Трибуна
13 мин.

Якин – снова король. Со Швейцарией спихнул Италию в стыки, хотя еще в августе работал во второй лиге

Как его могли взять в сборную?

Сборная Швейцарии опередила Италию в отборе к ЧМ-2022. Неудивительно, ведь с командой работает тренер, который провалился в России, а это почти гарантия успеха в Европе. Но история возвращения Мурата Якина – точно самая дикая. Эмери, Лаудруп, Грасия и Манчини не идут ни в какое сравнение. Ведь после «Спартака» Мурат покатился на самое дно и залег во второй швейцарской лиге, откуда его и позвали в сборную!

Перед возвращением в футбол Мурат полтора года не хотел работать. Занимался семьей и недвижимостью, масштаб сделок – миллионы евро

Главный мем спартаковской карьеры Якина – его вид в начале сезона и спустя три месяца работы.

Работа в Москве вымотала Мурата во всех смыслах: тренер нервно отреагировал на шутку швейцарского комментатора, который дал ему 60 лет, и не захотел работать ни в «Галатасарае», ни в «Сампдории», ни в Китае.   

«Каждое предложение сперва меня зажигало, но наутро энтузиазм пропадал», – Якин всякий раз выбирал дочь, гольф и масштабный ремонт дома. Он сам разработал проект и руководил процессом. Якин не закончил обучение на слесаря (им работал его отец), но это не помешало Мурату увлечься архитектурой и инвестировать в недвижимость: «Здесь все довольно просто и подчинено строгим законам математики, а не эмоций, как в футболе. В акциях я ничего не понимаю, это просто кусок бумаги, а стены дома я могу потрогать». 

Швейцарский рынок процветал, инвестиции в недвижимость стали работать сами по себе: «Я не могу точно сказать, сколько у меня домов, — сказал швейцарец в январе 2017-го. — Я все время покупаю и продаю».

Для понимания масштаба: загородную виллу Шифферхаус Якин продал за 5 млн франков (4,6 млн. евро), а в 2016 году выставил три дома в Базеле на продажу по общей цене 13 миллионов франков (более 12 млн евро).

Уже будучи тренером «Сьона», Мурат вместе с Хаканом и сводным братом купили участок в коммуне Греллингене (20 минут от Базеля) на 2506 квадратных метров, чтобы построить там целый район: 25 домов на одну, две и четыре комнаты в среднем ценовом сегменте.

Якин возобновил карьеру в самом северном швейцарском городе, отрезанном от страны Рейном

Отдохнув после «Спартака» полтора года, в конце 2016-го тренер-чемпион и полуфиналист Лиги Европы возглавил клуб «Шаффхаузен» со дна второго дивизиона, чем удивил и его президента Аньелло Фонтану.

37-тысячный Шаффхаузен собрал все стереотипы о маленьком швейцарском городе: узкие улочки, замок на холме, водопад рядом с городом и прекрасные виды. Во Вторую мировую американцы по ошибке сбросили на город 370 бомб, но с тех пор здесь спокойно, уютно и красиво.

Замок Мунот

Якин решил: после тяжелой индустриальной атмосферы Базеля и Москвы для перезапуска карьеры нужно именно это тихое место. Один из немногих швейцарских городов, расположенных севернее Рейна (естественной границы страны с Германией), считают эксклавом, замкнутым в самом себе. Шаффхаузен связан со страной лишь несколькими мостами и железной дорогой, а местные жители побаиваются остаться забытыми остальной частью страны.

Рейнский водопад

Про Якина в швейцарской Суперлиге не забыли: Мурат выиграл 18 матчей из 24 и пошел на повышение, однако отъезд получился недолгим.

В «Грассхоппере» Якин не ладил с игроками

После увольнения Якина еще долго вспоминали в «Спартаке». «Я вернулся после травмы, мне очень нужно было доверие, но Якин вообще со мной не общался, не замечал. Иногда казалось, что ему вообще все равно, что происходит вокруг», – рассказывал Сальваторе Боккетти.

С Артемом Дзюбой тренер общался много, пока его помощник не взялся лечить повреждение игрока: «Он засунул меня восемь раз в ледяную воду и восемь раз в теплую. Я кричал ему: «Может, лучше не надо?!» На следующий день я пришел с температурой 39,2. Антибиотиками сбили до 37,5, отыграл в Перми и слег».

Но в «Грассхоппере» Мурат шикарно стартовал (8 побед в 12 матчах), но через 7,5 месяца клуб объявил о «критической ситуации» и смене тренера. За это время он успел в открытую разругаться с двумя лидерами.

Исландец Рунар Сигурьеонссон злился из-за того, что играл все меньше, и взбесил Якина демонстративным медленным уходом на замену, хотя команда проигрывала. После этого игрок сел на лавку и зимой отправился в аренду в «Санкт-Галлен».

