14 мин.

Куивин Келлехер: новый принц Корка

Ближе к концу 1990 года подросток Рой Кин вернулся в северную часть Корка и, будучи одетый в кожаную куртку, зашел в паб. Он не так давно подписал контракт с «Ноттингем Форест», и дела у него шли хорошо. Он еще не был героем, но его репутация росла. Это не имело значения для выпивающей в баре группы парней. Они увидели, во что он был одет, и отвернулись.

Такое уж это место, Корк. Все эти годы спустя Кин регулярно приезжает в город, чтобы повидаться со своей мамой Мари. Он любит путешествовать на лодке, и свежий воздух Ирландского моря помогает ему прояснить мысли. Он рассказал об этом Гари Невиллу прошлым летом на его YouTube-канале — Overlap. С тех пор Кин был сфотографирован помогающим в кафе Penny Dinners, которое «предлагает горячие, сытные обеды в полдень всем, кто проголодался в Корке». Кин, конечно, делает это не потому, что думает, что это помогает ему хорошо выглядеть — он никогда не был специалистом по связям с общественностью. Кажется очевидным, что он делает это, потому что считает, что это правильно.

За это — и за все остальное, чего он добился с 1990 года — вам будет трудно найти в Корке кого-нибудь, кто мог бы сказать о нем плохое слово. Кин — определяющая фигура в истории Ирландии, «Манчестер Юнайтед» и Премьер-лиги — возможно, именно в таком порядке. Подсознательно каждого футболиста из Корка судят по нему. И все же он был единичной, «исключительной» личностью и спортсменом, по словам автора Майкла Мойнихана, который написал книгу о Корке в 1980-х годах — за десятилетие до того, как Кин стал знаменитым. Кин, по его словам, обладал типичными чертами характера жителя Корка из-за своих ожиданий от себя же и от других — «раздражительностью».

Рядом с Кином в «Юнайтед» играл Денис Ирвин, еще один сын Корка. Крайний защитник был более спокойным и уравновешенным; более техничный, но менее требовательный к обслуживанию футболист, который, тем не менее, обладал высочайшей верой. «Если бы у него ее не было, он бы не играл за "Манчестер Юнайтед" так долго с Кином», — предполагает Мойнихан.

Было бы неточно предполагать, что Корк ждал, когда появится другой футболист и возьмет игру за горло, как это сделал Кин. Да, были хорошие, солидные карьеры, но ничего подобного карьере Кина — или даже Ирвина.

Чувства, однако, немного другие, когда упоминается Куивин Келлехер. То, что Юрген Клопп уверен в 24-летнем голкипере, выпуская его в основном составе в финале Кубка Карабао в те выходные, несмотря на то, что был доступен Алиссон, отражает его потенциал. Клопп не делает ему одолжения.

В 2018 году Алиссон ненадолго стал самым дорогим вратарем в мире. С тех пор «Ливерпуль» выиграл Лигу чемпионов и, впервые за 30 лет, Премьер-лигу. Тем не менее, за последние два года Келлехер показал, что он способен справляться с острыми моментами давления, когда он казался самым спокойным человеком на стадионе. Есть параллели с Алиссоном с точки зрения стиля, а также карьерных путей: бразилец не мог зарекомендовать себя в «Интернасьонале» примерно до того возраста, в котором сейчас находится Келлехер.

Келлехер провел семь сухих матчей в 16 играх за «Ливерпуль». Клопп назвал Кубок Карабао «его соревнованием» после последней его игры в ответном полуфинальном матче с «Арсеналом». В тот вечер мы узнали больше о его характере от Клоппа, который придержал историю перед первым матчем, когда вместо него играл Алиссон — потому что Клопп хотел, чтобы его первый номер набрал некоторый ритм после того, как команда не играла из-за КОВИД-19.

Когда Клопп сказал Келлехеру, что он не будет играть на «Энфилде», тот почти принял это решение, но это не означало, что он был счастлив. Он хотел знать почему, и это заставило Клоппа понять, что он имеет дело с серьезной личностью.

Чтобы быть вратарем «Ливерпуля», нужна большой характер. Мойнихан говорит, что Келлехер больше похож на Ирвина, чем на Кина, но это не значит, что он совсем не похож на Кина. В Корке, где люди, как правило, не испытывают недостатка в убеждениях, реакция на включение Келлехера в состав на матч, как правило, такая: «Ну конечно он играет за "Ливерпуль"...»

