8 мин.

Письмо Алексею Кравцову

Алексей Юрьевич!

Здравствуйте. Пишет Вам студент из Краснодара Данил Тармасинов. Пусть Вас не смущает то, что я сейчас нахожусь в Краснодаре и при этом пишу президенту федерации по зимнему виду спорта. Сам я родился и вырос в городе Радужный, это в Ханты-Мансийском округе, так что снег и лёд я видел. Я вообще в конькобежный спорт, признаться, не ходок - даже не коньках стоять не умею - и виды спорта, которые развиваете Вы, я смотрю лишь во время Олимпийских игр.

Как Вы знаете, следующую Олимпиаду нам надо выигрывать. Потому что, она домашняя. И для этого государство средств не жалеет. Всем нам понятно, что на коньки падает колоссальная ответственность, потому что надо держать марку. Ведь батюшка-царь не потерпит, если в одних видах у нас будет густо, а в других - пусто. Шорт-трек намного ближе ко второму, чем к первому, и Вы это прекрасно знаете, Алексей Юрьевич, и, я надеюсь, что Вы что-то с этим делаете. Но пока Вы, Алексей, своими действиями дискредитируете не только свой вид спорта, но и практически все чужие. Я про отчисление корейского тренера сейчас речь веду.

У нас в стране шорт-трека как вида спорта до сих пор нет. Я прекрасно знаю, что это молодой вид спорта, что на него нужно время и так далее. На Олимпийских играх он впервые появился в 1988-м как демонстративный вид спорта, а полноценно - в 92-м - не мне Вам об этом говорить. У нас было двадцать три года на то, чтобы подготовить кадры, как тренерские, так и спортсменские. Тем паче, что есть у нас вид спорта, который как-никак близок этому новому для России виду - коньки. Конькобежный спорт. В котором у нас есть традиции, но в котором у нас также нет толковых людей - но не об этом сейчас. Почему бы не забирать в шорт-трек мальчишек и девчонок, которые хотели связать свою жизнь с конькобежным спортом, но у них ничего не получилось? Ну, или получилось, но успехов они не добиваются?

23 года на то, чтобы подготовить своего, хорошего тренера - срок вполне себе достаточный. Но раз Федерации этого сделать не удалось, то необходимо приглашать иностранцев. Я не предъявляю претензии к Вам за то, что шорт-трек у нас вот так вот развивается, осознавая, что за два года, которые Вы возглавялете СКР, сделать что-либо очень трудно, а ещё и учитывая тот факт, что шорт-трек перешёл в Вашу ведомость только в этом году.

Тренер, что бы Вы не говорили, попался хороший. Да, он был помощником. Но ведь не из сборной Лихтенштейна его взяли, а из сборной США. Где он с Аполо Оно и Шани Дэвисом работал. И, между прочим, он - кореец. Выходец из страны, которая в Ванкувере пять комплектов медалей себе забрала - два золота и три серебра, на секундочку. Помощник в сборной США - следовательно, он тоже приложил руку к тому, что американцы получили одну серебряную и три бронзовые награды. Сборная России удивительным образом на трёх различных дистанциях три раза осталась двадцать четвёртой и все три раза на двадцать одну позицию от медалей приходил Семён Елистратов - самый многообещающий наш гонщик. По сути, Вы своим решением уволили человека, который планомерно вёл сборную России к медалям. Елистратову в Сочи будет 23 - вполне годный возраст, уже не молодой, но достаточно опытный. Пока этот молодой человек - наша единственная надежда на то, что мы взойдём на пьедестал. И пока Анатолий Брасалин - человек, ради которого Вы и уволили Чанг Гвон Оука (а именно так Вы называете Джимми Джена после того, как выгнали его) - работает по методике корейца, у Семёна всё и будет идти хорошо. Определяющим, без сомнения, станет следующий сезон, когда Брасалин поведёт подготовку самостоятельно. И тогда Вы, Алексей Юрьевич, поймёте, какую ошибку Вы совершили.

Ведь приглашение Джена - это не просто показатель того, что наша школа тренеров пребывает в плачевном состоянии, что было ясно, как Божий день. Это ещё и возможность посмотреть на нашу реальность, в которой мы обитаем, другими глазами. Незашоренными определёнными рамками того, что ты видишь Елистратова, Захарова, Пранкевича каждый день уже много-много лет и понимаешь, на что они способны. Чанг Гвон Оук (возможно, Вам приятнее будет слышать этот вариант его имени) не осознаёт, что потолок Захарова в n-ном месте на этапе Кубка мира. Он может разглядеть в нём что-то, что за горами предубеждений не видели Брасалин, Герциков и прочие тренеры. Подняться на новый уровень, как самостоятельная тренерская единица и вывести вместе с собой своих подопечных.

