Фигурное катание – в память о войне: у Липницкой – не только «Список Шиндлера», но и «Ленинград», Бутырская катала под «17 мгновений весны»
Сегодня исполняется 76 лет победе над нацистской Германией в Великой Отечественной войне.
Отсылки к этим событиям занимают особое место в фигурном катании: спортсмены часто обращаются к тяжелой теме, напоминая о героизме солдат и трагедии простых людей.
Шедевры Липницкой: «Девушка ждет на берегу моряка, который никогда не вернется…»
Юлия Липницкая завершила карьеру в 19 лет, тем не менее успев откатать две пронзительные программы о войне.
Вряд ли кто-то забыл девочку в красном пальто – впоследствии один из символов Олимпиады в Сочи: произвольная под музыку из фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера» вывела Липницкую в звезды далеко за пределами спорта.
Постановка Ильи Авербуха настолько подходила Юлии, что все программы, которые ставили под эту музыку после, сравнивали с прокатами Липницкой.
Она воплотила символ надежды, который в черно-белом фильме выделили красным цветом. Сам Спилберг восхитился юной русской спортсменкой, а журнал Time поместил ее на обложку. Программа не просто подарила Юлии золото олимпийского командника, победу на чемпионате Европы и серебро ЧМ-2012, но и увековечила в фигурном катании.
Липницкой всегда удавались лиричные образы, и вслед за «Списком» последовала еще одна программа о войне. В сезоне-2015/16, который фигуристка начинала с Этери Тутберидзе, ее хореографом была Марина Зуева. Для произвольной выбрали нежную композицию «Ленинград» от американского пианиста Уильяма Джозефа. Синее платье в ретро-стиле тоже запомнилось.
«Это программа про любовь и расставание. Море, Кронштадт, девушка ждет на берегу моряка, который никогда не вернется… Программа интересная, с трагическими нотами», – вспоминала Липницкая.
Савченко и Шолковы дважды брали тему войны, выиграли ЧМ со «Списком Шиндлера»
Немецкая пара Алена Савченко и Робин Шолковы, как и Липницкая, несколько раз прибегала к военной тематике.
У пары был показательным номер «Ленинград» – под песню ирландского музыканта Криса де Бурга. Постановка о трепетной любви, зародившейся накануне войны и блокады, получилась настолько удачной, что Савченко и Шолковы выступали с ней на протяжении нескольких лет.
В сезоне-2008/09 фигуристы поставили произвольную «Список Шиндлера». Алена катала в красном платье, у Робина был сдержанный наряд – серые брюки и рубашка. С этой постановкой пара выиграла второе золото чемпионата мира в карьере.
Вообще, в фигурном катании очень популярна музыка Джона Уильямса к фильму о немецком промышленнике Оскаре Шиндлере, спасавшем евреев от смерти в лагерях. Сразу после выхода картины с ней выступала Катарина Витт, ее брали Каролина Костнер, Елена Ильиных и Никита Кацалапов.
В сезоне-2019/20 к «Списку» вернулись – на международных турнирах под пронзительную скрипку катались Джейсон Браун, Сатоко Мияхара, Роман Садовский и Антон Шулепов.
Итальянцы выбрали музыку из фильма «Жизнь прекрасна», Бутырская и Губанова – из «Семнадцати мгновений весны»
Кинематограф – главное вдохновение для программ о войне. В 1997-м вышел трогательный фильм Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» – рассказ об отце и сыне, которые попали в концлагерь. Отец всеми силами заставляет ребенка поверить, что происходящее вокруг – игра, в которой нужно держаться как можно дальше от надзирателей.
В сезоне-2017/18 итальянский дуэт Анна Каппеллини – Лука Ланотте для произвольной программы выбрал музыку именно из этого фильма: танцоры рассказывали историю любви в сложное время. На Анне было лаконичное платье темно-красного цвета (хотя сначала попробовали белый вариант, но на льду он не смотрелся), Лука выступал в наряде, стилизованным под костюм 1940-х.
Тема Великой Отечественной войны занимает особое место и в советско-российском кинематографе.
Легендарный сериал «Семнадцать мгновений весны» о разведчике Максиме Исаеве, внедрившийся в верхушку СС, вышел в 1973-м. Российские фигуристы несколько раз брали культовую музыку Микаэла Таривердиева. Например, Мария Бутырская в сезоне-2000/01 поставила под нее произвольную программу – правда, платье с блестками вряд ли отсылало к фильму.
В сезоне-2019/20 Анастасия Губанова тоже выбрала для произвольной музыку из знаменитого телефильма о Штрилице. Образ передавал настроение военной эпохи – Губанова катала в бело-сером платье без лишних декоративных элементов.
