Начинаем новый сериал Sports.ru с «Ливерпуля»: едем к каждому клубу АПЛ и рассказываем все о городе и традициях
«Романтичный клуб в до глупости романтичном и сентиментальном городе».
Всем привет, я Дария Конурбаева, английский корреспондент Sports.ru и Okko. Последние несколько лет я все выходные провожу на стадионах АПЛ, от Ньюкасла до Саутгемптона, и накопила столько информации, впечатлений и эмоций, что мы решили сделать из этого целый сериал.
20 историй на стыке репортажей, путеводителей и зарисовок, главная цель которых – понять, что же делает каждый из клубов АПЛ особенным. Что они значат для своих болельщиков, как влияют на район вокруг стадиона и даже целый город.
А еще – как на фанатах, командах и городах сказалась пандемия, потому что это фактор, который определяет нашу жизнь последние два года.
Из-за ковида прошлый сезон получился не самым богатым на события и путешествия, но точно самым странным (и иногда страшным). К журналистам привычная жизнь вернулась раньше, чем к остальным: как только футбол запустился заново в июне 2020-го, мы вернулись на трибуны – и привозили в репортажах детали новой извращенной реальности. Закрытые для болельщиков «Стэмфорд Бридж» и «Олд Траффорд» оглушали звенящей тишиной, пустые улицы Ливерпуля и Манчестера выглядели как кадры из фильмов ужасов. Общая посещаемость всех 380 матчей прошлого сезона – 180 601 человек. В обычное время столько вмещает один субботний слот в 3 часа дня, если одновременно играют «Юнайтед», «Тоттенхэм», «Вест Хэм» и «Ньюкасл».
В Великобритании коронавирус воспринимался как глобальная катастрофа, и не только из-за 135 тысяч погибших (это второй показатель в Европе после России). Страна полтора года справлялась с сильнейшими экономическим и психологическим ударами. Я бесконечно повторяю эту цифру, но только ее осознание даст вам понимание того, как сильно пандемия прошлась по Британии: с марта-2020 по апрель-2021 страна провела 8 месяцев в локдаунах разной жесткости. Из них 7 были закрыты все магазины, кроме продуктовых и аптек, не работали школы и сотни заведений по всей стране, от крошечных кофе-хаусов до фешенебельных ресторанов.
Почти все это время людям было запрещено видеться с кем-то кроме сожителей, а прошлой зимой у британцев натурально отобрали Рождество, с 20 декабря запретив массовые походы в гости. В стране, где этот праздник считается главным и часто единственным ежегодным поводом для встреч с семьей. Многие мои английские знакомые провели Рождество вдали от родных впервые в жизни, оставшись в пустых лондонских квартирах вместо традиционной поездки к родителям в регионы. Несколько человек все же поехали домой в начале 2021-го, но по более ужасным поводам: из-за сильной второй волны эпидемии начали умирать бабушки и дедушки.
Значительная часть индустрии развлечений, вроде ночных клубов, концертных залов и театров, не открылась даже в моменты послаблений прошлым летом и возвращается к нормальной жизни только сейчас (хотя спектакли отменяются с отчаянным постоянством, потому что труппы регулярно подхватывают ковид и вынуждены переносить представления).
Поэтому придется говорить о футболе и в контексте пандемии, хотя мы все чудовищно устали от нее, особенно в спортивных текстах. К сожалению, последние два года в Англии все процессы, включая футбол, невозможно рассматривать без этого слона в комнате. Жизнь раскололась на до, во время и после – и мы поговорим о каждой части отдельно.
В этом сезоне я планирую объехать все 20 стадионов АПЛ. На 19 из них я уже была («Брентфорд», я скоро, обещаю!), но хочется приехать еще: ведь сейчас на них больше жизни, чем когда-либо. Одновременно с этим я разговариваю с болельщиками, людьми в клубе, нынешними и бывшими футболистами и тренерами – и просто жителями, владельцами местных бизнесов и наконец-то возвращающимися туристами.
