8 мин.

Постройка «Ливерпуля 2.0» — кто будет следующим спортивным директором, курирующим её?

Когда владелец «Ливерпуля» Fenway Sports Group недавно продал миноритарный пакет акций клуба американской фирме Dynasty Equity, это положило конец долгим поискам новых инвестиций.

Сделка на сумму до £165 млн. ($200 млн.) была заключена с гарантией бостонского конгломерата, что он остается полностью приверженным «Энфилду» в долгосрочной перспективе.

После периода неопределенности появилась ясность.

Главный тренер Юрген Клопп подтвердил свое желание остаться после того, как отклонил предложение немецкой футбольной ассоциации стать новым тренером национальной сборной.

56-летний специалист был их первым выбором после увольнения Ханси Флика, но даже соблазн вывести сборную Германии на домашний чемпионат Европы не смог убедить его уйти. Он намерен выполнить свой контракт, который рассчитан до 2026 года.

«Я предан «Ливерпулю». Мое сердце здесь, в «Ливерпуле», — сказал Клопп. — Мы строим здесь «Ливерпуль 2.0». Мы хотим снова атаковать, а не просто смотреть, сколько еще мы сможем продержаться».

После того, как ситуация с владельцами разрешилась, а Клопп восстановился после лета радикальных изменений в игровом составе, чувство стабильности вернулось после сезона потрясений на поле и за его пределами.

Клопп подтвердил свою приверженность «Ливерпулю» (Lindsey Parnaby/AFP via Getty Images)

Тем не менее, на горизонте маячит одно важное решение — кто будет спортивным директором, ответственным за переговоры о сделках, чтобы продолжать продвигать «Ливерпуль 2.0» вперед?

Когда в начале июня Йорг Шмадтке вступил в должность, это было краткосрочное назначение. Он стал третьим спортивным директором клуба чуть более чем за год после ухода Майкла Эдвардса и Джулиана Уорда.

Опытный немецкий руководитель, подписавший контракт на 12 месяцев, склонялся уйти в январе на пенсию после ухода из «Вольфсбурга».

Поскольку поиски преемника Уорда затянулись, Шмадтке был рекомендован президенту FSG Майку Гордону агентом Клоппа Марком Косике.

Все стороны договорились сесть за стол переговоров после окончания трансферного окна, чтобы оценить лето и то, как складывается договоренность. Шмадтке говорил о том, что на этом этапе они могли бы просто пожать друг другу руки и договориться разойтись. То, что он остается на этой должности, свидетельствует о том, насколько высоко ценится его вклад за последние четыре с половиной месяца.

На последних домашних матчах он был в директорской ложе, обычно сидя рядом с главой отдела подбора персонала Дэйвом Фэллоузом и главным скаутом Барри Хантером, с которыми у него быстро завязались прочные рабочие отношения.

Владельцы чувствовали, что его знания, контакты и опыт Бундеслиги дополнят то, что у них есть, и так оно и оказалось.

Уорд остался после своей первоначальной даты ухода в конце мая, чтобы завершить трансфер Алексиса МакАллистера из «Брайтон энд Хоув Альбион», после чего завершил передачу дел Шмадтке, который обеспечил сделки по Доминику Собослаю, Ватару Эндо и Райану Гравенберху — все из немецких клубов.

Что еще почитать: Доминик Собослаи: Почему полузащитник «Ливерпуля» за £60 млн. на «Энфилде» уже играет как дома

Это было сложное лето, когда перестройка полузащиты оказалась более масштабной, чем кто-либо ожидал, после того, как Джордан Хендерсон и Фабиньо уехали в Саудовскую Аравию в поисках выгодных контрактов.

Шмадтке подвергся критике извне в августе, когда «Ливерпуль» упустил подписание Мойзеса Кайседо и Ромео Лавиа, которые вместо этого перешли в «Челси».

Это выглядело странно, учитывая, что «Ливерпуль» поздно вступил в гонку за Кайседо, и сумма трансфера была согласована с «Брайтоном», прежде чем игрок отказался от перехода. Что касается неудавшихся предложений по Лавиа, то Шмадтке был ограничен нежеланием владельцев выйти за рамки их оценки молодого бельгийского полузащитника.

Шмадтке – временное решение (Chris Brunskill/Fantasista/Getty Images)

Влияние летних приобретений клуба и ценность, которую, по мнению владельцев, «Ливерпуль» извлек с рынка за £145 млн., помогли представить работу Шмадтке в положительном свете.

Что касается динамики с Клоппом, то с самого начала было четкое понимание того, в чем заключается сила. Шмадтке, у которого есть история конфликтов с тренерами в начале своей карьеры, описал себя как «поставщика услуг» и «помощника» Клоппа.

«Я знал должностную инструкцию и принял её, — сказал он немецкой газете Welt am Sonntag. — Если бы я думал, что все должны плясать под мою дудку, я был бы совершенно неправ».

Шмадтке радует тот факт, что, в отличие от Германии, в «Ливерпуле» от него не ожидают, что он будет общаться со СМИ. Он держался в тени, как это делали Эдвардс и Уорд.

По-прежнему сохраняется совместный подход к трансферам с участием Фэллоуса, Хантера, Шмадтке и данных, предоставленных Уиллом Спирманом, который сменил Иана Грэма на посту директора по исследованиям клуба в прошлом сезоне.

Клопп фактически решает, за кем «Ливерпуль» должен охотиться, а затем Шмадтке должен попытаться договориться о сделке в финансовых рамках, приемлемых для FSG.