Алексей Юрьевич, Вы с определённым скептицизмом подошли к теме того, что вообще-то Чанг Гвон Оук долгое время был чьим-то там помощником. Так вот: спросите у своей очаровательной супруги Юлии Бордовских, кто такой Дэвид Блатт. Она ведь мастер спорта по баскетболу, она должна знать, кто это. Возможно, она подскажет Вам некоторые факты из его биографии. Блатту сейчас 52 года - он на три года старше Вас, Алексей. Он закончил играть, когда ему было 34 - в 1993-м. Сразу после этого он стал тренером. Но не главным, а, как Вы, возможно, догадались, помощником. Свой первый полноценный сезон в качестве главного тренера баскетбольного клуба он начал в девяносто пятом - через два с половиной года после окончания своей игроцкой карьеры, в довольно захолустном израильском клубе. После четырёх лет работы там Блатт вновь пошёл в помощники к сильному тренеру Пини Гершону, к слову сказать, весьма невоздержанному на эмоции. И Дэвид неоднократно отмечал тот факт, КАК ему помогли годы, проведённые помощником у сильных главных тренеров. Сейчас Блатт входит в топ-3 сильнейших баскетбольных тренеров Европы, приведя в 2007-м сборную России по баскетболу к титулу чемпионов Европы.

Своим, отчасти, безрассудным решением уволить иностранного главного тренера только из-за того, что он посмел ослушаться тренера российского, Вы, Алексей Юрьевич, ставите весь наш российский спорт на очень опасную грань. Да, возможно, изначально Чанг Гвон Оук не видился никому из тех, кто принимал решение о его приёме на работу (как Вы заметили в эфире "Эха Москвы" это было сделано без Вас), сильным специалистом. Но в дальнейшем именно Джимми Джен зарекомендовал себя, как хороший наставник и учитель для наших спортсменов. А Вы его выгнали. Скажите, Алексей Юрьевич, думали ли Вы, что будут думать другие иностранные тренеры, которым будет предложена работа в России? Не только в шорт-треке и конькобежном спорте, но и в других видах? Многие, если не сказать, все заграничные специалисты, приезжая в другую страну на работу требуют того, чтобы условия этой самой работы были приближены к привычным им, профессионалам. К тем, что были у них во времена успехов. Следовательно, постановка спортсменов в эти условия приносит результат, и результат положительный. Это не блажь, чтоб Вы думали, а именно обеспечение успеха. Чанг Гвон Оук приносил довольно успешные результаты, готовя наших спортсменов планомерно к домашней Олимпиаде, которую нам выигрывать, не иначе. И мешать ему в чём-то, значит, разрушать ту схему, которая успех приносила. Вы же зачем-то назначили иностранца не главным тренером, а лишь старшим наставником, тем самым не предоставляя ему всей полноты власти. Вопрос - зачем? Боялись того, что заморские гости выставят наших тренеров недотёпами, а сами останутся белыми и пушистыми?

Так почему этого не побоялись сделать функционеры из футбола - вида спорта, который мы рассматриваем не под микроскопом даже, а куда пристальней, и где каждый шаг того или иного футболиста (не говоря уже о чиновниках) обсуждается в прессе пару дней так точно? Виталий Мутко чуть более пяти лет назад пригласил иностранного тренера, у которого были достижения и успехи - это да. Так ведь Виталий Леонтьевич дал Гуусу Хиддинку полную свободу действий в принятии решений. Настолько полную, что известна история, когда Хиддинк выставил из раздевалки сборной этого самого Мутко, который попытался войти в неё во время дачи установки на игру. И помогло ведь, правда? Доверие в спорте делает порой самые настоящие чудеса. А ещё то, что американцы называют "chemistry" - химией в спорте, отношениями внутри коллектива. Показатель того, что Чанг Гвон Оук искал встречи с тем же Виталием Леонтьевичем Мутко, дабы обсудить ситуацию сложившуюся - чем не показатель того, что человек заинтересован в том, чтобы помочь сборной России по шорт-треку не ударить в грязь лицом? Отрабатывает ли этот тренер, которому Вы, Алексей Юрьевич, кричали в спину разные нехорошие слова, просто свою зарплату или он действительно хочет помочь? Много ли Вы знаете иностранных тренеров, которые бы поступили так же, как Джимми Джен? Я думаю, таковых единицы.

Но самое неприятное в этой ситуации, знаете что, Алексей Юрьевич? То, что исправить эту ситуацию можно самым наилегчайшим способом. Методом простого извинения обычного человека. Вашего извинения, Алексей Юрьевич. Этой истории уже больше двух месяцев. Пока все понимают, что Брасалин работает по методике Джена и оттого у него всё спорится. Об этом говорят и спортсмены, и сам Анатолий (извините, не знаю отчества) этого не стесняется признавать. А в следующем году этого не будет. А Сочи будет ещё на год ближе. Поэтому я прошу Вас, Алексей Юрьевич, ищите встречи с Джимми Дженом и поговорите с ним. Пока просто поговорите. Если Вы не считаете нужным извиняться, если Вы не считаете неправым себя - Бога ради. Но отношение человеческое всё же должно присутствовать. Ведь даже собак не выгоняют из дому молча.

С наступающим Вас, Алексей Юрьевич. Здоровья Вам, Вашей очаровательной супруге и двум Вашим прекрасным детям. Я очень надеюсь, что в Новом году в Вашей жизни станет чуть меньше скоропалительных, необдуманных решений.

 

                                                                           Данил Тармасинов, г.Краснодар, 28.12.2011.