9 мин.

Благодаря кому беспредела на стадионах в Бразилии стало меньше. Вы удивитесь

На выходных Рио ждет буйную инчаду из Аргентины, которая будет поддерживать «Боку» в финале Либертадорес. Объявлен сухой закон в день матча. Торсида Рио тоже ведь горяча. Но в этом сезоне в фанатской среде произошли сдвиги. Болельщики «большой четверки» клубов Сан-Паулу годами разрывали друг друга на части. Но затем вмешалась преступная группировка....

В месте, которое так увлечено футболом и где общество может быть настолько жестоким (в Бразилии совершается больше убийств, чем в любой другой стране мира), неудивительно, что кровавые и даже смертельные столкновения между болельщиками-соперниками являются обычным явлением. Учитывая такое количество крупных клубов и напряженных дерби в Сан-Паулу , крупнейшем городе южного полушария, можно было ожидать, что между болельщиками будут регулярные столкновения. Так было до недавнего времени, но за последние несколько месяцев что-то кардинально изменилось.

Десять лет назад насилие со стороны фанатов было огромной проблемой в Сан-Паулу. В 2015 году восемь членов фан-группы «Коринтианс» были убиты боевиками, когда они жарили барбекю и готовили флаги для предстоящего дерби против «Палмейраса». Во время другого дерби между двумя командами болельщик украл пистолет у полицейского во время беспорядков возле стадиона «Палмейрас».

Последней каплей стало 3 апреля 2016 года, когда «Палмейрас» и «Коринтианс» встретились на стадионе «Пакаэмбу». Драки были до и после матча; вандализм в городе был жестким; и один фанат был убит в восточном пригороде почти в 20 километрах от места проведения игры.

Власти отреагировали принятием постановления Torcida Única , в котором говорилось, что только домашние болельщики могут присутствовать на классико между любыми из клубов «большой четверки» Сан-Паулу – Коринтианс, Палмейрас, Сантос и Сан-Паулу. Это правило действовало в течение последних семи лет, но оно не было эффективным.

Еще до первой игры — полуфинала чемпионата штата Сан-Паулу между «Сантосом» и «Палмейрасом» в апреле 2016 года — тогдашний президент «Палмейраса» Паулу Нобре предупредил , что это «не положит конец насилию в футболе, потому что проблем не возникает». внутри стадиона». Его правота увы была доказана. В июле 2017 года болельщик «Палмейраса» Леандро де Паула Заньо получил ножевое ранение от двух болельщиков «Коринтианс» возле магазина в центре Сан-Паулу, в трех километрах от стадиона.

Решение Torcida Única мало что сделало для прекращения насилия со стороны фанатов, но еще одно вмешательство привело к перемирию между соперничающими фанатами. Это не имеет ничего общего с присутствием выездных болельщиков или какой-либо политикой бразильских властей. Напротив, недавнее снижение уровня насилия со стороны болельщиков связано с самым удивительным вмешательством – по крайней мере, для иностранных глаз, которые не видят сложностей жизни в Бразилии.

10 февраля этого года ультрас «Палмейраса» устроили засаду на два автобуса болельщиков «Коринтианс» , возвращавшихся с матча против «Сан-Бернарду». Между болельщиками произошла драка, в результате которой болельщики с обеих сторон оказались в больнице. Нападение, осуществленное с использованием фейерверков, камней и железных решеток, привело к остановке движения на оживленной дороге, ведущей к центру города, рано утром в пятницу. Сторонники Палмейраса разместили в сети фотографии, хвастаясь тем, как они украли музыкальные инструменты у соперников .

Однако они не знали, что член преступной организации Primeiro Comando da Capital находился в одном из автобусов и, очевидно, пострадал в результате драки. Банда , известная на местном уровне как «PCC» или « Comando », была сформирована восемью заключенными в тюрьме Пираньяо в августе 1993 года. Футбол сыграл свою роль в их первые дни. Они вместе играли в тюремной футбольной команде, но у их солидарности были и другие преимущества. По мере того как численность их банды росла, они приступили к борьбе с угнетением в тюремной системе и отомстили за смерть 111 заключенных, погибших в резне в Карандиру в 1992 году, истории, увековеченной в фильме покойным легендарным режиссером Эктором Бабенко .

С тех пор эта группировка стала крупнейшей преступной организацией в Бразилии и одной из самых могущественных в Южной Америке . Она насчитывает около 20 000 членов в Бразилии, а ее щупальца простираются на Перу, Венесуэлу, Эквадор и Парагвай, где она, как утверждается, контролирует большую часть торговли наркотиками на континенте. Наркотики проходят через Южную Америку, а затем переправляются через Атлантику в Европу и Западную Африку.

Банда контролирует тюрьмы по всей Бразилии и различные районы Сан-Паулу. Ограбления — обычная визитная карточка. В 2017 году они совершили «ограбление века» в офисах охранной компании Prosegur в Парагвае, используя снайперов, бомбы и пуленепробиваемые автомобили, чтобы отбиться от полиции и украли от 8 до 40 миллионов долларов. Сцены, похожие на голливудские боевики, транслировались по национальным новостным каналам..

Когда в начале 2000-х PCC вышла из тюремной системы на улицы, она взяла под свой контроль фавелы Сан-Паулу. Местные жители говорят, что в то время в этих районах царило беззаконие, а полиция либо не интересовалась, либо не могла поймать и привлечь к ответственности насильников и убийц. Жардим Анжела, расположенный в южном пригороде города, был объявлен Организацией Объединенных Наций «мировой столицей убийств» в 1996 году. Жители говорят, что в каждом доме не хватало сына, он был либо мертв, либо сидел в тюрьме.

