Трибуна
17 мин.

УНИКС в Евролиге: «будущий Леброн», топовый европеец, молодой игрок из НБА и крен на атаку

От редакции: вы читаете пользовательский блог, где Казань является центром баскетбольной вселенной. Не забывайте, что плюсы продлевают жизнь.

Европейский баскетбольный сезон стартовал. Первые матчи прошли уже во всех топовых лигах. Исключением не стала и наша – Единая Лига ВТБ. Матчем-открытием нового сезона стала игра в Казани, где местный УНИКС принимал «Локомотив-Кубань». Игра получилась невероятно нервной и держала интригу до самого конца. Краснодарцы, которые в межсезонье неплохо обновились, приехали в столицу Татарстана без двух своих игроков, которые до сих пор не получили российскую визу. Но не один «Локо» изменил свой ростер. УНИКС тоже взорвал трансферный рынок, практически полностью изменив команду.

И перед самым стартом Еврокубка у Казани была отличная разминка в лице «Зелены-Гуры». Коллектив Велимира Перасовича прошелся катком по полякам. Питерскому «Зениту» придется подумать, чем удивлять оборону казанцев, ведь у клуба с берегов Невы выпала главная звезда – Шабазз Напьер получил травму и точно пропустит еще месяцок. Что это за коллектив, который раздавил «Зелену-Гуру» и будет биться с «Зенитом»? И с чего началась сборка этой команды?

Мы опустошены, не в ресурсе и у нас уехал главный тренер

Началось все 26 июня, когда команду покинул главный тренер Димитрис Прифтис. Греческий специалист проработал в Казани четыре года и за это время успел выиграть бронзовые и серебряные медали чемпионата России, а также дойти до финала Еврокубка. Оставив богатое наследие после себя, Прифтис уехал в Грецию, где возглавил «Панатинаикос». Вместе с Прифтисом в «Пао» уехал и форвард УНИКСа Окаро Уайт. А еще команду покинули Джон ХолландДжордан МорганНэйт УолтерсПавел Сергеев, Евгений КолесниковАлександр РазумовПавел АнтиповДжордан Теодор и капитан Джамар Смит. Внушительный составчик, из таких игроков можно составить неплохую команду и попылить в Еврокубке еще раз.

Команда стала собираться заново. Менять ушедших игроков нужно было еще более качественными исполнителями, ну или, по крайней мере, такого же уровня. Это, собственно, и начал делать Евгений Богачев. Вместе с исполнительным директором Богданом Богачевым и спортивным директором Клаудио Колдебелла руководство начало искать игроков, которые смогут показать класс в Евролиге. Так, стоп, а может, сначала найдем тренера? Прифтис ушел, кто вместо него? Слухов было много, в них не фигурировали только Стеф Керр и Грег Попович. В итоге выбор остановился на Велимире Перасовиче. О хорватском специалисте мы уже с вами говорили, почитать можно здесь.

Мы в ресурсе, но опустошены. Что за новички к нам приехали?

Велимир Перасович собрал вокруг себя тренерский штаб и сказал, кого бы хотел видеть в своей команде. Грех было не воспользоваться ситуацией с «Химками», оттуда к нам приехали Евгений Валиев и Вячеслав Зайцев. Помимо химчан клуб пополнил легенда российского баскетбола Андрей Воронцевич. Еще из «Нижнего Новгорода» к нам перебрался защитник Артем Комолов. На этом комплектация паспортистами была закончена. На очереди – легионеры. Сохранив в команде лучшего защитника прошлого сезона Джона Брауна III и проводящего второй сезон в Европе Айзея Кэнана, клуб начал шерстить рынок иностранцев.