Эта динамика отличается от той, что была между Эдвардсом и Клоппом. Этот дуэт был ответственен за создание команды, которая выиграла Лигу чемпионов в 2019 году и Премьер-лигу в следующем сезоне.

Эдвардс, который первоначально присоединился к «Ливерпулю» в качестве руководителя аналитического отдела в 2011 году, был движущей силой таких проницательных приобретений, как Мохамед Салах и Энди Робертсон, в то время как он вел переговоры о продаже Филиппе Коутиньо в «Барселону» за £142 млн., что фактически оплатило трансформационные подписания Вирджила ван Дейка и Алиссона. Он заставил работать самоокупаемую бизнес-модель FSG и эффективно связал различные отделы клуба.

«Майкл проделал фантастическую работу, действительно понимая, к кому мы будем стремиться, и почему мы хотим завершить сделку по определенной структуре, и какова должна быть реальная стоимость», — сказал бывший генеральный директор «Ливерпуля» Иан Эйр в интервью The Athletic в августе.

«У него было отличное взаимопонимание с Юргеном, и все понимали, что нет смысла давать тренеру игрока, которого он не хочет. В «Ливерпуле» такого никогда не было. Речь шла о том, что тренер говорит: «Мне нужен опорный полузащитник», а затем эта группа, зная его и зная тип человека, который подходит под этот шаблон, предлагает ему кучу вариантов».

«Это не значит, что FSG говорит: «Можно будет заполучить только этого». Может случиться так, что можно иметь только этого, потому что он единственный, с кем мы можем иметь дело. Но реальность такова, что если он его не захочет, он его не возьмет, и они не купят его, и это просто сработало очень хорошо. Майкл не думал о том, чтобы работать со СМИ или что-то в этом роде. Он просто хотел заключать выгодные сделки».

Шмадтке помог заключить сделку с Гравенберхом (Virginie Lefour/BELGA MAG/AFP via Getty Images)

После более чем десяти лет службы в «Ливерпуле» Эдвардс ушел летом 2022 года после постепенной передачи обязанностей Уорду, которого готовили в качестве его преемника. Эдвардс чувствовал, что это конец цикла. Он хотел перерыва и верил, что «Ливерпуль» выиграет от нового импульса.

Пребывание Уорда в должности оказалось недолгим — в ноябре прошлого года он подал прошение об уходе. В то время Гордон, с которым у него была тесная связь, отошел от повседневного управления клубом, и цепочка командования изменилась, а генеральный директор Билли Хоган получил больше обязанностей, поскольку FSG рассматривала возможность продажи клуба.

Уорд эффективно руководил перестройкой атаки Клоппа, заключив сделки с Луисом Диасом, Дарвином Нуньесом и Коди Гакпо, и начал перестройку полузащиты с Мак Аллистером, после чего передал дела Шмадтке.

Эйр, который в настоящее время является исполнительным директором команды Главной футбольной лиги «Нэшвилл», добавил: «Я был там с Майклом в течение долгого времени, что создало настоящую стабильность. Юрген сейчас стабилен, но это не значит, что они нестабильны. Это просто означает, что, возможно, дело дошло до той стадии, когда люди не хотят делать одно и то же вечно».

Так куда же повернет «Ливерпуль» дальше? Они не повернут время вспять.

В прошлом месяце The Athletic сообщил, что Эдвардс вместе с Грэмом запускает новый консалтинговый бизнес под названием Ludonautics. Они предложат свои услуги группам собственников по внедрению использования данных в управлении клубами. Эдвардс отказался от должности спортивного директора после ухода из «Ливерпуля» и не намерен возвращаться к этому пути.

Уорду нравится проводить больше времени со своей молодой семьей после 11 лет в «Ливерпуле». Он отказался от возможности стать техническим директором «Аякса» в конце прошлого сезона и обдумывает свой следующий шаг. Летом ходили слухи, что он вернется к работе в качестве консультанта в «Ливерпуле», но обе стороны категорически отрицали это.

Поскольку контракт Шмадтке рассчитан до конца сезона, «Ливерпуль» намерен рассмотреть свои варианты в ближайшие месяцы.

Руководство «Энфилда» опровергло сообщения в Германии о том, что Макс Эберль рассматривается на эту должность после его ухода из «РБ Лейпциг». Недавно Эберль был уволен с должности управляющего спортивного директора в клубе Бундеслиги из-за «его неспособности посвятить себя клубу» после того, как его серьезно связывали с переходом в мюнхенскую «Баварию».

Перестройка «Ливерпуля» вступит в новую фазу следующим летом, при этом приоритетом будет оборона. У Жоэля Матипа закончится контракт, а его коллеге по центру обороны Ван Дейку исполнится 33 года. Существует пугающая перспектива замены Салаха, если команда из саудовской Про-лиги вернется с еще одним огромным предложением, когда у него будет оставаться 12 месяцев по контракту.

Шмадтке оказался достойным краткосрочным назначением. «Ливерпуль» вышел из лета намного сильнее, чем вошел в него. Теперь будет интересно посмотреть, куда повернет «Ливерпуль» и какие полномочия получит следующий спортивный директор.

Автор: Джеймс Пирс (источник)

Фото обложки: Getty Images; дизайн: Имонн Далтон для The Athletic

Хотите поддержать автора донатом? Это можно сделать в комментариях к посту!

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.