Ноэль Спиллейн, еще один журналист из Корка, чьи репортажи о спорте в городе растянулись на пять десятилетий вплоть до его выхода на пенсию в 2017 году, впервые столкнулся с Келлехером, когда писал о финале школьного кубка, который Келлехер помог выиграть команде Presentation Brothers. «Я просто знал, что он далеко пойдет, — говорит Спиллейн, который считает, что Ирландия нашла следующего Паки Боннера — первого из великих ирландских вратарей. — Куивин был спокоен как скала. Кажется, его ничто не смущает, независимо от масштаба мероприятия».

Как всегда в Корке, разговоры о футболе возвращаются к самому известному игроку, которого произвел город, и Спиллейн видит в Келлехере некоторые качества Кина, заявляя, что «ничто не встанет у него на пути» точно так же, как ничто не встало на пути самого Кина, когда тот уехал из Корка в Ноттингем целую вечность назад. Это стало большой новостью в Корке, хотя «Форест» — двукратный обладатель Кубка чемпионов, а затем все еще возглавляемый Брайаном Клафом — никогда не был достаточно большим для Кина, учитывая медленную траекторию падения клуба.

В «Форесте» Кину сначала пришлось обойти игрока сборной Англии Стива Ходжа, чтобы пробиться в команду, и он сделал это в течение нескольких месяцев. Учитывая, что Алиссон уже приобрел легендарный статус в «Ливерпуле» (учитывая также, что он подписал долгосрочный контракт менее года назад), это заставляет задуматься, что может сделать такая потенциально неудержимая сила, как Келлехер, если он решит, что перед ним несдвигаемый объект. В Корке Спиллейн не одинок в том, что говорит: «В большинстве клубов Премьер-лиги он уже был бы номером 1».

Карьера Кина в «Юнайтед» внезапно оборвалась 18 ноября 2005 года. В тот же день «Корк Сити» обыграл «Дерри Сити» со счетом 2:0 и лишь во второй раз завоевал титул чемпиона Ирландии. С одной стороны, это было похоже на конец света: Кин укрепил чувство собственного достоинства города, обеспечив Корку присутствие на мировой арене. Однако на местном уровне трудно переоценить, насколько важен успех его футбольной команды для места, которое на национальном уровне обладает атмосферой непохожести.

Дилану О'Коннеллу было всего девять лет, когда это произошло, но его воспоминания ясны. Он не болельщик «Юнайтед», но помнит, что хотел видеть, как Кин преуспевает. «Это была ошеломляющая новость», — признается он. До этого момента в конце 2005 года казалось, что Корк не может проиграть. В том году округ во второй раз подряд выиграл всеирландский чемпионат по ирландскому хоккею на траве. Корк также сделал дубль в женском гэльском футболе и камоги. В сезоне 2005/06 «Мюнстер» выиграл Кубок Хейнекена. Город был культурной столицей Европы, и «Бэтмен: Начало» вышел с игравшем роль Пугала Киллианом Мерфи, который вырос в Блэкроке (как и Келлехер).

Келлехер в действии за «Ливерпуль» в полуфинале Кубка Карабао против «Арсенала» (фото: ИАН КИНГТОН/AFP via Getty Images)

О'Коннелл, ныне спортивный репортер, вспоминает торжества после триумфа «Корк Сити», и они «были довольно масштабными». Однако внезапный уход Кина из «Юнайтед» (Ирвин тремя годами ранее перешел в «Вулверхэмптон Уондерерс») оставил временное оцепенение и пустоту, которая так и не была заполнена.

Семнадцать лет спустя на фреске Кина в северной части Корка написано: «Для меня Корк всегда на первом месте, а Ирландия на втором...» На матчах «Корк Сити», несмотря на нынешние проблемы клуба во втором дивизионе, болельщики по-прежнему поют: «Мы из Корка, и мы лучше вас...»

В то время как в Дублине пьют Guinness, в Корке — Murphy’s или Beamish. На глубоком юге Ирландии, в Корке, недалеко от берегов Атлантического океана, находится вторая по величине естественная гавань в мире. Это портовый город, который уже давно по-своему самодостаточен и находится далеко от центра.

