассказал детали.

Великолепную идею оценили не только мы – музей современного искусства Ван Аббе в Эйндховене включит комплект формы в свою коллекцию.

«Плакат «Клином красным бей белых!» – один из самых мощных рисунков Эль Лисицкого. Работа Лисицкого по-прежнему актуальна и сегодня, его идеи и идеи УНОВИСа живы и 100 лет спустя», – отмечает директор музея Чарльз Эше.

От нидерландской стороны картину принимал временный поверенный в делах Нидерландов в Беларуси Эрик-Ян ван Оостерхоут – правда, пока только по видеосвязи (коронавирус ограничивает).

«Некоторые представители УНОВИСа творили в Нидерландах. Скульптура Осипа Цадкина «Разрушенный город» стала национальным памятником Нидерландов: она напоминает, что нацистские бомбы разрушили старый Роттердам в сороковом году.

В двадцатых годах прошлого века Эль Лисицкий работал в Нидерландах, и мы гордимся, что его богатая коллекция находится в музее Ван Аббе. Эти культурные связи помогают взаимопониманию между нидерландским и белорусским обществами и составляют основу для дальнейших связей», – говорит чиновник.

Журналист Алексей Радинский рассказывает: Эйндховен – цитадель конструктивизма в Нидерландах. Все из-за того, что город – фактически огромный офис Philips. Особая любовь к Эль Лисицкому: в Эйндховене вторая по численности (после Третьяковской галереи) коллекция произведений Эля Лисицкого.

Во второй половине прошлого века выставки Лисицкого в Ван Аббе происходили раз в десять лет, а с начала 2000-х подборка его произведений стала почти постоянной экспозицией.

Выставка «Лисицкий и современники» продолжалась в музее шесть лет (!): с 2003 по 2009 года.

Подробнее про форму «Витебска» и школу супрематизма в Беларуси читайте тут

А вот здесь – монолог Даниила Чалова