Начинаем с «Ливерпуля», клуба и города, которых коронавирус лишил самого ценного – возможности отпраздновать первое за 30 лет чемпионство.
До: главный порт империи, музыкальная столица Британии и футбольный клуб в стиле рок-н-ролл
Если описывать Ливерпуль одним словом, то это будет слово «стремительность». История города развивалась скачками, которые раз за разом приносили ему моментальный прорыв мирового масштаба.
Ранний Ливерпуль интересен разве что смешным фактом про его размеры: в середине 1500-х на берегах Мерси жили всего 500 человек. Близость к морю постепенно превращала город в значимый порт, а индустриальная революция XIX века запустила Ливерпуль в космос. За столетие он стал главным портом Британской империи, точкой, связывающей Европу с Америкой, и одним из главных городов континента, получившим прозвище «Нью-Йорк Европы». Здесь оседали мигранты, преимущественно из Ирландии, и в разные периоды столетия экономика Ливерпуля оказывалась даже мощнее лондонской. Здесь же внедрялись главные инновации: первые в мире железные дороги, трансатлантические пароходы, трамваи и электропоезда появились именно в Ливерпуле.
В XX веке известности Ливерпулю добавило искусство. В 1960-е The Beatles сделали Мерсисайд столицей бит-музыки – стиля на стыке рок-н-ролла, ритм-н-блюза и соула. Другие виды искусства не отставали: по количеству галерей, музеев и исторических зданий Ливерпуль вырвался на второе место в Британии после Лондона.
***
У сегодняшнего Ливерпуля есть два открыточных вида: площадь перед центральным вокзалом и набережная Мерси.
Первый встречает любого сходящего с поезда мощной панорамой из St George’s Hall (концертного зала XIX века), шпиля радиовышки Radio City и огромного экрана, на котором крутят то виды города, то рекламные ролики за тысячи фунтов (еще бы, через вокзал Lime Street проходят до 15 млн пассажиров ежегодно).
Второй – напоминание о том, что два столетия Ливерпуль был главным портом Британской Империи. Теперь здесь история заброшенных портовых складов мешается с новыми зданиями Royal Albert Dock, который запустил реновацию всего Мерсисайда в 1980-х, а теперь стал самой посещаемой достопримечательностью Великобритании вне Лондона. Здесь сгруппировались музеи Ливерпуля, мореплавания, современного искусства и The Beatles, а также вид на реку Мерси, которая раскинулась на километр в ширину.
Между этими локациями расположен чуть менее фотогеничный, но тоже величественный центр города, который торговые центры и кварталы делят с клубами и барами.
Эта логика британского градостроительства (забить центральную улицу любого города магазинами) удобна и прибыльна, но везде оставляет примерно одинаковое первое впечатление. С центрального вокзала вы сразу попадаете в толпу людей с пакетами из масс-маркета и уличных музыкантов, а ближе к вечеру приходится лавировать между компаниями, дрейфующими от одного бара к другому.
Большая часть достопримечательностей Ливерпуля связана с The Beatles: интерактивный музей в Royal Albert Dock, Cavern Club, в котором выступала группа, памятник ливерпульской четверке на набережной. Для самых увлеченных фанатов – места песен группы, вроде Strawberry Field и Penny Lane.
Однако когда впервые приезжаешь в Ливерпуль, сильнее всего впечатляют не открыточные виды или памятник Джону Леннону у Cavern Club. В первые минуты, часы или даже дни в Ливерпуле сбивает с ног скаузерский акцент.
6 с половиной лет назад Ливерпуль стал первым английским городом, куда я выбралась из Лондона. В мартовский перерыв на сборные на «Энфилде» давали товарищеский матч команд Джеррарда и Каррагера. С репортажа с той игры начался этот блог, а название London Eye придумал нынешний главный редактор Sports.ru Влад Воронин, пока я ехала в поезде из Лондона.