Корк обладает той исключительностью, которую вы могли бы ощутить в Ливерпуле, и, как и Ливерпуль, 1980-е годы определяют то, как город воспринимает сам себя, а также то, как на него смотрят. В Корке закрылись заводы Ford и Dunlop, и за этим последовали большие трудности. Когда рос Кин, уровень безработицы в Корке был самым высоким в Ирландии.

Мойнихан, чья книга «Кризис и возвращение» документирует этот период, когда-то жил в Соединенных Штатах. Он говорит, что, хотя Мюнстер и Техас не похожи друг на друга во многих других отношениях, оба они обособлены: в Корке все больше и лучше, «люди гордые и предпочли бы жить там, чем где-либо еще», но они также думают, что не получают справедливого решения важных национальных вопросов.

После 80-х годов Корк, в значительной степени, снова стал актуальным для людей за его пределами благодаря Кину, а также спортивным достижениям других людей и команд. В прошлом году ирландская государственная телекомпания выпустила шоу, в котором были представлены 10 лучших спортсменов страны, и четверо из них были из Корка.

Присутствие Кина в качестве единственного футболиста в списке, включавшем представителей гэльского футбола, хоккея на траве и регби, объясняет, почему городу было сложнее создать другого такого игрока, как он. Спиллейн говорит, что спортивный ландшафт города почти не изменился с 1972 года, когда он начал вести репортажи. «Это место помешано на спорте», — говорит он, добавляя, что, по его оценкам, хоккей на траве — самый популярный вид спорта в Корке, за которым следует гэльский футбол. Затем идет футбол, или соккер, как его называют в Ирландии, и регби. Существует также огромный интерес к скачкам и боксу.

Разнообразие вариантов означает, что в одной дисциплине легко потерять талантливого спортсмена в пользу другого вида спорта. Если, скажем, у «Корк Сити» дела идут неважно, то как участники младшего возраста, так и зрители постарше могут обратить свое внимание на хоккей на траве. «Как только они уходят, очень трудно вернуть их обратно», — говорит Спиллейн, болельщик «Корк Сити», который считает, что история клуба отражает проблему, с которой обычно сталкивается коркский футбол.

Менее чем за 100 лет в Корке появилось десять футбольных команд, последняя из которых — «Корк Сити» — основана лишь в 1984 году. ФК «Фордс» был переименован в «Фордсонс» в течение года после своего образования, прежде чем он стал известен как «Корк ФК», клуб, который просуществовал 14 с половиной сезонов. Ближе к концу этого периода существовал «Корк Богемианс» (просуществовавший два сезона), прежде чем появилось первое воплощение «Корк Сити», клуба, чей прогресс был прерван войной. После «Корк Юнайтед» и «Корк Атлетик» появился «Эвергрин Юнайтед», который стал «Корк Селтик». Их соперниками были «Корк Хибернианс». В период с 1976 по 1982 год «Альберт Роверс» стал «Корк Альбертс», а затем второй версией «Корк Юнайтед». В течение двух лет после того, как «Юнайтед» отошел от дел, был образован «Корк Сити».

В то время как Кин играл за «Коб Рэмблерс», образованный в 1922 году, а Келлехер (болельщик команды по хоккею на траве в Блэкроке) никогда не был прикреплен ни к профессиональному, ни к полупрофессиональному клубу в городе до перехода в «Ливерпуль», возможно, история Дэйва Барри лучше всего отражает положение дел в Корке. Мойнихан и Спиллейн видели, как большое количество спортсменов меняли вид спорта, в котором играли. «Существует огромная традиция, когда люди хороши более чем в одном виде спорта», — говорит Мойнихан. «И они не всегда его меняют, потому что они в чем-то не очень хороши», — соглашается Спиллейн.

Барри был правым полуфорвардом «Сент-Финбаррз», который дважды выигрывал чемпионат Ирландии по гэльскому футболу. В дополнение к этому достижению он также играл в cоккер за «Корк Сити», который в 1991 году встречался с мюнхенской «Баварией» в Кубке УЕФА. Барри отреагировал на предположение Штеффена Эффенберга о том, что он «выглядит достаточно взрослым», чтобы быть его отцом, обыграв «Корк» со счетом 1:0 в первом матче. То утро он провел на своей дневной работе, устанавливая котлы.

