Бестемьянова и Букин – любимый дуэт Тарасовой: больше 40 лет вместе (хотя не пара), выиграли Олимпиаду с третьей попытки и даже не улыбнулись
Наталья Бестемьянова и Андрей Букин – удивительный танцевальный дуэт из 80-х, который сохранился до наших дней.
Они с третьей попытки выиграли Олимпиаду, четыре раза становились чемпионами мира и уже больше 40 лет рядом – исключительно как друзья и коллеги.
Моментально влюбили в себя Тарасову: Букин сравнивал ее тренировки с Освенцимом, а Бестемьянова подражала ей во всем
Бестемьянова и Букин стали ледовой парой довольно поздно для танцев – в 1977-м ей было 17, а ему 19.
Наталья делала первые шаги в новой дисциплине после серьезной карьеры в одиночном катании, где побеждала на юниорском чемпионате СССР и попадала в топ-5 и на взрослом. Она хорошо владела коньком и вращениями, но не дружила с прыжками, понимая, что превзойти юниорские достижения вряд ли получится.
Решиться на уход из группы тренера Эдуарда Плинера, где Бестемьянова была единственной топ-ученицей, ей помогла Татьяна Тарасова.
«Проходя случайно мимо как раз в тот момент, когда она безуспешно разучивала тройной прыжок и все время падала, сказала: «Нечего биться, переходи-ка в танцы». Она пришла... через полгода», – вспоминала Тарасова в книге «Четыре времени года».
Прощаясь с Плинером, Бестемьянова пришла нему с букетом цветов (как знакомо, да?), но тот укоризненно отправил фигуристку на могилу жены – именно она в свое время уговорила мужа взять Наталью в группу. Позже Плинер простил ученицу и даже точил ей коньки к Олимпиаде.
Букин появился у Тарасовой раньше. Он давно занимался танцами и к тому времени с партнершей Ольгой Абанкиной, позже ставшей его женой, выиграл юношеское первенство Союза. Когда тренеры объявили Абанкину бесперспективной, из спорта ушли оба, но без тренировок Букин не выдержал и пришел на просмотр к Тарасовой. Новую партнершу ему искали долго и тщательно – все это время Андрей тренировался у Тарасовой один.
Тренер поначалу уделяла им совсем мало времени – в разгар сезона возила других учеников на турниры, Букину и Бестемьяновой оставляла конспекты с занятиями.
«Я дала ребятам задания: Андрей должен научить Наташу танцевальным позициям, сама же уехала на соревнования. А когда вернулась, поняла, что у меня появилась великолепная пара. На следующий же день, забыв обо всех (все — это Моисеева, Миненков, Роднина и Зайцев), я схватила первую попавшуюся мне музыку и начала ставить показательный танец. Это основное проявление моего восторга, когда я вожусь с кем-то одним и не обращаю уже внимания на остальных», – вспоминала Тарасова.
Уже на дебютном чемпионате СССР-1978 Наталья и Андрей взяли бронзу, а на следующий год отобрались на чемпионат мира. Там их ждал мини-провал по меркам советских танцев – только 10-е место.
Несмотря на скромный результат, Бестемьянову и Букина пригласили на показательные выступления – впервые в истории чемпионатов мира там катал дуэт с такой низкой позицией. Это произошло по настоянию председателям техкома ISU Лоуренса Деми, которые разглядел в новой паре будущее танцев на льду.
Уже через год Бестемьянова и Букин поехали на Олимпиаду-1980 в Лейк-Плэсид, где заняли 8-е место, в 1981-м случилась первая медаль ЧМ – бронза.
Тарасова видела в дуэте огромный потенциал и не давала никаких поблажек на тренировках:
«Это был такой, знаете, Освенцим, потому что кроме этого ты ничего не знаешь, не видишь. Как-то я сидел на бортике и плакал, просил у Татьяны Анатольевны прощения, говорил: отпустите меня, я вас подведу, я больше не могу. 10-й день без выходных, тренировались по 10 часов в день. Она дала день отдохнуть, и на следующий день все получилось», – рассказывал Букин в фильме «Матч ТВ».
Бестемьянова воспринимала занятия у Тарасовой иначе, восхищаясь тренером – хотя почти не спала из-за интенсивных занятий:
«Когда я только пришла к ней кататься, она была для меня голливудской звездой. Я смотрела на нее, и мне нравилось в ней абсолютно все. Она была потрясающе красивой женщиной, с прекрасной фигурой и необыкновенным вкусом. Она была так хороша, что у меня рот открывался. Я вот так на нее смотрела, и мне хотелось подражать ей во всем. Просто боготворила ее», – признавалась фигуристка в интервью ТАСС.