«Якин ведет себя как в детском саду, – говорил Рунар. – Когда он пришел, в команде начались конфликты, игроки постоянно говорили о негативе. Якин очень хочет показать, что у него есть авторитет. Если ты сделаешь что-то не так, как он хочет, в команде ты долго не продержишься».

Мурат Якин и его брат и ассистент Хакан

К середине февраля Якин подошел с одной победой в семи матчах и усадил на скамейку капитана Милана Вилотича, у которого заканчивался контракт. После трех матчей в запасе Вилотич вернулся на поле, но уже без капитанской повязки, а потом вновь остался вне состава. 

В конце марта взбешенный тем, как его убирают из команды, игрок накинулся на тренера в командном чате в вотсаппе, а сообщения слили в прессу: «Я думал, у тебя есть хоть немного смелости, чтобы сказать мне о решении в лицо. В очередной раз ты показал, что так себе тренер, и принес много проблем. Своими грязными играми ты убил команду!»

В итоге Вилотича отправили в дубль, а Якин отшутился: «Половина игроков все равно не умеет читать, другая – не знает языка». Шутка не зашла, через пару недель тренера уволили.

Понятно, что Якин не воспринял слова Вилотича близко к сердцу, поскольку в Москве Роман Широков его закалил более резкими разговорами: «Якин – чистый мудак. Я ему так и сказал, переводчик ему перевел. Я ему сказал: «Ты вообще никто. Ты на тренера даже не похож, а рассказываешь, как мне играть», – вспомнил свой разговор с Якином Широков в «Коммент.Шоу».

«Сьон» – последняя попытка вернуться на клубный топ-уровень. Якин, как и в «Спартаке», давал выходные после поражений и уезжал, тасовал игроков, а еще не учил французский

Коротко о похождениях Якина в «Сьоне».

  • проиграл три матча подряд с позорной разницей;

  • давал выходные после поражений;

  • уезжал при любой возможности (в немецкую часть Швейцарии);

  • никаких успехов в изучении языка (Сьон – французская часть Швейцарии);

  • использовал более 30 игроков за сезон.

Также в «Сьоне» Мурат не ел и не жил с командой в отеле перед матчами, зато, в отличие от спартаковцев, игроки вроде бы не слышали от него, что 11 львов или дев не смогут взаимодействовать вместе на поле.

За 22 года босс «Сьона» Кристиан Константин изгонял тренеров 48 раз. Но на Якина президент надеялся особенно: при назначении восторгался им, называл лучшим в стране, видел в нем такого же альфа-самца, как он сам, и говорил, что незнание французского никак не помешает тренеру (ранее Мурат работал только в немецкой части Швейцарии, а Сьон – французская). Через полгода Константин даже продлил с Якином контракт еще на два года.

Но зимние сборы прошли не по плану: места тренировок в спешке менялись, «Сьон» тренировался даже на льду. Команду усилили количественно, но не качественно, а Якин каждый матч менял состав, использовав по ходу сезона 32 футболиста. Похоже на «Спартак» – в Москве тренер задействовал 33 игрока. «Тяжелее играть, когда тренеры каждый раз тасуют оборону. Ребята были в постоянном напряге, никак не могли наладить взаимопонимание», – отмечал Денис Глушаков.

«Спартак» Якина в конце его работы проиграл три матча подряд с разницей мячей 3:10, «Сьон» – с разницей 0:8. Отставка Мурата получилась особенной даже для опытнейшего в этом деле Константина: прежде чем расторгнуть контракт, президент сперва отправил тренера в отпуск учить французский и обвинил в нежелании работать. «Он назначает тренировки так, чтобы как можно чаще ездить в Цюрих. Первая тренировка перед воскресным матчем была днем в среду, этого мало!»

Такой план работы Якин составил после поражения 0:4. С этим же счетом он четыре года назад влетел ЦСКА, а спустя пару часов уже ждал вылета в Duty Free «Шереметьево-2». А после победы над «Мордовией» тренер с тремя помощниками улетел аж на три выходных.

Наконец, Константина взбесило, что Якин перед двумя выездными матчами не жил с командой в отеле. На то, что тренеру якобы не хватило свободного номера, президент ответил: «Еще скажите, что он не обедал с командой, потому что не было стула! Мурат похож на ребенка, который с измазанным ртом говорит, что не ел Нутеллу».

После двух скандальных отставок Якин вернулся во вторую лигу. «Шаффхаузеном» руководят связанные с ним люди

«Шаффхаузен» 27 лет принадлежал семье Аньелло Фонтаны, но ее глава в январе 2019-го ушел из жизни. На похороны приехали Йоахим Лев, игравший за команду в 1989-1992 годах, и братья Якины. Через три месяца Мурата уволили из «Сьона», а летом он вернулся в «Шаффхаузен», причем не просто в качестве тренера.  