«Многие, наверное, подумали, что я изображаю жену Штирлица. А на самом деле у меня абстрактный образ боли. Представьте себе поле, на противоположных сторонах которого стоят военные. Начинается сражение, пули летят и поражают солдат. Я как будто чувствую боль этих людей, их скорбь от того, что они так рано умирают и больше не увидят тех, кого любят. Также я выражаю боль офицера, главного героя фильма, и его супруги во время войны».
В России ставили программы под «Кукушку» от Гагариной, а Волосожар каталась под саундтрек к «Перл-Харбору»
В год 70-летия Победы в прокат вышел российско-украинский фильм «Битва за Севастополь». В качестве заглавной песни взяли знаменитую «Кукушку» Виктора Цоя, ее перепела Полина Гагарина. Цой не связывал композицию с войной – да и в тексте тема затронута лишь по касательной. Но после исполнения Гагариной появилась новая интерпретация «Кукушки».
В сезоне-2015/16 танцевальный дуэт Анастасия Сафронова – Илья Зимин катался под эту композицию в военных костюмах.
Юниорка Анастасия Мухортова тоже выбрала «Кукушку» для произвольной программы – выступала в платье, похожим на военную форму, с Георгиевской ленточкой на груди.
Фигуристы нередко берут военную форму за основу для костюмов.
До 2010-го Татьяна Волосожар выступала за Украину со Станиславом Морозовым – два последних сезона они катались под саундтрек к американскому фильму «Перл-Харбор». Мощная музыка одного из самых востребованных композиторов Голливуда Ханса Циммера принесла паре первые медали на этапах Гран-при и 8-е место на Олимпиаде-2010. Татьяна и Станислав выходили на лед в черных костюмах, напоминающих форму ВВС США – с погонами и нашивками.
Хореографы часто вспоминают войну и темы, так или иначе с ней связанные. Юко Кавагути и Александр Смирнов ставили короткую под «Катюшу» в олимпийском сезоне-2013/14. Программу почти никто не увидел, потому что из-за травмы партнера фигуристы пропустили весь сезон. И если произвольную под симфонию «Манфред» пара катала до конца карьеры, то короткую заменили.
Испанцы Сара Уртадо и Адрия Диас брали саундтрек из британского фильма «Искупление», а Наталья Забияко и Александр Энберт выступали под композицию из американской ленты «Лето 42-го» (это фильм не о войне, но история главных героев тесно связана с тем, что происходит в Европе).
***
Фигурное катание не бежит от сложных тем, это касается и Второй мировой войны. Из года в год спортсмены возвращаются к трагическим событиям, осмысляют их и порой рождают шедевры на льду. Пожалуй, главный посыл, который фигуристы доносят до зрителей: как бы страшно ни было вокруг, всегда остается место надежде и вере в мир.
Олимпиады и футбол во время войны: в лагерях, с медалями из картона, с флагами из простыней
Фото: РИА Новости/Павел Лисицын
Этери не захотела с ней долбаться, ведь обратная сторона таланта - это сложный характер. Вместо нее Тутберидзе выпустила новое изделие - Медведеву. Минимум таланта, максимум трудоспособности. Это ж надо променять дар на яичницу! Но в итоге Этери получила с ней еще большие проблемы. Как в той цитате, про войну и позор.
В столицах не дремлет бомонд наш фигурный –
Да как тут дремать, коль работы не счесть!
И их интерес не корыстный, не шкурный,
Им бросили вызов! Затронута честь!
Уже полным ходом идет подготовка,
С программами важно для всех угадать!
Что толку дорожки выкатывать ловко,
Коль образ не сможет спортсмен передать?
В чем смысл красивой воздушной спирали
Под праздничный марш или быстрый фокстрот?
«Вы томную деву по жизни играли?
А музыка требует – наоборот!»
В сезон олимпийский нельзя ошибиться,
Чтоб образ и музыка были под стать -
Программу прочувствовать надо бы, вжиться
И вместе с прыжками до стартов вкатать…
Вопрос постановки для Юли не праздный:
Щелкунчик был в целом не очень хорош.
Но труд хореографов будет напрасный –
Девчушка идеи отправит под нож.
А все потому, что в мечтах, неизменно,
На Айсберг-арене, оставив испуг,
Катает она каждый раз вдохновенно
Под скрипки протяжный трагический звук.
Ей музыка в душу когда-то запала,
Эфиром растекшись на местном катке…
И тлеет с тех пор фитилек у запала,
И мысли роятся на том фитильке…
Но выбор ее не поддержан был школой:
«Ведь «Список-то Шиндлера» не для детей,
Нет музыки более грустной, тяжелой,
Не нужно на играх подобных страстей!
Ведь игры же праздник, ведь игры же счастье,
Ведь игры восторг и сплошной позитив!
Зачем же сердца разрывать всем на части,
Трагедию века на льду воплотив?
Наставникам дали как будто задачу
Спортсменке ту мысль день за днем доводить
Беседы терпели всегда неудачу -
Ведь Юлю никто бы не смог убедить…
Но ставить другие программы хотели!