«Как бы наше государство ни хотело сделать нас чемпионами на Олимпиаде-84, это было невозможно»
В следующем олимпийском цикле Бестемьянова и Букин ожидали прорыва.
В сезоне-1981/82 они впервые выиграли чемпионат СССР и постепенно становились первым дуэтом страны. Правда, на международных турнирах шло исключительно серебро – обойти британцев Джейн Торвилл и Кристофера Дина никак не удавалось. Первое золото чемпионата Европы Бестемьянова и Букин выиграли в предолимпийском сезоне без них, но иллюзий не строили:
«Золото Европы 1983 года для нас было не высшей пробы, так как на чемпионат не приехали Торвилл и Дин», – признавалась Тарасова.
Олимпиаду-1984 Бестемьянова и Букин проиграли – Торвилл и Дин не отдали ни одного турнира за четыре года и были безоговорочными фаворитами.
«Им повезло, что они стали быстрее первой парой своей страны. Мы проходили этот путь медленнее и немножко опоздали. Как бы наша федерация, как бы наше государство ни хотело сделать нас чемпионами на Олимпиаде в Сараево, это было невозможно. Они уже заняли эту нишу раньше нас. Мы могли быть только соперниками, которые их подстегивают, но и они признавались, что нервничали», – говорил Букин.
И фигуристы, и Тарасова понимали, что их очередь придет, когда британцы закончат – в танцах тех лет это было обычной практикой.
«Работа с ними доставляла мне истинное удовольствие. Я очень их любила – и по-человечески, и по-творчески. Это была моя жизнь. Я не считалась со временем, просто ими жила. Мне казалось, что они могут очень многое, и я могу через них разговаривать с залом, передавать идеи», – признавалась Тарасова.
После Олимпиады Бестемьянова и Букин вдруг начали проигрывать – сначала на чемпионате СССР, потом на турнире газеты «Московские новости». Зато с Евро и ЧМ они уезжали с золотом – успех принесла легендарная «Кармен».
Дальше пошла череда побед.
Их считали парой, но зря – фигуристам пришлось все объяснять в книге («Пара, в которой трое»)
16-летняя Бестемьянова – еще до перехода в танцы и знакомства с Букиным – ездила на большое турне фигуристов по Союзу. Заводная девушка открывала программу номером «Арлекино», а в конце тура ей поставили небольшой номер с 22-летним Игорем Бобриным – уже призером чемпионатов СССР и участником чемпионата мира.
Четыре года спустя фигуристы осознали, что влюблены друг в друга – к тому времени Бобрин уже был женат и воспитывал сына.
Тарасова противилась роману любимой ученицы с другим фигуристом:
«Татьяна Анатольевна проводила со мной много времени, когда моей мамы не стало. И она чувствовала ответственность за меня, опекала по-матерински. Конечно, она хотела мне добра, и говорила: все праздники и все выходные ты будешь одна – тебе это надо?
Но я была так влюблена, и у нас с Игорем так все было хорошо, что мне было все равно – есть ли у него жена или нет. И я даже сердилась на Тарасову, потому что первые мгновения влюбленности – самые яркие в жизни, было жалко, что мне их портят», – рассказывала Бестемьянова в программе «Судьба человека».
Ситуацию усложняли хорошее знакомство Тарасова с женой Бобрина – Натальей Овчинниковой.
Но Бобрин все равно развелся и сразу женился на Бестемьяновой – свадьбу сыграли за год до Олимпиады-1984. Тарасова снова была против – не хотела, чтобы фигуристка отвлекалась на семью перед главным стартом, но несмотря это, стала свидетельницей на церемонии.
«Татьяна Анатольевна была не очень счастлива от нашего бракосочетания. Я предполагаю, что Наташа оберегала меня от этого, но, наверное, Тарасова не очень лицеприятно обо мне отзывалась. Но Наташе хватило женской мудрости, чтобы не послушаться старшего товарища, а делать так, как ей велит сердце», – вспоминал Бобрин.
В жизни Букина параллельно происходили не менее важные события – в 1983-м у них с Абанкиной (свадьбу сыграли еще в 1980-м) родился ребенок.