Владельцем клуба стал Роланд Кляйн, в начале нулевых заманивший в Катар Пепа Гвардиолу, Штефана Эффенберга и Клаудио Каниджу. Позже Кляйн привез туда и Якина-младшего, а когда у Хакана возникли проблемы с клубом, помог благополучно вернуться в Швейцарию. В 2018-м они вновь пересеклись в «Грассхоппере», где Кляйн работал вице-президентом, а Хакан – помощником брата. Швейцарское издание Neue Zürcher Zeitung называет Кляйна доверенным лицом братьев и утверждает, что вся власть в «Шаффхаузене» перешла к ним и их друзьям. Сам Мурат говорит, что в связи с этими обвинениями получает анонимные угрозы.

Братья Якины владеют 8% акций компании, управляющей стадионом (остальные 92% – у Кляйна). Их сводный брат обеспечивает клуб питанием, адвокат помогает с юридическими вопросами, а близкий к братьям функционер Эрик Фогель, называвший Якина «волком в овечьей шкуре», мелькает на клубных мероприятиях, хотя официально не занимает никакой должности. Тесть Аньелло Фонтаны, которого считали преемником бывшего президента, о ситуации в клубе говорить не желает.

При Фонтане из-за низкой популярности клуб называли «шоу для одного человека», но с новым руководством посещаемость «Шаффхаузена» выросла в полтора раза (с 1194 человек до 1747): цены на билеты снизили, организовали на матчах кейтеринг и концерты поп-звезд. Сам Роланд Кляйн активно пытается стать своим в городе, общается с местной элитой, приглашая на стадион администрацию и бизнесменов. Сразу в нескольких интервью он упомянул, что его дед жил в Шаффхаузене и якобы играл за клуб на позиции либеро.

Но в спортивном плане второй заход в «Шаффхаузен» складывался гораздо хуже: команда заняла восьмое место из десяти. После смерти Фонтаны бюджет клуба сократился на треть, поэтому состав пришлось формировать невостребованными свободными агентами, арендами и молодежью. В шестерке лидеров «Шаффхаузена»  по игровому времени были трое 19-летних парней, и Якин отмечал, что команда недобирает очков из-за «юношеского безрассудства». 

Еще одна причина поражений, по мнению тренера, – судейство. К ноябрю 2019-го Мурат успел схватить четвертую желтую карточку и дисквалификацию, в одном матче командой руководил его брат Хакан. Он – еще одна причина негатива вокруг клуба: в январе 2020-го Якина-младшего резко критиковали за получение пособия по безработице. Хакан оформлен в «Сьоне» лишь на 70-процентную занятость, поэтому получает из фонда две тысячи франков в месяц (средняя зарплата в Швейцарии – более шести) и не видит ничего стыдного в этом законном и распространенном во второй лиге трюке.  

Зимой Мурат (его в связке с братом считают скорее менеджером) пополнил состав еще девятью игроками – и взял восемь очков в четырех матчах после перерыва, а на последней перед коронавирусной паузой игре с «Грассхоппером» (0:3) собрались 3329 зрителей. 

Якин как минимум делал вид, что не расстроен своим положением во второй швейцарской лиге: «Я получаю удовольствие от футбола, у нас отличная инфраструктура, вокруг прекрасные люди. Я счастлив быть здесь».

Но других вариантов у него и не было: пусть в сезоне-2020/2021 Якину удалось поднять команду с восьмого на четвертое место, его вряд ли кто-то ждал в Суперлиге с «Шаффхаузеном» и с любым другим клубом, не говоря уж о сборной. С последних же достижений с «Базелем» прошло больше семи лет, за которые тренер пять раз менял клубы.

В сборной Швейцарии пока без поражений и конфликтов с игроками

Несмотря на выход Швейцарии в четвертьфинал Евро (там по пенальти проиграли Испании), пути сборной и тренера Владимира Петковича разошлись – специалист уехал в «Бордо». В Федерации футбола Швейцарии не нашли никого лучше Якина. И пока сработало!

Команда дважды сыграла вничью с итальянцами, а затем воспользовалась их ничьей с североирландцами и вышла на ЧМ напрямую.

Проблем с футболистами пока нет. Капитан сборной Джердан Шакири считает, что Якин внес большой вклад в нынешний успех.

«Это большая победа для нашей команды! За это мы должны сказать спасибо Якину. Ему было нелегко, учитывая результаты Владимира Петковича, но он проделал большую работу. Команда в отличной форме, и мне очень весело играть с парнями», – сказал Шакири.

Крутой камбэк спустя шесть лет после чувствительной неудачи.

Сенсация в отборе ЧМ-2022: Италия идет в стыки, а Швейцария едет в Катар с первого места

Фото: globallookpress.com/MANUEL GEISSER via www.imago-ima/www.imago-images.de, Pascal Muller/ZUMAPRESS.com, Roger Albrecht/sport-presse via, Michael Szönyi/imageBROKER.com, Wilfried Wirth/imageBROKER.com, Franz Walter/imageBROKER.com, Sport-Presse/Roger Albrecht via, Claudio Thoma/Keystone Press Agency, Claudio De Capitani/ZUMAPRESS.com; РИА Новости/Александр Ступников