Скауз, который не всегда понимают даже британцы и который наверняка входит в топ-3 самых непонятных вариаций английского (вместе с произношением ирландцев и выходцев из Глазго), натурально заставил меня проверить, а точно ли я еще нахожусь в Британии – или поезд завез меня в страну с другим языком. В кофейне я общалась с баристой минут 7. Кажется, он пытался выяснить, черный мне кофе или с молоком, и если да, то с каким именно. Я не понимала ни звука и в итоге чуть не плача попросила налить что угодно.
Примерно с такой же проблемой я столкнулась в автобусе до «Энфилда»: покупка билета у водителя заняла не сильно меньше времени, чем сама поездка. От центра города до спальных окраин, где базируются оба мерсисайдских стадиона («Энфилд» и «Гудисон Парк» разделяет всего километр), – всего минут 15 на общественном транспорте. В хорошую погоду можно даже прогуляться до стадиона: правда, в течение часа придется несколько раз карабкаться на холм. Кстати, весь район между центром города и стадионами называется Эвертон.
А на самом «Энфилде» тогда случилось первое футбольное чудо. Я наудачу стукнулась в кассы за пару часов до матча двух легенд, билеты на которой были распроданы за недели до. Ровно в этот момент кто-то отменил бронь и позволил мне тем самым прорваться на еще старую центральную трибуну: до реконструкции, с традиционными для английского футбола балками, перегораживающими вид на поле.
Это был добрый и неожиданно солнечный мартовский день. Следующие несколько лет Ливерпуль был не настолько гостеприимен: все приезды приходились на конец осени или начало весны, и без того отвратительная в это время британская погода усложняла жизнь ветром с Мерси и почти стопроцентной влажностью: дождь тут часто буквально застревает в воздухе. Одновременно с этим мне все больше нравилось в Манчестере: поводов приехать туда было в два раза больше, потому что «Сити» и «Юнайтед» аккредитовывали на еврокубки охотнее «Ливерпуля», и я вывела для себя теорию, что в противостоянии двух городов-соседей личная симпатия тоже должна была на стороне кого-то одного.
А затем магия Клоппа начала работать, и случилось то, что мне здорово объяснил болельщик «Ливерпуля» и ведущий подкаста The Anfield Wrap Нил Аткинсон: «Мы не можем отделить клуб от города. Я люблю Ливерпуль, и то, как футбольный клуб позволяет людям влюбиться в этот город. Сейчас мы скучаем, действительно скучаем по фанатам-туристам, которые приезжали на матч – и влюблялись в город, в его уникальный дух и атмосферу».
«Ливерпуль» тогда квалифицировался в Лигу чемпионов (сейчас сложно поверить, что между 2015-м и 2017-м он в ней не играл), парни Клоппа начали творить магию, а болельщики и клуб, и без того тесно связанные, влюблялись друг в друга заново.
«В 2015-м Клопп привел игроков к Копу после ничьей 2:2 против «Вест Брома», когда мы сравняли на 97-й минуте, – вспоминает Нил. – Юрген тогда получил много критики, особенно он возрастных фанатов «Ливерпуля» в британских медиа: мол, вы не должны праздновать ничью. Но это был показательный момент: мы все остались до конца, мы все верили, и мы все были вместе. С того момента строились более крепкие отношения между фанатами и игроками. Эта связь отличает «Ливерпуль».
Юрген шутил с журналистами, на всякий случай влюбляя в себя еще и их. Когда пресс-конференции еще проходили вживую, общение тренера с медиа напоминало качественный стенд-ап. Удивительнее всего было ощущение, что он не заигрывает с репортерами и не пытается завоевать их симпатии. Наоборот, очень жестко держит дистанцию, но делает это так незаметно и в балансе с искренней открытостью, что это влюбляло в себя ровно так же, как и игра команды.
После финала в Киеве «Ливерпуль» стал еще и олицетворением добра в борьбе с Рамосом несправедливостью, и на два следующих сезона на стадионе поселилась, как писал Виталий Суворов, настоящая шаровая молния. Клуб с первых еврокубковых матчей сезона-2018/19 рвался к трофею, и это ощущалось на «Энфилде» на каждой игре, особенно когда после пары поражений на выезде последние туры группового этапа превратились в фактический плей-офф. В чемпионате шла рубка насмерть с «Сити»: ее финал я досматривала с Копа, и это до сих пор одно из самых ярких впечатлений моей футбольной жизни. Объяснить словами, как работает магия главной трибуны «Энфилда», невозможно, на исполнение YNWA можно годами смотреть с центральных секторов, но только на легендарной трибуне эта мелодия бьет чистым электричеством.