Новички-европейцы

И вот кого удалось к нам привезти. Первый итальянец в истории УНИКСа – Марко Списсу. Игрок перешел к нам из «Динамо Сассари». В это межсезонье Списсу мог пополнить ряды «Уникахи», но не прошел медосмотр. Как рассказали KazanFirst в УНИКСе, ничего страшного с игроком не было, почему Списсу не оказался в Малаге, до сих пор загадка. Ситуацией с контрактом итальянца воспользовались в Казани, и разыгрывающий прилетел в столицу Татарстана. У Списсу отличный бросок из-за дуги, процент попадания не назовем, потому что точно не знаем, но попадает он часто. Помимо броска у Списсу есть баскетбольный интеллект, который позволяет ему видеть площадку, благодаря чему раздавать передачи или в конечном итоге самому прорываться под кольцо. Свой бросок он уже продемонстрировал в предсезонке, свои качества разыгрывающего пока прячет, но очень бы хотелось на них посмотреть.

Реклама 18+

На центрового в Казани взяли Тони Джекири - нигерийский форвард перебрался из «Басконии». Пока что позиция центрового в УНИКСе выглядит довольно странно. Из чистых пятых номеров есть только Клименко и Джекири. Не сказать, что Тони показывал суперигру в «Басконии», но явно не сделает игру хуже. А сделает ли лучше? На позиции пятерки может сыграть и Джон Браун, а может и Воронцевич, если уж совсем некуда деваться. В Евролиге, конечно, будет сложновато, хотя Перасович никогда не был против играть маленькой пятеркой. Но будет ли играть Клименко? Артем не сыграл ни минуты в матче против «Локо», что уж там говорить о Евролиге. Хотя, на наш не самый профессиональный взгляд, Клименко является одним из лучших центровых-паспортистов в Единой Лиге. Что по этому поводу думаете вы?

Новички-американцы

Другим новичком стал Лоренцо Браун. Еще один разыгрывающий, но, будем честны, он повыше уровнем, чем Списсу. Прошедший сезон Лоренцо провел в «Фенербахче», где показывал стабильные показатели игры как в Евролиге, так и турецком чемпионате. В Европе Браун играет только два года. В НБА успел поиграть за «Филадельфию», «Миннесоту», «Финикс» и «Торонто». Показал себя в Китае, где каждый американец становится суперзвездой и набирает по миллиону очков за игру, а в 2019 году переехал в Сербию, подписав контракт с «Црвеной Звездой». Сезон в Сербии, затем год в Турции в «Фенербахче» и вот УНИКС. Сезон в «Фенере» не стал для Брауна топовым, наоборот, игрок слегка сдулся. Может быть, его задачей было стать главной звездой команды и тогда он играет на топ-уровне? Что ж, в Казани у него точно так не получится, но игра с «Локомотивом» показала, что Лоренцо настроен серьезно.

Самый молодой легионер команды – Джаррелл Брэнтли. Американец уже приехал в Казань, и его подписание выглядит очень интересно. Начнем с того, что для Брэнтли это первый сезон за океаном и всего третий в профессиональной карьере. Два предыдущих он провел в «Юте Джаз», правда, отыграл всего 37 игр за «джазменов». Основную часть карьеры за океаном он провел за фарм-клуб «Юты» «Солт-Лейк-Сити Старз». Там игрок демонстрировал высокие показатели и мог закрепиться в основном составе «Джаза», но, к сожалению, клуб не стал продлевать сотрудничество с Джарреллом. Зато, как говорил сам Брэнтли, у него был отличный опыт игры с большими игроками в большой команде. У Джаррелла даже был разговор с Донованом Митчеллом, который дал ему пару советов. А сам Брэнтли поможет УНИКСу в защите. Достаточно большой игрок даже по меркам НБА, его атлетизм и антропометрия позволяют ему хорошо чувствовать себя под кольцом. Даже сам игрок отмечал, что его размеры – это его большой плюс.

Топ-новички. Подающий надежды европеец под пятым номером драфта

Слухи о том, что УНИКС подпишет Марио Хезоню, были подкреплены только инсайдерами, которые в Твиттере распространяли эту информацию. Да и в самом клубе признались, что до конца не верили, что СуперМарио переедет в Казань. Хотя УНИКС следил за ситуацией с контрактом Хезони все лето. «Пао» не стал продлевать контракты с игроками стартового состава, а своему капитану предложил новое соглашение практически под занавес. Почему руководство так поступило – непонятно. Но сейчас там уже Димитрис Прифтис, который бы точно не отказался от такого игрока, как Хезоня.

