1 мин.

Планы «Ливерпуля» по созданию сети из нескольких клубов

В те недели, когда «Ливерпуль» пытался переманить Майкла Эдвардса на «Энфилд», на стол был брошен козырь, который должен был вызвать интерес.

Новая должность позволит Эдвардсу расширить круг обязанностей в Fenway Sports Group (FSG) и, в отличие от его первой работы, не ограничиваться «Ливерпулем». Компания стремится к расширению, и Эдвардс может стать тем человеком, который будет за всем этим следить.

«Одним из важнейших факторов, повлиявших на мое решение, стало стремление приобрести и контролировать еще один клуб, развивая эту сферу своей организации, — сказал Эдвардс, когда в начале этого месяца его утвердили в должности главного футбольного директора FSG. — Я считаю, что для сохранения конкурентоспособности необходимы инвестиции и расширение нынешнего футбольного портфолио».

Так начались мультиклубные приключения «Ливерпуля» — путь, на который уже ступили соперники по Премьер-лиге, такие как «Манчестер Сити» и «Челси».

На первых порах болельщики были настроены недоброжелательно, но Эдвардс и «Ливерпуль» строят долгосрочные прогнозы. Будущее клуба больше не может определяться исключительно на Мерсисайде. Современный футбол требует более широких горизонтов.

«Мы рассматриваем это как путь, который поможет укрепить наш клуб в будущем», — сказал Майк Гордон в электронном письме сотрудникам «Ливерпуля».

Раньше FSG искала второй футбольный клуб, который мог бы работать параллельно с «Ливерпулем», и рассматривала в основном бразильские клубы, но теперь намерена создать что-то стабильное. Поиски, во главе которых стоит Эдвардс, продолжаются.

«Ливерпуль» намерен присоединиться к тому, что УЕФА называет одним из «самых быстрорастущих направлений в финансовой экосистеме футбола».

По подсчетам руководящего органа европейского футбола, к концу 2023 года 230 клубов по всему миру будут входить в инвестиционную структуру, состоящую из нескольких клубов, по сравнению с менее чем 40 клубами в 2012 году. По их данным, 13% всех клубов УЕФА (105 клубов высших европейских дивизионов) в настоящее время имеют перекрестные инвестиционные отношения, по крайней мере, с одним другим клубом, причем эта тенденция в основном обусловлена американскими инвесторами.

Бостонская компания FSG, с 2010 года владеющая «Ливерпулем», не успела присоединиться к этой спешке, но ожидается, что в ближайшие 12 месяцев под руководством Эдвардса начнется мультиклубная работа.

Наиболее вероятным первым танцем, как и для американских владельцев «Челси» в прошлом году при покупке французского клуба «Страсбур», будет танец с европейским партнером.

Болельщики «Страсбура» протестовали против мультиклубной модели владения, предложенной BlueCo (Себастьен Бозон/AFP via Getty Images)

Это логичная отправная точка после выхода Соединенного Королевства из Евросоюза, предоставляющая возможность для развития лучших молодых людей без необходимости соблюдать ограничительные правила, запрещающие подписывать контракты с европейскими игроками до 18 лет после Brexit в 2020 году. Эти правила были смягчены, но ограничения на то, кто может получить одобрение руководящего органа (Governing Body Endorsement, GBE) для вступления в английский клуб, остались.

Европейский филиал клуба, что, возможно, более важно, также предоставляет клубам Премьер-лиги возможность развивать новые таланты на конкурентоспособном уровне. Чем выше этот показатель, тем лучше. Так гласит теория.

В качестве наглядного примера можно привести «Челси» и их перспективных подростков-бразильцев. Андрей Сантос, подписанный из «Васко да Гама» в январе 2023 года, в январе присоединился к Анжело Габриэлу, приобретенному из «Сантоса» прошлым летом и отправленному во Францию, на правах аренды в «Страсбур». Мотивация заключается в том, что оба игрока либо приблизятся к тому, чтобы стать игроками Премьер-лиги, либо получат достаточно возможностей, чтобы сохранить или увеличить свою стоимость. В эпоху повышенного внимания к финансовому fair play это приобретает все большее значение.

«Уровень игры — важная составляющая того, почему клубы Премьер-лиги хотят иметь европейского партнера», — говорит Джордан Гарднер, консультант по инвестиционной стратегии в Twenty First Group и бывший генеральный директор датского клуба «Хельсингор».

«Весь смысл существования МКВ (мультиклубного владения) заключается в том, чтобы развивать таланты. «Челси» обратил внимание на «Страсбур», потому что это хороший клуб».