За последние 20 лет Сан-Паулу стал более мирным местом. Уровень убийств упал с 35,7 на 100 000 человек в 1999 году до 8,7 в 2016 году, что побудило тогдашнего губернатора штата Джералдо Алкмина отдать должное работе героических полицейских. Полиция в городе, безусловно, модернизировалась, появились новые технологии и подходы к борьбе с преступностью. Другие исследователи отметили влияние снижения безработицы, ужесточения контроля над алкоголем и оружием.

Однако некоторые ученые предполагают, что доминирование одной банды – PCC – стало основной причиной снижения количества убийств на 73%. Профессор Кембриджского университета Грэм Денайер Уиллис утверждает, что доминирование PCC является «главным фактором жизни и смерти в Сан-Паулу», утверждая, что группировка является «продуктом, производителем и регулятором насилия». Снижение количества убийств было «слишком резким», чтобы его можно было объяснить долгосрочными факторами, такими как социально-экономические достижения и изменения в работе полиции, сказал он BBC Brasil .

Падение было настолько быстрым, что не указывало на социально-экономический или полицейский фактор, который был бы чем-то долгосрочным. Оно произошло в нескольких местах города примерно в одно и то же время. И нет данных о конкретной государственной политике в этих местах, которые могли бы объяснить эти тенденции», — объяснил Уиллис, который основывал свои выводы на времени, проведенном в полиции по расследованию убийств в Сан-Паулу, и на своем доступе к внутренним документам, изъятым у члена PCC, которые помогли ему написать свою увлекательную книгу «Консенсус по убийствам» .

Правительство штата называет его теорию «смехотворной», но многие местные жители подтверждают влияние правления PCC на стратегию страха. Когда группировка взяла под свой контроль фавелы в начале 2000-х годов, она предупредила менее организованные банды, чтобы они либо разоружились, либо присоединились к их рядам, если они не хотят быть уничтоженными. Преступления, совершенные не-членами банды были объявлены вне закона, и любой, кого уличили в нарушении каких-либо правил, предстал перед своим «судом по уголовным делам».

Группировка не только занимается тяжкими преступлениями, но и разрешает домашние ссоры, даже выносит решения по внебрачным связям. Они являются судьями и присяжными и назначают наказания по своему усмотрению, а их форма правосудия быстрая и жестокая. Любой, кто совершит преступление без согласия или против их интересов, будет наказан.

В таких районах, как Параисополис, вторая по величине фавела Сан-Паулу, судебные слушания часто проводятся на поле местной футбольной команды перед группой лидеров банд. Видеозвонки используются для выражения мнения тех, кто находится за решеткой, а преступления, совершенные в отношении пожилых людей, матерей-одиночек и беременных женщин, наказываются особо строго: избиениями, изгнанием из общины или, в худших случаях, смертной казнью назначенной виновной стороны.

PCC рассылает «мазки» (наверное для русского уха привычнее «малявы») — приказы, которые распространяются через WhatsApp, которым должны следовать члены банды и местное сообщество. После нападения на автостраде в начале этого года PCC направил группам ультрас в Сан-Паулу приказ прекратить боевые действия на территории штата.

После встречи с бандой группы ​​ультрас, входящие в три из четырех больших клубов города – «Манча Верде» (Палмейрас), «Торсида Жовем» (Сантос) и «Индепенденте» (Сан-Паулу) – опубликовали официальные обращения, запрещающие их членам заниматься «актами насилия или трусости». Лишь «Гавиойнс» (Коринтианс) отмолчались.

Президент «Манча Верде» Жорже Луис сообщил прессе, что группы встретились друг с другом и решили, что «настало время искать мир», поскольку «сцены дикости» больше недопустимы. Он отрицал, что разговаривал с кем-либо из «организованной преступности», но член PCC, пожелавший остаться анонимным, подтвердил, что малява, направленная на то, чтобы положить конец насилию со стороны фанатов , действительно была отправлена группам ​​ультрас, с «расписанными последствиями, которых следует ожидать любому, кто не подчинится».

Даже если банда реально не вмешивалась, слух может оказаться достаточно сильным, чтобы сохранить мир. «Трудно сказать, правдива ли эта история о PCC», — сказал один фанат Сан-Паулу. «Но что правда, так это эффект, который это оказывает на болельщиков. Кто теперь будет драться? Никто не будет рисковать или оспаривать приказ PCC».

В последние месяцы насилие со стороны фанатов в Сан-Паулу утихло, но оно продолжает бушевать в других частях Бразилии. Болельщик «Флуминенсе» был застрелен в баре недалеко от «Мараканы» после финала чемпионата штата Рио.  Болельщики «Америки» столкнулись с полицией на трибунах финала чемпионата штата Минас-Жерайс весной. А за неделю до этого в Порту-Алегри болельщик «Интернасьоналя» вырвался на поле (со своим ребенком) и напал на игрока команды-соперника во время полуфинала чемпионата штата Риу-Гранди-ду-Сул.

Тем временем в Сан-Паулу сохраняется перемирие. Некоторые фанаты мечтают о конце эры Torcida Única . Как долго продлится мир? Время покажет. Но чтобы сломать его, понадобится либо очень смелый либо очень отмороженный фанат.