А сколько было слов и сомнений. Во-первых, клубу, который подписал бы Хезоню, нужно было выплатить неустойку «Барселоне» в размере что-то около миллиона евро. Плюс сюда зарплата игрока, которая тоже составляет около миллиона евро. А мы вам напомним, что в Казани еще переподписали лучшего защитник прошлого сезона, который явно хотел зарплату побольше. Да и остальные новички УНИКСа тоже не против бешеных сумм в контракте. Следующий легионер, о котором мы поговорим, вообще не привык считать деньги. Но каким-то образом в офисе казанской команды изыскали средства, нашли нужные слова и убедили Хезоню переехать в столицу Татарстана. Сам Марио начинал понимать, что в «Пао», за который он болеет с самого детства, не собираются продлевать соглашение. Поэтому вариант с Казанью для Хезони стал самым рабочим, тем более что клуб давно интересовался им и точно хочет видеть его в старте. Встречаем, Марио Хезоня!

Реклама 18+

Об этом игроке начали говорить еще в 2011 году, когда он стал лучшим игроком Чемпионата Европы среди игроков до 16 лет. В финале он набрал 21 очко, сделал 10 подборов и совершил 3 перехвата. И дальше по нарастающей, в следующем году в турнире до 17 лет он попал в символическую сборную, а уже в 2014 он попал в основную сборную Хорватии на Чемпионат мира. Такой талант не остался незамеченным – уже в 2012 его подписала «Барселона». Ему хватило три года, один из которых он провел в дубле, чтобы с уверенностью выставить свою кандидатуру на драфт НБА. Сам Хезоня, как он признается, был абсолютно уверен, что его выберут.

И вот он драфт 2015 года. Признаться честно, драфт-класс 2015-го стал одним из самых худших в истории НБА.  Из игроков, которые были выбраны командами, заиграли только Девин БукерД’Анджелло РасселКристапс ПорзингисКарл-Энтони Таунс (под большим вопросом), и все. Кстати, на этом драфте также были выбраны Джордан Мики из «Зенита» под 33-м номером во втором раунде и Никола Милутинов из ЦСКА под 26-м номером в 1 раунде. В общем, Марио Хезоня был выбран командой «Орландо Мэджик» под пятым номером. Он стал одним из немногих европейских игроков, которые попали в топ-5 первого раунда драфта.

В общем, его карьера обещала быть незаурядной. Но в свой первый сезон он провел 79 матчей за «Орландо», выйдя в старте только в 9. В среднем он набирал 6,1 очка за почти 18 минут на площадке в среднем за матч. Но в Хезоню не перестали верить, решив, что во втором своем сезоне он выстрелит, уже до конца адаптировавшись и привыкнув к реалиям лучшей лиги мира. Но этого не случилось – второй сезон за «Мэджик» оказался еще хуже, чем первый. Перед стартом своего третьего года в НБА Марио продолжал тренироваться, благо организация была не самой лучшей. Имея в составе Виктора ОладипоНиколу ВучевичаАарона Гордона и Элфирда Пэйтона, на сезон 2017/2018 удалось сохранить только Гордона и Вучевича. Потихоньку начал набирать Эван Фурнье, но троих игроков все равно не хватало, чтобы зацепиться хотя бы за восьмую строчку. Поэтому в своем третьем сезоне Хезоня получил больше всего времени на паркете, набрал больше всего очков, провел больше всего игр в старте и показал свою лучшую статистику в НБА.

Но, как мы уже сказали, «Орландо Мэджик» – чересчур классная организация, поэтому Марио Хезоня ушел в свободное плавание и подписался с «Нью-Йорк Никс». Затем последовал «Портленд». Отыграв там сезон, он подписался с «Мемфисом», но, не проведя там и месяца, 11 декабря 2020 года был отчислен из команды. Хезоня всегда говорил, что ему не важно, на какой позиции играть, он готов ко всему, что скажет тренер. Может быть, именно это и загубило его карьеру. Может быть, он и сам не знал, где он будет полезен? В итоге так быстро закончилась карьера пятого номера драфта. У него еще все впереди, может, случится и такое, что его захотят вернуть обратно за океан. Но пока игрок в Казани и лично нас все устраивает. Один из лучших европейских игроков последних лет защищает цвета УНИКСа. Это ли не повод для радости?