Presentation Brothers — это не Итон, но это платная школа, которая на протяжении всей своей истории уделяла больше внимания регби и хоккею на траве. Спиллейн был вовлечен, когда они впервые начали выставлять конкурентоспособную футбольную команду. Это произошло из-за решимости нескольких учеников, которые изначально почувствовали силу противодействия со стороны тех, кто в школе обладал контролирующим влиянием. На первом курсе они играли в другом колледже из Лимерика, и когда директор увидел, что они одеты во все белое, он предположил, что их уже вроде как обыграли. «Мы выглядели как ангелочки, — говорит Спиллейн. — Но мы выиграли со счетом 6:0».

До своей смерти в 2014 году Рэй Келлехер работал учителем физкультуры в колледже, и это дало возможность поступить туда его сыну Куивину — одному из шести братьев и сестер. Для учеников поступление, как правило, ведет куда-то, будь то через образование или спорт. Здесь училось бесчисленное множество игроков ирландской сборной по регби, самым известным из которых, вероятно, является Ронан О'Гара. За последние четыре десятилетия не проходило и трех лет без того, чтобы хотя бы один бывший студент не выступал за национальную сборную. И все же Келлехер никогда не интересовался регби. Эйден Туми, заместитель директора, который был студентом колледжа, прежде чем 32 года назад стать преподавателем, говорит, что если у Келлехера и был интерес к регби, то он быстро прошел.

По словам Туми, Келлехер был мягким, умным и решительным студентом и спортсменом. «Футбол был больше его коньком». Другие футболисты из колледжа достигли профессионального уровня, в том числе Ноэль Кантуэлл и совсем недавно Брайан Ленихан. Другой, Алан Беннетт, провел восемь лет в низших лигах Англии, после чего вернулся в колледж в качестве преподавателя.

О превращении Келлехера из центрального нападающего по стандартам округа во вратаря уже рассказывалось ранее. Однако в этой истории есть еще один слой. В Корке у него была репутация игрока, забивающего эффектные голы, но он не был бегунком. Некоторые тренеры не были уверены, обладает ли он необходимой мобильностью для команды, и на некоторое время он ушел со сцены, прежде чем вернуться на другую позицию после того, как его отец предложил тренерам «Рингмахон Рейнджерс», что он мог бы быть хорош в отражении ударов, а не в их забивании.

Келлехер произвел впечатление в «Ливерпуле», заменив Алиссона (Фото: Наоми Бейкер/Getty Images)

За школьные команды он не менял позиции до тех пор, пока Туми не поговорил со своим сыном — тоже учителем — и не убедил его попробовать себя в роли вратаря. «У нас все еще идут семейные споры, когда мы обсуждаем, на какой позиции Куивин был лучше», — говорит он.

Как только решение было принято, колледж выиграл финал кубка, обыграв местных соперников, школу Christian Brothers. «Не имело значения, что нашло на Куивина в тот день, он спас тот матч, — вспоминает Туоми. — Это был грабеж средь бела дня — преступники сидели в тюрьме и за меньшее. Если бы Куивин не сыграл так, как он сыграл тогда — мы бы проиграли». Вместо этого, победный гол, случившийся в компенсированное время, был забит с участия Келлехера. Его пас на левый фланг привел к прострелу и удару головой на дальней штанге. «Представляете себе то празднование...»

Туми решил, что он достаточно хорош, чтобы представлять одну из старших возрастных групп. За этим последовал трудный разговор с учеником на школьном дворе, который был на три года старше Келлехера. По словам Туоми, Гер О'Коннелл был прекрасным молодым вратарем, но в конечном счете он считал, что Келлехер лучше.

«Гер недавно напомнил мне, что я сказал ему, что однажды он посмотрит на экран телевизора и увидит, как Куивин играет где-то в серьезной игре. Вот почему мне пришлось ставить его вместо Гера. Надо отдать должное Геру, теперь он может посмеяться над этим».

Это решение помогло той команде выиграть Кубок Мюнстера. К тому времени Келлехер уже был на просмотре в «Астон Вилле» и «Манчестер Юнайтед». «Куивин и так был тихим парнем, но за весь год он почти никому не сказал ни слова. Так было до финала. В раздевалке он сказал остальным ребятам: "Просто сделайте так, чтобы мы забили сегодня один гол. Это все, что нам нужно, потому что мимо меня«они не пустят ни одного мяча"».

Автор: Саймон Хьюз (источник)

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.