13 мин.

В Англии ТВ-революция: все матчи этого тура АПЛ можно увидеть только в интернете. Публика пока в восторге

В роли Okko – Amazon.

Спортивное медиа-пространство Англии, одной из самых помешанных на футболе стран мира, на удивление консервативно. В газетах здесь до сих пор печатают репортажи с матчей с подробным описанием хода игры, да и сами газеты со спортивными блоками на задних полосах все еще раскупаются стотысячными тиражами. 

С телевидением все еще сложнее: первые 15 лет существования АПЛ монополией на ее показ обладал Sky, затем к делу по очереди подключались Setanta, ESPN и BT. Но даже сейчас гиганты ТВ-рынка Sky и BT, платящие вдвоем 4,5 млрд фунтов за три сезона, не могут показывать матчи дневного слота по субботам: придуманный еще в 1960-е блэкаут запрещает показывать футбол по всей стране даже на платных каналах с 14:45 до 17:15.

3 декабря в королевстве случилась ТВ-революция. 15-й тур АПЛ, выпавший на середину недели, показал интернет-гигант Amazon Prime, запустив все матчи в прямом эфире.

Amazon зашел в спорт через US Open и документальные фильмы

Американская корпорация не первый раз показывает спорт в интернете: в 2018-м Amazon купил права на теннисный US Open. В Британии на компанию обрушился поток критики. Не привыкшая смотреть спорт в интернете аудитория ругалась на притормаживающий сигнал, подвисающую картинку, разбивающуюся на пиксели, и в итоге заминусовала рейтинг программы до 1 звезды из 5.

Чуть удачнее у Amazon получилось с футбольной экспансией, которую компания начала через серию документальных фильмов All or nothing. Первым в эфир вышла 8-серийная история про чемпионский «Манчестер Сити», затем были циклы про «Лидс» и «Боруссию Дортмунд», а в следующем году подписчикам станет доступна драма «Тоттенхэма». Кстати, по некоторым слухам, именно присутствие камер стриминговой платформы косвенно повлияло на увольнение Почеттино и приход Моуринью. 

На сезон-2019/20 Amazon зашел на святую для англичан территорию и купил 20 матчей АПЛ – 15-й и 19-й туры (включая священный Boxing Day) полностью. Американцы не раскрывают ценник, но BT за аналогичный пакет из двух туров платит около 90 млн фунтов. 

Просмотр в онлайне обошелся зрителям дешевле, чем подписка на Sky и BT. Смотреть Amazon вообще можно бесплатно

Главный минус спортивного ТВ в Англии – его бешенный ценник. Матчи сезона распределены между BT (52 игры) и Sky (128 матчей). Бродкастеры стараются делить команды между собой более-менее честно: то есть если болельщик «Ливерпуля» хочет посмотреть все матчи своего клуба, нет никакой гарантии, что их все покажет именно Sky. Часть однозначна отойдет BT, еще несколько встреч выпадет на субботний блэкаут. 

Цена на подписку варьируется от поставщика кабельного ТВ в ваш дом. Sky продает свое же телевидение за 40 фунтов в месяц (около 3 300 рублей), у других провайдеров пакет Sky Sports будет стоить 70 (~ 6000 рублей), через приложение онлайн Now TV (что-то вроде Амедиатеки) – 34 фунта в месяц (2800 рублей) или 119 за сезон (10 тысяч рублей). Средний чек на месяц просмотра BT – около 30 фунтов (2500). Все это – не включая цену за подключение и оборудование. 

Итого английский фанат премьер-лиги вынужден платить за просмотр футбола не меньше 60-70 фунтов в месяц (5-6 тысяч рублей). Даже состоятельные британцы не всегда готовы так тратиться. Для сравнения – годовая подписка на Okko, со всеми матчами и без субботнего блэкаута, до старта сезона стоила 2990 рублей, после 1 августа – 3990.

Цена Amazon существенно меньше: 7,99 фунтов в месяц или 79 фунтов в год за премиум доступ к сервису. При этом Prime Video, куда входит показ АПЛ и солидный видео-архив фильмов – важное, но все же вторичное для компании направление, ведь Amazon – это в первую очередь онлайн-магазин. Подписка на Prime включает бесплатную экспресс-доставку, огромное количество скидок на товары и в целом делает Amazon самым удобным сервисом онлайн-покупок в стране. К примеру, моя соседка заказывает на нем буквально все (от шампуня до комода) и с такой регулярностью, что пару месяцев назад мы всерьез обсуждали возможность повесить в прихожей табличку «0 дней без доставки Amazon», а коробки из-под заказов в какой-то момент занимали пару кубических метров в углу квартиры.