В день второго подряд финала ЛЧ город, который и без того часто ощущается как локация лишь одного клуба (постарайтесь не говорить так в присутствии фанатов «Эвертона»), насквозь пропитался красным. После матча Ливерпуль не спал, а на следующий день выпалил один из лучших чемпионских парадов в истории Англии. Вечеринки такого масштаба случаются нечасто, но все в «Ливерпуле» были уверены: мы повторим это через год, когда выиграем АПЛ.
К зиме-2020 расклады понимали уже все. Болельщиков колотило, и фанаты, особенно ждавшие этого три десятка лет, весь год закупались шампанским и планировали к финишу накопить 90 ящиков.
А потом «Ливерпулю», который к этому моменту обожали все (кроме соседей из Манчестера и синей стороны города), подрубили крылья.
Пандемия: безлюдные улицы, пустой «Энфилд» и потерянный чемпионский парад
В пандемию отсутствие людей в обычно переполненных местах ударило по восприятию Ливерпуля сильнее всего. Экран у вокзала встречал тревожными Stay home – Protect the NHS – Save lives (оставайтесь дома – защищайте систему здравоохранения – спасите жизни). Church street, на которой музыканты раньше стояли в 10 метрах в друг от друга, звенела тишиной, а витрины магазина были заколочены досками. На набережной предвестником апокалипсиса замерло колесо обозрения, застывшее в полуразобранном состоянии.
На вопрос о том, кто сильнее всего пострадал в пандемию, нет точного ответа. В маленьких городах стремительно развивалась и без того сильная безработица, а по большим сильно ударили закрытые границы и ограничения для туристов. Ливерпуль – во второй категории.
«Мы очень социальный город, – объяснил Sports.ru комментатор клубного телевидения «Ливерпуля» Джон Брэдли. – Это город с богатой ночной жизнью, где люди любят приятно проводить время вне дома. И мы всегда рады приезжающим к нам, это отмечают все гости. Вы видите это по количеству круизных лайнеров, проходящих через Ливерпуль.
Футбольный туризм тоже процветает на стыке спорта и местных достопримечательностей. Я помню, когда мы играли с «Зенитом» в 2013-м, со «Спартаком» пару лет назад, когда к нам приезжали «Анжи» и «Рубин», то все хотели увидеть музеи, клуб, в котором выступали The Beatles, их статую на набережной. Ограничения сильно ударили по городу не только с финансовой стороны, но и с эмоциональной: ливерпульцы больше не могли принимать гостей».
***
На концовку чемпионского сезона даже внутри «Ливерпуля» смотрят по-разному. Джон Брэдли, работающий в клубе, точнее всего передает эмоции находящихся внутри: «К тому моменту, как мы выиграли трофей, было чувство облегчения, что сезон все же смогли закончить, а мы – выиграть АПЛ впервые за 30 лет. Конечно, невозможность отпраздновать стала огромным разочарованием. Но когда началась пандемия и футбол остановился, было много спекуляций, что сезон вовсе отменят. Так что для большинства фанатов итоговый трофей стал радостью, потому что мы все-таки его получили. И это было важнее, чем возможность быть на стадионе, когда вручали кубок».
Сами фанаты считают, что невозможность отпраздновать с командой сильно смазало чемпионство. Нил Аткинсон даже в сентябре-2021 рассказывал мне о неслучившемся год назад параде почти со слезами на глазах:
«После того, как мы выиграли Лигу чемпионов, игроки говорили о параде как о событии, во время которого они чувствовали себя ближе всего к фанатам. За сезон до этого был матч с «Ромой», где случилась атака на Шона Кокса, и на ответном матче в Риме игроки пришли к гостевой трибуне с баннером в его поддержку. Это основная идея: мы в этом все вместе. Что мы делаем на поле – это имеет значение. Ваши песни и голос – они имеют значение. Ваша вера – имеет значение.
