• Персональная лента контента и фильтры в комментариях
  • Собственный блог и сообщество
  • Игры: Фэнтези и Лига прогнозов
  • Рейтингование букмекеров
  • Участие в рейтингах экспертов в темах
Авторизация
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы на Sports.ru?
Зарегистрироваться
14 мин.

10 выдающихся гонщиков «24 часов Ле-Мана»

Шумахер, Хилл, Кристенсен и другие легенды.

Том Кристенсен

Самый эпичный и титулованный гонщик «24 часов» за всю историю. Выигрывал на «Сарте» целых девять раз, причем с 2000 по 2005 годы — подряд. И первая победа пришла уже в дебютной гонке в 1997 году. 

Крупные автопроизводители с радостью приглашали датчанина пилотировать свои суперкары из-за невероятной стабильности: экипаж Тома оказывался в топ-3 в каждом автомарафоне, который они доводили до конца. Свой последний, восемнадцатый «Ле-Ман» в 2014 году Кристенсен тоже закончил на подиуме — вторым. 

За успехи королева Дании посвятила Тома в рыцари ордена Данеброга, а общественность прозвала его «Мистером «Ле-Ман». А все потому, что только в гонках на выносливость у Кристенсена и получилось что-то выигрывать. Во всех других сериях ему постоянно чуть-чуть не хватало. В «Формуле-Ниппон» еще в 1995 году Том финишировал третьим. В ДТМ он также дважды заканчивал сезон на третьем месте и один раз — на четвертом. Даже в полутоварищеской «Гонке чемпионов», которая в межсезонье собирает лучших пилотов разных серий, Кристенсен пять раз проигрывал в финале. 

При этом Том удерживает рекорд по победам и на «12 часах Себринга» (шесть штук). А единственный свой «сезонный» чемпионский титул он выиграл в WEC – серии гонок на выносливость — в 2013 году. 

Просто уму непостижимо, как такой крутой пилот может одновременно быть таким невезучим. Поэтому успех именно в гонках на выносливость выглядит логичным — на длинной дистанции влияние везения или невезения намного меньше, чем на короткой. 

Жаки Икс

Где только ни выигрывал этот бельгиец! Шесть побед в «Ле-Мане», виктория в ралли «Париж-Дакар», триумф в гоночной серии «Кан-Ам», 25 подиумов и 8 первых мест в «Формуле-1», двенадцать титулов абсолютного чемпиона Бельгии по автоспорту – кажется, Жаки для полного комплекта не хватает лишь «Инди-500». 

При этом мистер Икс никогда не жалел, что так и не стал чемпионом «Формулы-1». Более того, он всегда называл своим главным достижением не какую-то определенную победу, а сохраненную жизнь после сотен тысяч кругов во всевозможных сериях. 

Ничего удивительного, что именно человек с подобными взглядами изменил правила старта в «Ле-Мане» своим протестом. В 1969 году Жаки отказался бежать к машине вместе со всеми в соответствии с традицией, потому что пилоты в попытках выиграть побольше времени откровенно плевали на безопасность. И пока Икс медленно шел к своему автомобилю и аккуратно пристегивался, другой пилот, Джон Вульф, разбился в стартовой аварии, поскольку не воспользовался ремнями. Жаки все равно выиграл марафон, несмотря на потерю времени на старте, и его пример вдохновил ФИА на изменения правил. 

За этот вклад в историю «24 часов» и за победы в 1969, 1975-1977 и 1981-1982 гг. Икса прозвали «Сеньор «Ле-Ман». 

Фил Хилл

Настоящий первопроходец для своей нации в автоспорте. Именно на его долю выпали первые американские победы и в «Формуле-1», и в «24 часах Ле-Мана». При этом по сути он остается единственным урожденным «звездно-полосатым» чемпионом в истории (Марио Андретти, как ни крути, родился в Италии и затем эмигрировал). 

Хилл стартовал на «Сарте» 14 раз, но добрался до финиша лишь трижды. И каждый раз— в 1958, 1961 и 1962 годах — неизменно оказывался победным. Остальные одиннадцать марафонов экипаж досрочно завершал по причине технических неисправностей. Трудно представить, сколько «Ле-Манов» Фил мог бы выиграть с такой конверсией, если бы ему предоставляли более надежную технику. 

Но, похоже, он принес возможные победы в жертву «Форду». Американцам требовался опытный пилот для обкатки и тестов машины, которая смогла бы одолеть «Феррари». Хилл как раз накануне рассорился с итальянцами из-за того, что они не позволили приехать на Гран-при США в чемпионский сезон и согласился на предложение концерна. Так и был заложен фундамент для побед на «Ле-Мане» единственной машины из Нового Света, «Форда» GT40. 