«У них, конечно, не лучший сезон (они занимают 12-е место, наконец-то выиграв свой первый матч в 2024 году перед международным перерывом), но иметь клуб в Лиге 1 для развития своего таланта — это совсем другое, чем, например, фарм-клуб в Бразилии.

«Это было бы частью более долгосрочного проекта по развитию талантов. С географической точки зрения, иметь клуб поближе к себе и иметь возможность наблюдать за развитием талантов — еще одно преимущество клуба из Западной Европы».

«Каждый рынок отличается от другого, поэтому все зависит от того, какова ваша философия. Возможно, во Франции будет легче прижиться игрокам из африканских стран. То же самое можно сказать и о футболистах из Южной Америки. Можно ожидать, что за планами «Ливерпуля» стоит вполне согласованная стратегия».

Андрей Сантос (слева) перешел в «Страсбур» на правах аренды в январе после того, как ему не удалось закрепиться в «Ноттингем Форест» (Дэмиен Мейер/AFP via Getty Images)

Владение несколькими клубами обусловлено стремлением закинуть сеть подальше. Она добывает таланты для вашего блага, прямо или косвенно. Эта реальность заставляет многих чувствовать себя неуютно, в том числе и УЕФА. Еще в прошлом месяце директор по исследованиям Андреа Траверсо предупреждал о «потенциальном риске целостности».

УЕФА даже смягчил правила для нескольких клубов в преддверии следующего сезона, и «Ливерпуль» просто последовал примеру других. Гордон сказал, что переход FSG во владение несколькими клубами «поможет укрепить нашу общую деятельность и укрепить наши конкурентные амбиции».

«Большинство клубов ищут возможность дать игровое время молодым талантам на профессиональном уровне, чтобы они могли развиваться», — говорит Саймон ван Керкховен из Zurafa Football Capital, который консультировал City Football Group (CFG) при покупке бельгийского клуба «Ломмел» в 2020 году.

«Если мы посмотрим на Португалию и Бельгию, то увидим, что многие молодые таланты перешли в Премьер-лигу, а также в Ла Лигу и Бундеслигу непосредственно из этих клубов, и сразу после перехода они показали отличные результаты».

«Другой аспект — подбор талантливых игроков. В Португалии есть бразильский рынок, который очень интересен для групп собственников. Для неевропейских игроков вход в игру более легкий, а также существует тесная связь с Бразилией. Это очень полезно. В Бельгии также много иностранных игроков, которые приезжают в страну в очень молодом возрасте, а затем переходят в более крупную лигу».

«Тут можно более четко видеть путь».

CFG, которая контролируется владельцами «Манчестер Сити» из Abu Dhabi United Group, с 2017 года приобрела клубы в Испании («Жирона»), Италии («Палермо»), Франции («Труа») и Бельгии («Ломмел»), чтобы вывести владение несколькими клубами на новый уровень.

Большинство клубов Премьер-лиги были более осмотрительны, сосредоточившись на одном или двух европейских партнерах.

«Жирона» провела отличный сезон в Ла Лиге (Джоан Валс/Urbanandsport/NurPhoto via Getty Images)

Бельгия и Франция привлекают большинство владельцев клубов Премьер-лиги, а Португалия явно придется по душе «Ливерпулю», который уже мечтает о том, чтобы технический директор «Бенфики» Педро Маркес присоединился к реорганизованной команде этим летом.

Она уже давно пользуется популярностью. В ежегодном отчете УЕФА «Ландшафт европейского клубного футбола» говорится, что 16 португальских клубов уже являются частью инвестиционных структур, состоящих из нескольких клубов. Девять из них — в Примейре, высшем дивизионе страны.

«Астон Вилла» уже установила свой флаг после того, как 13 месяцев назад холдинговая компания V Sports, принадлежащая Нассефу Савирису и Уэсу Эденсу, приобрела долю в «Витории». После того как «Вилла» и «Витория» в этом сезоне квалифицировались в соревнованиях УЕФА, этот пакет акций был сокращен с 46% до 29%, но он все равно считается «важным шагом вперед в глобальном расширении портфеля V Sports».

«Пари Сен-Жермен» также владеет 29-процентной долей в «Браге» посредством Qatar Sports Investments, а израильский бизнесмен Идан Офер обеспечивает связь между «Атлетико Мадрид» и «Фамаликао», владея значительной долей в обоих клубах. Тем временем «Эшторил» принадлежит акционеру «Кристал Пэлас» Дэвиду Блитцеру.

«Португалия — очевидный выбор (для «Ливерпуля»), — объясняет Гарднер. — «Вилла» купила там клуб, и это ключевой рынок развития талантов для приезжающих из Бразилии игроков. «Челси» отправился во Францию, что является еще одним из вариантов. Португалия или Франция кажутся мне наиболее вероятными направлениями».