И мы прошли через это все. Но итоговый момент празднования первой за 30 лет победы в АПЛ у нас отобрали. Это было болезненно для меня, для болельщиков, для фанатов по всему миру.
Мы записывали подкаст The Anfield Wrap в феврале-2020 в Дублине, и вопрос, который мне задавали ВСЕ: «Когда именно будет парад?» Лига к тому моменту была выигранным делом, и все начали бронировать выходные на работе, самолеты и гостиницы. И в итоге никто его не получил. Ни фанаты, ни наши игроки, которые совершили невозможное впервые за 30 лет.
У нас не было момента, который мы могли бы разделить все вместе. Мы праздновали в тишине. Я ушел на пляж и запускал фейерверки в ночное небо, но это совсем не то. Это был бы невероятный день для всего Ливерпуля, и то, что этого не случилось, разбивает нам сердце.
Возможно, поэтому прошлый сезон сложился не так удачно для клуба. Потому что если вы строите клубную культуру и ментальность, которая основана на ощущении единства, ощущении коллектива, как это делает Клопп, то когда у вас отбирают это… Это не просто идея фанатов, которых пускают или нет внутрь стадиона. Да, пустые трибуны сильно влияют на некоторые клубы. Но наш клуб строится вокруг комьюнити. Это ударило по нему очень сильно».
Спад, последовавший после чемпионства, был неизбежен, но пустой «Энфилд» ударил по команде сильнее, чем по другим. К моменту игры с «Бернли» «Ливерпуль» не проигрывал в 64 домашних матчах АПЛ подряд. Одна неудачная игра не стала бы трагедией – все серии когда-нибудь заканчиваются. Но отсутствие фанатов подтолкнуло команду в пропасть жуткой для клуба серии из 6 поражений на «Энфилде».
«Если бы мы были на трибунах в день матча с «Бернли», то все равно остались бы до конца, – говорит Нил. – Мы бы спели им YNWA в конце, мы бы все равно устроили им овацию. Пенальти на 83-й минуте, такое случается, ты иногда проигрываешь по ошибке. И фанаты нужны для того, чтобы принести команде ощущение: «да, мы проиграли, такое бывает, но следующий матч мы начнем с нуля – все вместе».
С фанатами на стадионе «Ливерпуль» бы не проиграл 6 матчей подряд дома после такой серии без поражений. Этого просто не могло случиться. И да, на «Ливерпуль» очень сильно влияло отсутствие фанатов, как домашних, так и гостевых. Они скучали по нам точно так же, как и мы по ним».
Пока команда мучилась на пустых стадионах, болельщики страдали дома. У «Ливерпуля» удивительно мощный костяк выездных фанатов, многие из которых годами и десятилетиями не пропускали ни одной игры клуба. После многих лет на самых разных гостевых трибунах в Англии, Европе и даже Катаре, куда они ездили на клубный чемпионат мира, оказаться перед телевизором было чудовищно.
Фил Роос, болеющий за клуб с 1970-х, матч чемпионского сезона против «Эвертона» смотрел в бешенстве: «Игру комментировали Мартин Тайлер и Гари Невилл. Гари никогда не должен комментировать матчи «Ливерпуля», потому что мы знаем, что он про нас думает. Тайлер тоже не самый большой наш фанат. Так что в среду (когда «Ливерпуль» уже в статусе чемпионов обыграл «Кристал Пэлас» – Sports.ru) мы включили радио и впервые за много много лет слушали трансляцию. Было лучше, чем матч по ТВ. Но это очень и очень странно: впервые за годы не быть на стадионе».