Реклама 18+

«Будущий Леброн» или пропаганда вреда наркотиков

Пятым номером драфта УНИКС решил не ограничиваться и окончательно убил рынок и все баскетбольные СМИ. В Казань приедет третий номер драфта 2008 года О Джэй Мэйо. Что? Кто? Рассказываем обо все по порядку вкратце, а затем дополним картину. 2008 год, профсоюз игроков и НБА приняли решение, что выбирать на драфте школьников команды больше не будут, им надо хотя бы один год провести в колледже. О Джэй попадает под это ограничение и поступает в колледж Южной Калифорнии, учится там год и выставляет свою кандидатуру на драфт. Под третьим номером в первом раунде его выбирает «Миннесота Тимбервулвз» и в этот же день меняет его в «Мемфис Гриззлис». Дальше еще короче. 8 лет в НБА, тест на наркотики и бан на два года. Интересная концовка, не правда ли? Но уверяем вас, начало еще интереснее.

Молодой О Джэй Мэйо уже в школе стал центром внимания скаутов клубов НБА. Он выделялся своей игрой среди прочих школьников. Уже тогда казалось, что это готовый игрок для команды НБА. И вроде бы выставляй свою кандидатуру на драфт и дело в шляпе. Но, как мы уже сказали, профсоюз игроков и ассоциация решили иначе. Сказали всем школьникам, мол, ребята, все понимаем, но вы мамку с папкой не расстраивайте, поступите в колледж, исполните мечту всех американских родителей. В общем, драфтоваться школьникам запретили. И лучший игрок старшей школы поступил в колледж Южной Калифорнии. Отыграл там год в NCAA, а играл он с Кобе БрайантомРасселом УэстбрукомКевином Гарнеттом. Просто потому, что NCAA не его уровень, а вот ребята вроде «черной мамбы» – это то, что ему нужно.

Но самая классная история с О Джэй произошла в лагере Майкла Джордана. В общем, есть в штатах такая штука, называется лагерь. Это не как наш «Артек», там спортивный лагерь устраивают спортсмены и тренируют молодых ребят. В общем, такой камп (лагерь) устроил и Его Воздушество. О Джэй Мэйо приехал туда уже в статусе лучшего игрока старшей школы. Во время игры против Джордана новичок УНИКСа вел себя так, как будто играет со своими пацанами на улице. Он ленился в обороне, продавливал Джордана под кольцом, пытался сделать данк прямо через него! В общем, Майклу это категорически не понравилось. Он остановил игру, попросил всех из зала и остался один на один с Мэйо, там у парней случился разговор. Главный тезис из которого следующий: «Слушай сюда, – говорит Майкл, – ты можешь быть лучшим игроком в старшей школе, но лучший во всем мире – Я».

Реклама 18+

Так его вернул с небес на землю Джордан. Урок простой, ты можешь быть сколь угодно крут, но проявляй уважение к величайшим мира сего. Это одна из тех историй, о которой говорят все, кому не лень. Но вернемся к нашей летописи. О Джэй Мэйо отучился год в колледже и выставил свою кандидатуру на драфт НБА в 2008 году. Третий пик принадлежал «Миннесоте Тимбервулвз», которая и выбрала Мэйо, а потом, в этот же день, обменяла его в «Мемфис Гриззлис». Ну, и пока в Мемфисе думали, что это сделка века, американский журнал DIME еще больше развел шума вокруг Мэйо и выпустил номер, на обложке которого красовался О Джэй и подпись «Будущий Леброн».