Брюс Макларен

В 1964 году напарником Фила Хилла по экипажу стал новозеландец по имени Брюс. Он тогда уже был вице-чемпионом мира в «Формуле-1», но более значимых достижений не имел. Выиграть вместе с американским чемпионом Брюсу не удалось, зато вышло через два года вместе с соотечественником, Крисом Эймоном. 

Можно сказать, что эта победа перевернула автоспорт. Потому что после нее Макларен понял, что способен на большее, чем терпеть деградирующую с каждым сезоном машину «Купер» в «Формуле-1». Брюс принял решение самому разрабатывать шасси для серии «Кан-Ам» и Больших призов. Он назвал команду своим именем, «Брюс Макларен Мотор Рэйсинг», и был неудержим за океаном — выиграв за три года 20 гонок из 23. В «Формуле-1» успехи были скромнее, но его команда прогрессировала с каждым сезоном. 

К сожалению, Брюс разбился в гонке американской серии в 1970 году, в 32 года. Команду переименовали в «Макларен», и она стала культовой: 56 побед в «Кан-Ам», пять Кубков конструкторов там же, 8 — в «Формуле-1», три победы в «Инди-500», одна – «24 часах Ле-Мана». На данный момент детище Брюса – единственный обладатель «Тройной короны автоспорта» как конструктор и производитель. 

Грэм Хилл

Если уж говорить об исторических хет-триках, нельзя забыть о Грэме Хилле. Этот английский гонщик стал единственным в истории (на данный момент) собравшим «Тройную корону» уже как пилот. 

Путь к цели занял целых девять лет. Потому что в 1963-м Хилл впервые выиграл Гран-при Монако. В том же году Грэм сражу же пытался победить и в «Инди-500», но попал в аварию в квалификации и на старт не вышел. Следующей возможности проехать 500 миль по трассе в Индианаполисе пришлось ждать три года — и уже тогда англичанин не сплоховал и победил. 

А вот первое место в «Ле-Мане» пришлось как следует выстрадать. Хилл дебютировал на французском автомарафоне еще в 1958-м, но официально дошел до финиша лишь шесть лет спустя — вторым. В следующих двух «Ле-Манах» Грэм снова упустил победу и от разочарования покинул гонки на выносливость на целых шесть лет. 

Но в 1972 году он все-таки вернулся в «24 часа» – и выиграл. После Хилл в «Ле-Мане» не участвовал никогда. 

Анри Пескароло

А вот и напарник Грэма по исторической победе. Если вы вдруг по каким-то причинам читаете это стоя, то лучше сядьте. Серьезно. 

Анри Пескароло провел 33 гонки «24 часа Ле-Мана». Нет, вы только вдумайтесь! Это же уму непостижимая верность своему делу. С 1966 по 1999 годы ни один марафон не обходился без бородатого француза. Он хотел стартовать и в 2000 году (в 58 лет), но здравый смысл возобладал. 

Причем такое упорство не было простым ожиданием «когда же количество перерастет в качество». Анри выиграл первый же «Ле-Ман», в котором смог финишировать, а затем пришел первым еще два раза подряд. Всего на счету Пескароло числится четыре общих победы на кольце «Сарт» и шесть побед в своих классах. Последнюю Анри одержал в 1992 году, когда ему было 50 лет (Том Кристенсен уже закончил карьеру к этому возрасту, например). А четыре года спустя Пескароло финишировал вторым. 

Кажется, роль «железного человека» отдали не тому парню. 

Нико Хюлькенберг

В 60-80 годы считалось совершенно нормальным, когда пилот участвовал сразу в нескольких сериях. Но с середины восьмидесятых гонки стали профессиональными — и все изменилось. Техника усложнилась и стала требовать длительного привыкания, потому с легкостью кочевать из машины в машину уже не получалось. А принятие нового регламента в «Ле-Мане» закрепило растущие различия в технике. Теперь пилотам приходилось концентрироваться только на одной гоночной серии, и совмещать WEC и «Формулу-1» стало почти невозможно. Потому Бертран Гашо с Джонни Хербертом в 1991 году надолго стали последними гонщиками, побеждавшими в «Ле-Мане» одновременно с участием в Больших призах. 

Нико Хюлькенбергу в 2015 году хватило всего одной тренировочной гонки в Спа (его экипаж пришел шестым), чтобы привыкнуть к машине. Второй своей гонкой на машине WEC он выиграл «Ле-Ман». 