Сезон-2020/21, приправленный неудачными сериями команды, ударил еще сильнее. «Люди перестали получать удовольствие от футбола, – считает Нил. – Слушайте, футбол – невероятное событие и хорошее зрелище, а матчи «Ливерпуля» часто самые яркие 90 минут моей недели. Если вы болеете за «Ливерпуль», то каждую неделю наблюдаете за одними из лучших футболистов в мире. Это абсолютная магия. Они могут иногда проигрывать, но как они обращаются с мячом, как двигаются на поле, находят свободные зоны, атакуют… Это незабываемо.
Потерять регулярные встречи с друзьями, перед и после каждого матча… Например, мы только что посмотрели матч против «Челси», и вечером в городе будет большая вечеринка, когда все фанаты рассосутся по пабам и барам. Мы будем танцевать, пить и общаться. В прошлом году все это исчезло. Все веселье, даже когда мы выигрывали. Ты выключал трансляцию и шел заниматься своими делами. И это перестало вызывать какое-то тепло глубоко внутри.
Да, мы играли не очень хорошо с января по март. Мы продолжали записывать подкаст, смотреть матчи, но с 19 лет я езжу на выезда, и все удовольствие от встреч, поездок, приключений, чужих стадионов – все пропало. Мы все потеряли себя, вошли в рутину «один матч, другой, третий». И затем календарь стал по-настоящему безумным, игры были каждый третий-четвертый день. Это начало утомлять. И даже когда мы снова стали выигрывать, это все равно уже приносило меньше удовольствия.
В подкасте мы комментировали игры, потому что хотели поддержать людей. Фанаты чувствовали себя ничтожными, я не преувеличиваю. Сейчас записываем подкасты в пабе, просто чтобы дать им этот звук людей на заднем плане, шум массового места. Люди скучали по своим друзьям. Да, мы делали выпуски в Зуме, но когда с ослаблением ограничений смогли записываться вживую, встречаясь друг с другом, ощущение было совсем другое. Люди скучали по возможности пойти на матч, столкнуться со старым приятелем в пабе перед игрой, обсудить ход матча со случайными незнакомцами».
Удивительно, но связь команды и города по ходу сложного сезона проявлялась в каких-то сверхъестественных мелочах. Например, на те короткие промежутки без ограничений выдались самые удачные отрезки «Ливерпуля» в чемпионате. Нил уверен, что все дело в массовых скоплениях болельщиков, пусть даже и вне «Энфилда».
«Это смешно, но когда пабы были открыты, «Ливерпуль» не проигрывал. Я не шучу: если болельщики могли пойти и выпить пинту перед матчем, даже не попадая на стадион, «Ливерпуль» не проигрывал ту игру. Особенно концовка сезона: 10 матчей без поражений – как раз когда ограничения начали снимать. И на Рождество, когда были послабления, «Ливерпуль» не проигрывал. Начало сезона, даже с травмой Ван Дейка, весь отрезок до ноября – «Ливерпуль» не проигрывал. Но 4 января объявили третий локдаун, пабы снова закрылись – и в тот же день «Ливерпуль» проиграл «Саутгемптону». Дальше до первых послаблений в апреле – ужасная серия. Это совпадение, но, похоже, наши игроки могут наслаждаться футболом, только когда мы можем наслаждаться тем, что окружает футбол».
После: «Энфилд» снова затягивает мячи в ворота соперников
На старте осени-2021 Ливерпуль ожил. Центральные улицы снова забиты людьми, под окнами гостиниц в субботнюю ночь снова шумят посетители баров и клубов. Royal Albert Dock снова переполнен: пока только местными, но они не теряют надежды, что скоро вернутся и туристы.
«Энфилд» тоже заново привыкает к оглушающему реву трибун. После 18 месяцев простоя YNWA звучит здесь с новой интонацией. Ты никогда не будешь один – потому что, как говорит Джон, теперь у всех болельщиков и жителей города еще больше ответственности друг перед другом: «Мы должны сделать все, чтобы случившееся не повторилось. Полтора года – это было худшее время для нас всех. И теперь мы обязаны следовать правилам, чтобы не попасть в ту же ситуацию во второй раз. Мы можем это сделать, только если будем заботиться друг о друге и слушать медицинских советников».