Звезды 2008 года и наш О Джэй

Коротко о драфте 2008 года. Это, можно сказать, один из самых громких на имена драфт. Под первым номером командой «Чикаго Буллс» был выбран Дэррик Роуз. Именно с ним О Джэй спорил за звание лучшего новичка сезона в свой дебютный год, но это звание забрал Роуз, а через три года Дэррик стал самым молодым MVP за всю историю НБА. Под четвертым номером драфта был выбран Рассел Уэстбрук, который в особых представлениях не нуждается, под пятым Кевин Лав, который так же широко известен в узких кругах. Еще там были Данило ГаллинариБрук ЛопесДжавайл МакГиРой ХиббертСерж ИбакаДеандре Джордан и Горан Драгич. Неплохой набор.

Отдельного упоминания заслуживает второй номер драфта – Майкл Бизли. Его судьба в одном моменте уж очень похожа на судьбу нашего новичка. Он тоже подавал много надежд, клал болт на защиту, единолично пытался решить все в одно рыло. В потенциале он мог вырасти до суперфорварда. Но, увы и ах, без драмы никуда. Депрессия, которую Бизли пытался загасить марихуаной, оказалась слишком сильной. Поэтому количество марихуаны росло в геометрической прогрессии, а после смерти матери в 2008 году так вообще пиши пропало. Его суицидальные мысли пугали его фанатов, но без этого никуда. Сейчас парню 32 года, он нигде не играет и пока не завязал с депрессией.

Ах как он играл, как он играл...

Что по поводу О Джэй Мэйо? У нашего новичка все гораздо проще. Он четыре года провел в «Мемфисе», и с каждым сезоном его статистика становилась все хуже и хуже. Продемонстрировав в свой дебютный год 18,5 очка за 38 минут на площадке в среднем, Мэйо стал потихоньку деградировать в плане игры. Некоторые эксперты связывают это с тем, что «Мемфис» стал претендовать на что-то более серьезное и спрос с игроков увеличился. А для О Джэйа было в кайф играть в свой баскетбол, не нагружая себя лишними мыслями о нуждах команды. В общем, в 2012 он переезжает в «Даллас» и заставляет офис техасцев писаться кипятком. Но так было только полгода, потом снова пошел спад. В конце сезона он уехал в Милуоки, где выбил себе жирный контракт на три года.

Реклама 18+

В «Баксе» игрок сильно растолстел, а потом, что бы вы думали? Упал с лестницы, поломал палец и слег на неопределенный срок. На этом сроке он баловал себя всем, чем только мог. А мог он себя побаловать, помимо всего прочего, марихуаной. Баловство закончилось тестом на наркотики, который он провалил (какая неожиданность) и дисквалификацией на два года. Но Мэйо не сильно расстроился – он уехал играть в Пуэрто-Рико, затем в Тайвань, прошлый сезон провел в Китае. Там другие скорости и задачи, поэтому для О Джэя там было комфортно.

Перед матчем с «Локомотивом-Кубань» мы поговорили с Дмитрием Матеранским. Он рассказал, что в прошлом сезоне ему посчастливилось прокомментировать несколько матчей китайской лиги. И там О Джэй Мэйо играл как хотел. Он мог ускориться, мог, наоборот, отдохнуть прямо на площадке. О таком элементе игры, как защита, в Китае ни разу не слышали, поэтому для Мэйо это был рай. Он мог в одной игре набрать 25+ очков, а уже в следующей не перевалить и за 10. Как бы охарактеризовать Мэйо… Кот в мешке, лучше и не скажешь.

В общем и целом

В Казани собрался неслабый сквад. Тут тебе и третий номер драфта, вместе с ним и пятый. А еще молодые американцы, лучший защитник прошлого сезона, топы европейского баскетбола и суперкачественные россияне. Уже по первым играм стало понятно, что большинство матчей Единой Лиги ВТБ УНИКС будет выигрывать за счет класса своих игроков. Тут особо и не нужно стараться, придумывать хитрые схемы и использовать ум Перасовича. Но каждый новичок – это 50/50. Баскетбол – очень непредсказуемая игра, поэтому делать выводы мы будем только в конце сезона. А пока картина такая, что на бумаге УНИКС – это полноценный участник плей-офф Евролиги. Что будет дальше, покажет время.

Фото: vtb-league.com; Gettyimages.ru/Mike Ehrmann/Getty Images, Christian Petersen/Getty Images, Kevin C. Cox/Getty Images