Нико стал единственным действующим пилотом «Формулы-1», которому это удалось, и других, судя по всему, еще долго не появится. 

Вульф Барнато

Он был сыном «алмазного короля» и потому во всех смыслах самым ярким среди «Парней «Бентли» конца двадцатых годов. Хоть команда и содержалась целиком и полностью на деньги Вульфа, он не был типичным бесталанным рента-драйвером. 

Многие ребята из списка выше годами не могли финишировать в Ле-Мане. А Барнато на более древней и менее надежной технике добрался до клетчатого флага три раза из трех попыток. Подряд — с 1928 по 1930 годы. С разными партнерами. Причем каждый раз он пересекал финишную черту первым. 

Современники описывали его как абсолютно лучшего пилота Великобритании того времени, безошибочного, аккуратного и командного. Глядя на его результаты, охотно верится. 

Михаэль Шумахер

По прошествии четверти века с трудом верится, что когда-то Шумахер был протеже «Мерседеса» и даже участвовал в «Ле-Мане»-1991 в составе совместного проекта немецкого моториста и «Заубера». Михаэль тогда еще не дебютировал в «Формуле-1» и вообще был зеленым новичком, но скорость свою показал, установив лучший круг гонки. 

Хоть «Заубер-Мерседес» и не победил в том году, а пришел лишь пятым, Шуми отлично зарекомендовал себя перед элитой автоспорта. Возможно, яркий этап Михаэля значительно ускорил его появление в «Формуле-1». 

Ну а что было потом — мы все прекрасно знаем. 

Йохен Риндт

Пилот из Германии (да, от Австрии у Йохена была только гоночная лицензия, а вот паспорт — немецкий), который в свое время ближе всех подошел к завоеванию «Тройной короны автоспорта». Собственно, даже ближе Грэма Хилла, который тогда как раз оставил попытки выиграть «Ле-Ман». А Риндту это удалось еще в 1965 году, причем для победы в автомарафоне немцу хватило и двух попыток. В том же сезоне немец откатал первый полноценный сезон в «Формуле-1». А еще Йохен был одним из немногих пилотов того времени, которые участвовали в «Инди-500». 

В 1967 и 1968 годах у него и не получилось чего-то добиться ни в одной из серий, и немец решил сконцентрироваться на Королеве автоспорта. Сработало – Йохен выиграл Гран-при Монако и еще четыре гонки подряд в сезоне-1970. Чемпионат складывался замечательно и Риндт вполне мог замахнуться на большее, если бы не трагическая авария в практике Гран-при Италии. 

Пусть Йохен и стал чемпионом посмертно (единственным в истории), осталось ощущение, что он далеко не полностью реализовал свой талант. 

Бонус: Фабьен Бартез и другие знаменитости

Культовый статус «Ле-Мана» не могли обойти знаменитости. Актер Пол Ньюман побеждал в своем классе вместе с пилотами Рольфом Штоммеленом и Диком Барбуром в 1979 году. Тогда же свои силы на марафоне пробовал и барабанщик «Пинк Флойд» Ник Мэйсон. Два года спустя попытался осилить «Ле-Мане» сын Маргарет Тэтчер, Марк. 

А Фабьен Бартез гоняется здесь с 2014-го, и, что интересно, под профессиональной лицензией, а не гоночной. То есть по сути он ушел из футбола в автоспорт. 

Пока нет, но вдруг?

При нынешнем регламенте в наивысшем классе LMP1 борются по сути только «Тойота» и «Порше». Конкуренция в LMP2 в десятки раз сильнее. Там в сражении за победу сойдутся сразу 25 экипажей — и все на примерно одинаковой технике. В таких условиях фактор пилотажа играет уже ключевую роль. И у победителей будет реальный шанс пополнить список самых крутых — не сейчас, так в будущем. Он есть и у пилотов российской команды G-Drive Racing – Романа Русинова, Пьерра Тиррье, Алекса Линна, Мемо Рохаса, Рио Хиракавы и Хосе Гутьерреса. 

Таланта и достижений у них хватает. Рохас, например, выигрывал «Себринг» и «Дайтону» бок о бок с Хуаном-Пабло Монтойей. Русинов четыре года подряд заканчивал сезон в топ-3 пилотов общего зачета WEC (он там и по сей день). Тиррье дважды останавливался в шаге от победы на «Ле-Мане», как и Русинов. Алекс Линн входил в программы «Ред Булл» и «Уильмса» и выигрывал GP3. 