Об ощущениях фанатов после игры с «Челси» очень точно сказал Нил: «Я не люблю петь на футболе, у меня не очень хорошо это выходит. Но я люблю кричать, или реветь, когда вся трибуна ревет. Песни и чанты хорошо, но мне нравятся чистые эмоции, когда люди просто выплескивают из себя все внутренности. И это было сегодня в первом тайме. Ощущение, от которого мы отвыкли: все просто орали. Этот эпизод с пенальти: да с трибуны мы понятия не имеем, что там случилось. Просто чувствуем, что что-то не так. Год назад мы бы сидели дома, смотрели этот эпизод с 15 разных камер и имели бы свое аргументированное мнение. Но сейчас у нас нет повторов, и мы просто чувствуем. Мы очень соскучились по этому ощущению незнания, по существованию в моменте. Только тогда и чувствуешь себя живым».
Подобное повторилось на лигочемпионском матче против «Милана». «Во втором тайме «Энфилд» был просто наполнен электричеством, – делится Джон. – В Ливерпуле говорят, что зрители здесь могут притягивать мяч к чужим воротам, и это ощущалось именно так. Люди были так счастливы вернуться на стадион».
Радость возвращения подводит к простой мысли: сможет ли «Ливерпуль» вернуть себе и болельщикам неслучившийся парад – и выиграть АПЛ еще раз?
«Сейчас мы просто идем от одной игре к другой, – спокойно рассуждает Нил. – Но было бы здорово выиграть лигу еще раз, чтобы сделать это всем вместе. Наш 20-й титул, все вместе, устроить огромную вечеринку на весь город. Обниматься, плакать, праздновать.
Мы болеем за один из самых романтичных клубов в мировом футболе, в до глупости романтичном и сентиментальном городе. Этот день, когда мы будем праздновать все вместе, еще обязательно придет».
Фраза про романтичность снова наталкивает меня на вопрос о том, как сильно клуб и город переплетены друг с другом.
«Мы не можем отделить клуб от этого города. «Ливерпуль» не франшиза. Это самый яркий представитель города, вмещающий в себя все его надежды и мечты. Ты не можешь взять клуб и перенести его куда-то еще, потому что они пронизаны друг другом насквозь: бесконечно, безнадежно, иногда даже не в позитивном смысле.
Ливерпуль не идеальное место: удивительное, но совсем не идеальное. Но часть его недостатков – это и есть его обаяние. И футбольный клуб такой же. Мы в Мерсисайде очень нуждающиеся люди по своей сути: нам надо, чтобы нас любили. И наш футбольный клуб нуждается в любви – и получает ее.
Надеюсь, еще больше любви вернется к нам в этом сезоне. Если в конце сезона «Ливерпуль» будет чемпионом Англии и Европы, то ты просто не сможешь разделить клуб и этот город».
После нашего разговора Нил, подтверждая идею про гостеприимство, предлагает мне пинту пива в пабе Taggy’s возле «Энфилда». Через пару недель, к середине сентября, этот паб выложит объявление о старте брони столиков на 22 мая 2022-го. В этот день «Ливерпуль» сыграет последний матч сезона против «Вулвз».
Если парни Клоппа снова выиграют АПЛ, на следующий день будет парад. Можете не сомневаться: Ливерпуль в этот момент снова станет самым счастливым местом на планете.
Инстаграм, твиттер и телеграм-канал Дарии, где можно следить за путешествиями по стадионам АПЛ в режиме реального времени
Фото: Дария Конурбаева; Gettyimages.ru/Alex Livesey, Shaun Botterill, Christopher Furlong, Jan Kruger, Justin Setterfield, Shaun Botterill, Catherine Ivill, Alex Davidson, Michael Regan; REUTERS/Phil Noble
А куда делись нормальные тексты о поединках, которые дают больше бекграунда о раскладах, атмосфере и что эта победа дает команде - хороший вопрос.
Заполонили все старперскими материалами о тактике, которые скроллишь только чтобы почитать комменты, где обсуждение идет на понятном для людей языке и на более приземленные темы.