Реклама 18+

К марту 2019-го в Великобритании было около 15 млн пользователей Prime, то есть Amazon автоматически получил 25% взрослого населения страны в качестве потенциальных зрителей.

Конечно, футбол в будний вечер включили не все, а компания пока не раскрывает статистику по просмотрам, но первое испытание на матчах «Кристал Пэлас» – «Борнмут» и «Бернли» – «Ман Сити» сервер выдержал. С гораздо большим ажиотажем Amazon столкнется в среду, когда покажет 6 матчей параллельно, включая возвращение Моуринью на «Олд Траффорд», а также матч-центр с перекрестным показом всех опасных моментов.

Удивительнее всего, что оставшиеся 75% британской аудитории по сути могут смотреть все 20 матчей бесплатно. Amazon предоставляет бесплатный 30-дневный пробный период пользования Prime. Самые находчивые подписались на него 2 декабря и спокойно отменят подписку после матчей 27-го. Но в компании небезосновательно надеются, что значительная часть пользователей за это время так привыкнет пользоваться другими премиум-услугами, что продлит ее – или просто забудет отменить уже оформленную. 

К работе на 20 матчах привлекли 73 топ-звезды спортивного ТВ

Sky и BT не отпустили пофрилансить к конкуренту разве что своих главных звезд, Гари Линекера и Невилла с Каррагером. Все остальные люди, хоть когда-то появлявшиеся на британском телевидении в качестве экспертов, были задействованы в показе матчей.

Amazon привлек к работе 73 комментатора, гостя и эксперта для освещения 20 матчей за 5 дней. Как точно высказался один из журналистов Guardian, «я не уверен, что если попробую просто вспомнить 73 любых спортивных журналистов, то не назову парочку мертвых, настолько это огромное число». 

Оказалось почти невозможно найти звезду АПЛ, не занятую сейчас тренерской работой, которая не была задействована в проекте. Вот, к примеру, список гостей на матчи 3-5 декабря: Тьерри Анри, Харри Реднапп, Питер Крауч, Алан Ширер, Ли Диксон, Лес Фердинанд, Майкл Оуэн, Петер Шмейхель, Оуэн Харгривз, Роберто Мартинес. Плюс несколько звезд женского футбола вроде Эни Алуко и Алекс Скотт, а также звезда BBC и всего британского спортивного телевидения Габи Логан. Комментаторский состав вряд ли скажет о чем-то небританскому зрителю, но поверьте – там тоже только топовые люди из индустрии.

За месяц британские социальные сети начали выдавать таргетированную рекламу с этими звездами.

Они же объясняли, как пользоваться сервисом.

С начала сезона Amazon забомбил всю страну рекламой своих 20 матчей (невозможно проехать в лондонском метро и не увидеть постер «ВСЕ МАТЧИ, ТОЛЬКО НА AMAZON PRIME»). К премьере же они выкатили на Темзу баржу с огромными фигурами Уэйна Руни и Джо Харта, и все желающие могли с берега воссоздать легендарный гол, навесив на Руни с набережной.

А в день матча главная страница сайта выглядела вот так, так что пропустить футбол было невозможно. Обратите внимания на правый верхний угол – в нем шел отсчет времени до матчей.

Реклама 18+

К показу матчей добавили статистику и хайлайты

Amazon исправил главную проблему, на которую все жаловались по ходу US Open: качество картинки значительно улучшилось, трансляция не прерывалась, лишь пару раз за 90 минут выдав на несколько секунд упавшее качество видео. Правда, кое-где картинка все равно серьезно тормозила: по статистике примерно 1/5 британских домов живет с интернетом медленнее 10 мегабит в секунду, который не тянет футбол в прямом эфире.

Трансляция началась за час до стартового свистка. Приезд команд на стадион, предматчевые интервью, сюжеты: почти все это есть и в эфирах BT и Sky.

Иногда кажется, что Amazon специально доплачивает своим героям, чтобы их сюжет или фильм получился еще драматичнее. На матче «Бернли» – «Сити» телевизионщики, кажется, заплатили администрации стадиона: в момент, когда команда Гвардиолы приехала на стадион, в половине подтрибунного помещения (включая раздевалку гостей) отключили свет. Amazon вышел из ситуации красиво: подогнал команде один из своих осветительных приборов из комнаты интервью, на что ведущая студию Габи Логан заметила: «Это отличный свет, он позволит игрокам выглядеть максимально красивыми!»

Перед игрой слово передавали из студии с экспертами на комментаторскую кабину. 

 

Реклама 18+

Графику Amazon сделал под себя (обратите внимание на стрелочку их логотипа под эмблемой АПЛ на счетчике времени), но в остальном упоминание компании было минимальным. Кажется, ведущие и комментаторы даже ни разу не сказали что-то вроде «Наша трансляция специально для пользователей Amazon Prime», студия не мельтешила яркими логотипами (опять же, лишь изящная стрелка), а единственной отсылкой к владельцу трансляции были разве что рекламные блоки (с услугами, акциями и другими программами Amazon) и уже после матча – анонс новой передачи Джереми Кларксона. 

 

Британская публика не избалована техническими нововведениями, так что твиттер весь матч пестрел восторгами от возможности отключить комментатора и слушать лишь интершум. 

Куда интереснее расширенная статистика, предоставленная компанией Opta. По ходу матча все самые важные данные (владение, удары, пасы, фолы), а также статистику отдельных игроков можно было посмотреть на расширенном экране.

 

Под кнопкой «Статистика и хайлайты» также пряталась текстовая трансляция матча с видео самых опасных моментов. Маленькие видео работали не во всех браузерах, как и возможность отмотать трансляцию: Opera, например, позволяла вернуться лишь на 4 минуты назад. Достаточно, если вы отбежали в туалет по ходу матча, но не подойдет, если пришли домой лишь к середине первого тайма. Впрочем, для опоздавших в любом браузере работала кнопка «начать трансляцию с начала», как и возможность «вернуться в прямой эфир».

Реклама 18+

 

Лента текстовой трансляции с видео опасных моментов

Еще одна новинка спортивного ТВ: комментаторы неоднократно упоминали результаты параллельного матча, а в перерыве «Бернли» – «Сити» сразу же включили повтор красной карточки Мамаду Сако. Многие болельщики просят телевизионщиков не выдавать информацию из другой встречи, но Amazon просто следует логике времени: глупо бояться спойлеров в эпоху вторых экранов, пуш-уведомлений и зрителей, смотрящих по ходу матча в ленту твиттера чаще, чем на поле.

После матча обсуждение вернулось в студию, где еще час шла дискуссия уровня Sky, BT и программы BBC Match of the day: обсуждение голов, графика с тактикой, интервью игроков и тренеров. Первое включение, кстати, Amazon провел прямо с поля: Габриэля Жезуса вывели в эфир через 4 минуты после финального свистка.

Как только трансляция завершилась, на сайте уже были доступны хайлайты, пред- и послематчевые интервью игроков и тренеров, отдельные видео с каждым из голов. Полную запись матча выложили на сервис еще через час. 

***

Приход Amazon напугал английский спортивный медиа-рынок. Все большие издания вышли с обзором работы сервиса, а некоторые особо патриотичные заходили на тему через потенциальную угрозу американской экспансии на британский новостной рынок.

Действительно, Америка наступает на Великобританию не только вчерашним приездом Трампа в Лондон. Этим летом американский сайт The Athletic открыл свое представительство в Англии, переманил в редакцию более 50 топовых авторов и начал поставлять новый контент: без традиционных репортажей с матчей и расшифровок предматчевых пресс-конференций, зато с глубокий анализом, эксклюзивными интервью и уникальными инсайдами.

Реклама 18+

Теперь же Amazon показывает футбол по-другому: все 10 матчей в туре, с топовыми экспертами – и за 8 фунтов в месяц. 

Кроме того, обе американские корпорации впервые обратили внимание на клубы поменьше. Раньше у «Норвича» и «Ньюкасла» был шанс попасть в большой эфир лишь в случае сенсаций и побед над «МЮ». В остальном же болельщикам «Бернли» или «Шеффилд Юнайтед» приходилось довольствоваться обзором в самой концовке Match of the day, а новости из клубов редко добирались до больших газет и чаще застревали на уровне региональных изданий. Теперь же The Athletic пишет тексты про «Брайтон» с таким же уровнем погружения, как и про «Манчестер Юнайтед», а фанаты «Саутгемптона» и «Норвича», у которых раньше почти не было шансов попасть в телевизионный пул, в среду легко смогут посмотреть матчи между своими клубами на Amazon, хотя параллельно будут рубиться «МЮ» и «Тоттенхэм». 

Да, ради заокеанской публики лига уже сейчас двигает матчи на 8 вечера, чем вызывает недовольство местных болельщиков. С увеличением популярности АПЛ на американском рынке будет перекраиваться эфирная сетка, добавится новая продвинутая статистика, возможность выбирать угол обзора и комментатора. И, возможно, через пару сезонов такая глобализация сможет даже отменить давно устаревший субботний футбольный ТВ-блэкаут. 

Американские компании не захватывают британский медиа-мир. Они заставляют его наконец-то проснуться – и сделать шаг вперед. 

Фото: кадр трансляции; Gettyimages.ru/Leon Neal, Tommaso Boddi, Matthew Stockman, Catherine Ivill; AFP/Paul ELLIS