У G-Drive Racing получилась чуть ли не самая быстрая машина в пелотоне, так что есть шансы войти в историю.

Факт дня о «24 часах Ле-Мана» от G-Drive Racing

Фото: REUTERS/Regis Duvignau; Global Look Press/National Motor Museum (2,4), imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Victor Blackman/Express, Darrell Ingham; Global Look Press/Panoramic/ZUMAPRESS.com (7,11), Scherl; Gettyimages.ru/Bongarts; Global Look Press/Sutton Motorsport Images/Imagestate; flickr.com/G-Drive Racing media

На драйве
На драйве
Блог
Блог G-Drive о гонках, хоккее и фигурном катании
13 комментариев
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Классная гонка .. три раза кемарнуть успеваешь , а они все едут .. только где смотреть триколор не показывает Евроспорт
+4
0
+4
При всём уважении к Хюлькенбергу, его напарники в той гонке Ник Танди и Эрл Бамбер сделали для победы не меньше, а то и, пожалуй, даже больше, чем он, в том числе и по чистой скорости. К слову, и для них это был первый в жизни Ле Ман (и вторая после Спа гонка в принципе) за рулём прототипа LMP1. Но про них во всех подобных текстах обязательно забывают.

Издержки раскрученности... :)
+5
-1
+4
поправьте 
"Русинов четыре года подряд заканчивал сезон в топ-3 пилотов общего зачета WEC (он там и по сей день)"
на

"Русинов четыре года подряд заканчивал сезон в топ-3 пилотов общего зачета Endurance Trophy for LMP2 Drivers (он там и по сей день)" 
+1
0
+1
Классно что есть инфа хоть про что то кроме королевы автоспорта мать его ети...
+1
0
+1
Пилот из Германии (да, от Австрии у Йохена была только гоночная лицензия, а вот паспорт — немецкий)

\\

Понятно. "Коренной немец с немецким паспортом, в Австрии оказался проездом, отстал от Большого цирка".

После объединения Австрии и Германии естественно все имели гражданство третьего рейха. Родился он действительно на территории нынешней Германии, свидетельство о рождении у него было германское. Думаю, германский паспорт он получил, чтобы после войны иметь пособие как оставшемуся без родителей. После того, как его родители погибли при ковровых бомбежках Гамбурга, годовалого ребенка не потеряли, эвакуационные и социальные службы работали практически до капитуляции. Поскольку семья у него была из австрийского Граца, там проживали дедушка и бабушка, к ним его и отправили. И в школу он ходил с Гельмутом Марко, другом детства.
+1
0
+1
Михаэль здесь для галочки...но все равно приятно для фанатов! Keep fighting!
+1
0
+1
Ребят!, бросайте курить! По этой методике бросить можно за пару дней, и без вреда для организма, нервов и переедания, еще и организм чистит. Вообщем ребят рекомендую http://smokenosov.blogspot.com
0
0
0
Нельзя забывать Пьера Левегга, который, к сожалению, больше известен аварией 1955 года, унесшей жизни 94 человек. Но в то же время в 1952 году он в одиночку, без смен едва не выиграл гонку. Он долгое время лидировал в гонке на Тальбо-Лаго, но на 23 часу машина перегрелась и он, увы, сошел.
0
0
0
Но как??? Разве не был Шуми самовозом по мнению местных школяр?
0
0
0
Помню был один фильм про ле ман точнее связанный с этой гонкой, французский такой скорость или как назывался не помню)
0
0
0
А как же СМП? Они же тоже едут, да и пилоты у них посильнее.
0
0
0
Ответ Alonso Fav
Классная гонка .. три раза кемарнуть успеваешь , а они все едут .. только где смотреть триколор не показывает Евроспорт
а где посмотреть можно?
0
0
0
Ответ dvboyz
При всём уважении к Хюлькенбергу, его напарники в той гонке Ник Танди и Эрл Бамбер сделали для победы не меньше, а то и, пожалуй, даже больше, чем он, в том числе и по чистой скорости. К слову, и для них это был первый в жизни Ле Ман (и вторая после Спа гонка в принципе) за рулём прототипа LMP1. Но про них во всех подобных текстах обязательно забывают. Издержки раскрученности... :)
Наверное, вы правы. Но чисто по справедливости - ведь у Халка больше достижений в автоспорте, поэтому логично предположить, что он чуть круче как гонщик. Ну и всё-таки действующие пилоты формулы очень давно не выигрывали, так что считаю включение именно его закономерным.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий