6 мин.

Уэстбрук совершил революцию, которую все пропустили

1

Два года назад в мире НБА произошла настолько глобальная катастрофа, что о ней обязательно когда-то снимет фильм Роланд Эммерих.

Расселл Уэстбрук получил MVP.

Это событие раскололо поклонников баскетбола на два лагеря, вражда между которыми не утихает и по сей день. Одни кричали, что царь то ненастоящий, а вторые разумно отмечали, что неспроста именно 42 является ответом на "главный вопрос жизни, вселенной и всего такого". Как и всегда с такими глобальными вопросами, нужно выждать несколько лет и вернуться к обсуждению с новыми знаниями.

За Расселла Уэстбрука ответила сама лига.

Давайте просто посмотрим на количество трипл-даблов в лиге, убрав из выборки все геройства разыгрывающего «Оклахомы».

2

Как видим, сразу после знаменательного выступления Уэстбрука, вся НБА сошла с ума по трипл-даблам. Даже если допустить, что Расселл действительно статодрочер, то за такой короткий отрезок времени в лиге не могло появиться настолько большое количество новых исполнителей, настолько же зацикленных сугубо на набитии статистики. В этом сезоне «остальная лига» уже насобирала почти полтинник триплов и уверенно идет на преодоление отметки в сотню к апрелю, до которой раньше удавалось добраться только с помощью Расселла.

3

Безусловно, в лиге изменились скорости и это дало свой результат. Но и здесь не все так однозначно.

С 2010 по 2015 годы средний темп в лиге увеличился на 1,8 владения (с 92,1 до 93,9) и фактически никак не повлиял на количество трипл-даблов.

С 2015 по 2018 годы средний темп по лиге увеличился на 1,5 владения (с 95,8 до 97,3) и количество трипл-даблов выросло практически вдвое.

Да, между сезонами 2014-15 и 2015-16 был скачок в 1,3 владения и им частично можно было бы оправдать разницу, но только в эти годы. Далее темп так не скакал, а количество триплов демонстрирует устойчивую динамику роста. То же самое и с общим количеством подборов по лиге. В первый рассматриваемый период количество подборов выросло на 1,9 в среднем за игру. За три сезона с 2015 по 2018 количество подборов составляло 43,8/43,5/43,5 соответственно. Иначе говоря, игра несколько изменилась, но не настолько, чтобы оправдать количество трипл-даблов этим.

Уэстбрук совершил революцию, которую можно сравнить с эффектом Карри, но про который говорят гораздо меньше.

4

Карри стал лицом революции трехочковых, перевернув стандартные понимания о добре и зле, заставив всех отказаться от православных толканий в посте и бросков со средней, обратившись в богомерзкую веру пулялок.

Уэстбрук запустил тренд на мультфункциональность, открыв миру другую простую истину о том, что можно получить преимущество в атаке, если доставлять мяч основному плеймэйкеру напрямую после отскока.

Пока обычные болельщики устраивали холивары по поводу легитимности MVP и оценивали степень «начитеренности» статистики разыгрывающего, в других командах смекнули фишку и незаметно перестроили свои тактические схемы. В первую очередь, влияние затронуло больших.

Карри обратил внимание окружающих на заслоны Богута и Грина.

Уэстбрук сделал из Адамса лучшего отсекающего лиги.

Именно благодаря этим игрокам мы сейчас оцениваем пользу любого большого даже не столько по очкам и подборам, сколько по скрин-ассистам и бокс-аутам.

Джеймс, Ирвинг, Уокер, ДеРозан, Харден, Холидэй, Пол, Оладипо, даже тот же Карри – все начали подбирать резко больше, чем раньше и больше, чем принято для их позиций.  И ни у кого их этих людей доля подборов с сопротивлением не превышает 20-25%. Как мы уже выяснили, количество подборов в лиге не поменялось, их не начало хватать на всех. И это не какие-то новые уникальные исполнители, которые пришли в лигу в этом период. Просто многие команды пришли к перераспределению этих подборов и ролей в целом. Дело даже не обязательно в трипл-даблах, просто теперь 7-8-9 подборов для игрока задней линии, даже если он метр с кепкой, стало нормой. И скачок произошел именно после перформанса Уэстбрука, потому связь здесь очевидна.

5

И я бы сказал, что именно это стало одной из причин (конечно же, не единственной) увеличения скоростей в лиге, а не наоборот. Классическая история про правильное расставление причины и следствия. Команды нашли удобный способ, как увеличить количество быстрых атак и получать преимущество. Многие просто осознали рудиментарность ритуала с подбирающим центровым (если он не Никола Йокич), который потом ищет глазами разыгрывающего. Этот элемент просто попытались вырезать, как аппендикс, дав центровым другую задачу.

Даже Блейк Гриффин, у которого на дистанции карьеры было около 45% подборов с сопротивлением, в последних сезонах скатился к отметке в пределах 30-35%. Просто потому что проще воспользоваться отсечением Драммонда/Джордана и получить мяч в комфортных условиях, чтобы развить атаку.

И тренд на «больших разыгрывающих» запустил именно Уэстбрук.

Да, в лиге всегда был ЛеБрон, который делал на площадке все. Но только сейчас мы видим ситуацию, когда даже номинально на позиции разыгрывающих выходят Бен Симмонс, Джастис Уинслоу, Лука Дончич и даже иногда Брэндон Ингрэм – это не что иное, как то же самое стремление увеличить шансы на успешный подбор. Зачем придумывать велосипед, если можно убить двух зайцев одним ударом и совместить в разыгрывающего и большого. Симмонс до прихода в лигу считался форвардом, пускай и поинт-форвардом, как Джеймс. Но приди он в лигу на несколько лет раньше – никто бы не придумывал современных фишек с переводом его на постоянную позицию первого номера. Фактически, ради тех же функций, которые Уэстбрук возвел в абсолют.

6

Мы не могли в полной мере оценить значимость того сезона в исполнении Уэстбрука. Но уже сейчас мы можем представить себе, насколько глобальный тренд запустил разыгрывающий «Оклахомы» и сколько он заставил переосмыслить за эти годы. Теперь мы ценим Коди Зеллера и Майлза Тернера, хотя они собирают меньше подборов, чем праймовый Эдди Карри. Просто теперь многие начали «читерить» так же, как это делал (и делает) Расселл. Это стало нормой. Можно пустить скупую мужскую слезу и погоревать о печальной судьбе трипл-даблов, которые когда-то считались высшим достижением игрока, а сейчас стали данностью. Но можно и не горевать, а принять новый баскетбол таким, какой он есть.

Расселл Уэстбрук до сих пор остается эдаким Kingdom Come: Deliverance от мира НБА – кто-то считает шедевром, кто-то забагованной поделкой. Но нельзя отрицать того, что он изменил эту лигу, что удается далеко не многим.

P.S. Вот и попробуйте сказать, что я не ценю Расселла :)

Telegram ZefirBasket