«В португальских лигах вступает в силу новое соглашение о правах на СМИ, которое делает более справедливым распределение телевизионных денег. Идея владеть клубом там более привлекательна».

«Интерес к этому рынку настолько велик, что цены на клубы оказались завышенными. Тодд Боэли (совладелец «Челси») присматривался к Португалии, и некоторые из цифр, которые я видел в Португалии, были просто сумасшедшими. Но многое будет зависеть от размера клуба, на который претендует «Ливерпуль»».

Если Португалия, Франция и Бельгия считаются наиболее вероятными отправными точками для европейской экспансии FSG, то следующий вопрос — это размер клуба, на который будет нацелена экспансия.

Крупнейшие клубы внутренней лиги не рассматриваются из-за финансовых обязательств, связанных с их покупкой и эксплуатацией, но и мелкие тоже. Должна быть определенная уверенность в том, что партнерский клуб предоставляет игрокам возможность выступать на самом высоком уровне.

«Когда я консультировал City Football Group по вопросам приобретения клуба в Бельгии, «Ломмел» был интересен тем, что у него такая маленькая фанатская база», — объясняет ван Керкховен.

«Может быть, от 800 до 1000 болельщиков на играх. Очень маленький город, в котором нет ночных клубов, где игроки могли бы затусить, нет отвлекающих факторов. Для CFG это было очень важно. Здесь было 11 тренировочных полей, что очень много по сравнению с другими клубами».

«То же самое можно сказать и о «Ливерпуле», который ищет клуб поменьше на профессиональном уровне, где протесты болельщиков будут минимальными».

«Я слышал не так много историй о том, как болельщики любят и приветствуют структуры МКВ, приходящие в их клуб. Есть истории успеха в CFG, такие как «Жирона», где болельщики будут очень рады побороться за титул».

«На месте «Ливерпуля» я бы, по крайней мере, взял клуб, который имеет потенциал для самостоятельного существования, у которого есть подходящая фанатская база, но который, возможно, не участвует из года в год в соревнованиях под эгидой УЕФА».

Выездная поддержка «Ломмела» празднует гол во время ничьей 2:2 с «Бевереном» в ноябре (Дэвид Пинтенс/Belga Mag/AFP via Getty Images)

Этот фактор нельзя упускать из виду.

FSG не захочет иметь в своей конюшне убыточный клуб, какие бы преимущества он ни давал «Ливерпулю». Цель — найти новый клуб, способный самостоятельно справляться в финансовом плане.

«Это создает риск не только для клуба, но и для самих инвестиций, — добавляет ван Керкховен. — Посмотрите на «Ломмел», он несет большие убытки. До этого клуб был безубыточным. Это огромная разница».

«Они добились успеха, продав Манфреда Угальде в «Твенте» за €4 млн., а Вини Соуза перешел в «Шеффилд Юнайтед» за €12 млн. В этом отделе (торговли игроками) есть успехи, и путь к ним открыт, но инвестиции (со стороны CFG) были огромными».

Не переборщили ли «Челси» или американские владельцы BlueCo, купив «Страсбур» за £65 млн. прошлым летом? Дебютный сезон не встретил одобрения.

«Это сложный баланс, — утверждает Гарднер. — Вы видите, что происходит с «Челси» и «Страсбуром», их нещадно критикуют болельщики за то, что они относятся к клубу как к филиалу из низшей лиги».

«С одной стороны, можно сказать, что «Страсбур» слишком большой клуб, чтобы участвовать в модели МКВ, но с другой стороны, это клуб, который был в Европе и имеет хорошую структуру. Это клуб, в чью среду вы захотите поместить молодого игрока. Концептуально вы хотите иметь большой клуб с хорошей инфраструктурой, но это создает другие проблемы за пределами поля».

«Клубы Премьер-лиги используют эти клубы для развития игроков, но вы также не хотите терять на этом деньги».

Патрик Виейра провел сложный первый сезон во главе «Страсбура» (Себастьен Бозон/AFP via Getty Images)

«Ливерпуль» и Эдвардс присматриваются и оценивают, прикидывая, как лучше расширить свои возможности.

«Они будут очень привлекательным клубом для сотрудничества, — добавляет Гарднер. — У них отличная мировая репутация. Будучи небольшим клубом в европейском футболе, у меня был такой опыт — с вашими ресурсами можно сделать очень многое. Мысль о том, что в дверь войдет клуб такого размера, как «Ливерпуль»...»

«Я полагаю, что большинство, но не все клубы, сочтут ее очень привлекательной».

Автор: Филип Бакингем (источник)

Фото обложки: Getty Images

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.

Хотите поддержать автора донатом? Это можно сделать в комментариях к посту!