Пытались Мохнатого даже шмеля!
И брали нарезки Жар-птицы, Метели…
Еще Эсмеральды – все было зазря!
Всё бились об стену потухшего взора,
Всё бились об стену опущенных рук,
Как будто не видя немого укора
И вздохов тяжёлых не слыша вокруг…
Быть может, спортсменку ничто не колышет?
Быть может, теряет она в мастерстве…?
(Иль звук колыбельной для ангела слышит,
Катаясь, все чаще в своей голове?)
Тогда хореографы новым рефреном
Воздействовать начали все как один…
«Ты что, возомнила себя феноменом?
Способной достичь небывалых глубин?»
«Уверена ль, что по Хуану сомбреро?
По Сеньке ли шапка, другим языком?
Катать под такое большая афера…
Все планы на игры пойдут кувырком!»
По-прежнему Юля была непреклонна,
Угрюмым молчаньем игноря толпу…
И с каждой минутой все более склонна
Запрятаться глубже в свою скорлупу…
«Давай же все точки над И мы расставим,
Поставим вопрос о программе ребром:
Одобрит начальство – твою мы оставим,
А нет – поменяем – и дело с концом!»
Глава федерации не был за смену:
«Ну да, понимаю, война, холокост…
Но лучше, давайте, поверим спортсмену…
Хотя понимаю, что выбор не прост…»
Пришел и на юлину улицу праздник,
С благими вестями вскочил на порог…
Как рок, неизменный шутник и проказник,
Движенье не сбил перекрестьем дорог?
«Ну ладно, злодейка, а кто будет ставить?»
Ответила, взор потупив: «Авербух…»
А было уже тяжело и представить!
Фитиль разгорелся! А чуть не потух…
Работа шла споро, работа шла рьяно,
Но музыки взяли другой вариант…
«Хотя б на дорожке оставьте пиано!» -
Воззвал к хореографу юный талант.
«Мелодии склеить, конечно, не сложно,
Но ты на дорожке должна быть легка!
Настолько воздушна, насколько возможно…
Как крылышки бабочки, дрожь лепестка…
Как будто любое прервет дуновенье,
И сможет до неба тебя закружить…
Чтоб твизлы в начале прошли как мгновенье –
Оставим пиано тогда, так и быть!»
«Когда ты боишься – не стоит и браться,
Но я не боюсь, пусть Вы очень строги…
Насколько есть силы я буду стараться,
Чтоб были мои безусильны шаги…»
Поставили за ночь основу программы
(Илья Авербух человек занятой),
К утру обозначились контуры драмы,
Детали остались пока за чертой…
Но с чем-то вопрос был в итоге решенный:
Попробовав тьму вариантов подряд,
Пронзительный, жалобный, чуть отрешенный
В финале программы оставили взгляд…
Историей дышит, живет постановка,
События в связки Ильей вплетены
Без лишней натурности, мастерски, ловко…
Не пламя, а всполохи жуткой войны…
Роняет на лед свои слезы Этери,
Смотря на прокаты… Как много идей
Под стать этим образу, стилю, манере…
Шлифовка программы в дальнейшем за ней!
И Юля, смутившая всех непокорством,
Всё лучше и лучше владеет коньком…
Впряглась в тренировки всецело, с упорством,
Прокаты уже выдает целиком…
Видны очертанья работы блестящей,
Ещё и костюм удался на все сто!
Как водится, в муках, но с музой парящей
Рождается девочка в красном пальто!
Предлагаю вашему вниманию несколько номеров на военную тематику из проекта ЛП разных лет)
Смуглянка в исполнении Хохловой-Чепурченко https://www.youtube.com/watch?v=dc99xexor94
Стриженова-Тихонов - "Офицеры". https://www.youtube.com/watch?v=BBHdIXco1PM
Гордеева- Бероев - "На безымянной высоте" - https://www.youtube.com/watch?v=W_3dUyxe5mk
Дробязко - Дьяченко - "Землянка" https://www.youtube.com/watch?v=8fYbm77u2U0
У Савченко/Шелковы тоже хорошая программа была. Не про всех, кто брал музыку из "СШ" могу подобное сказать. Одна из любимых программ - ПП Джошуа Фарриса с ЧЧК-2015, где он стал вторым. Цепляет, даже не знаю, почему.
Ещё из тех, кого здесь не упомянули, могу назвать Николь Шотт (её программа мне запомнилась в первую очередь тем, что её очень эмоционально восприняла Юлия Липницкая, когда комментировала на Телеспорте). У Костнер мне программа не нравится. Юная Каро там просто симпатично едет под музыку, но даже Шотт она и то больше подходит (у Николь лицо серьёзное, а Каро мило улыбалась всю прогу).
Всех с праздником! С ДНЕМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!
Юлия очень хорошо передавала каждый образ, умница.