«Тетя Таня тогда на меня здорово обиделась. Какое-то время даже не разговорила со мной... А когда отошла от обиды за то, что я женился на Ольге, она нам очень здорово помогла», – свадьба Букина Тарасовой поначалу тоже была не по душе.
Но именно благодаря Тарасовой и ее связям Букин с молодой женой заехали в новую квартиру, а после серебра на Играх-1984 расширили жилплощадь. Правда, через несколько лет Андрей ушел из семьи, встретив Елену Васюкову – тоже фигуристку.
Они долго скрывали отношения (Елена тоже была замужем), но когда Васюкова забеременела, Букин объявил жене и сыну об уходе, оставив им квартиру и загородный дом. В 1993-м у Васюковой и Букина родился сын Иван – лидер нынешней танцевальной сборной России.
Ивана и его партнершу Александру Степанову часто спрашивают, не пара ли они в жизни – такими же вопросами терзали его отца с Бестемьяновой.
«Нас постоянно видят вместе на выступлениях, на телеэкране, поэтому, наверное, и считают супругами. Много лет назад мы с ней и с Игорем Бобриным даже книжку выпустили «Пара, в которой трое», где объяснили всю ситуацию. При том, что у нас с Наташей даже романа никогда не было», – признавался Букин-старший в интервью журналу «7 дней».
Выиграли Олимпиаду и закончили – но все равно остались вместе (работать в театре Бобрина)
Казалось, проиграть в Калгари-1988 у Бестемьяновой и Букина не было ни одного шанса – сильные программы от Тарасовой, три золота чемпионатов мира, беспроигрышная серия длиной в три сезона.
Но за год до Олимпиады пара начала ссориться – возможно, сказались десять лет совместной работы. Да еще и перед сезоном-1986/87 Наталья получила глупую травму – это тоже повлияло на отношения:
«Наташа поехала с Игорем кататься на горных лыжах (как потом я должна была его любить?). Я умоляла не ездить, я не разрешала, а она поехала. И «привезла» оторванную боковую и крестообразную связки в колене. На лыжах-то едва-едва стояла, но поехала за Игорем. Хочется же с любимым человеком проехаться по горам, ясное дело.
Но я считала, что Игорь взрослый человек, опытный спортсмен, уж он-то должен был профессионально следить за ней, чтобы она не ломалась», – сетовала Тарасова в книге «Красавица и чудовище».
Уже после победы на Играх в Калгари с «Половецкими плясками» Бестемьянова признавалась, что эмоций совсем не осталось – на церемонии награждения фигуристы не выражали вообще никаких чувств: не плакали и не улыбались.
После золотой Олимпиады Тарасова предложила любимой паре завершить карьеру, но Андрей с Натальей отказались в ожидании чемпионата мира. Ходили слухи, что советская федерация хотела дать дорогу молодым дуэтам, оставив Бестемьянову и Букина без победы на ЧМ-1988 (на турнир даже не поехала Тарасова – якобы из-за болезни), но и на последнем турнире в жизни они взяли золото.
Сразу после сезона-1987/88 Бестемьянова начала работу в «Театре ледовых миниатюр», который организовал муж. Букин сначала отказался пойти за партнершей, устроившись в Спорткомитет, но быстро разочаровался в бюрократической работе и вернулся на лед.
С тех пор Бестемьянова и Букин – в театре Бобрина.
Они ставят программы, выступают на льду и консультируют действующих фигуристов (за помощью обращался даже Юдзуру Ханю). Букин пробовал тренировать сына, когда тот начинал с Еленой Ильиных, но потом отдал Ивана (уже со Степановой) в руки друзей семьи – Александра Свинина и Ирины Жук.
Но чем бы Бестемьянова и Букин ни занимались – вот уже 44 года они вместе.
Фото: Gettyimages.ru/S&G/PA Images, Bob Martin/Allsport; РИА Новости/Сергей Гунеев, Дмитрий Донской, Владимир Вяткин, Борис Приходько, лександр Вильф
А насчёт того, что сын Букина прямо лидер сборной в танцах на льду - тут бы Кацалапов возразил)
Бобрин - король показательных, самый-самый.
Но пару лет назад неожиданно стала болеть за сына Букина))) а вот сын Пономаренко мне пока не зашёл.
Хоть раз бы интервью ребят посмотрели, где видно, что Саша совершенно без признаков звёздной болезни, обычная милая девушка.
Кто ещё не видел, гляньте Кармен, Филимоновна там чистый секс просто!)
Обожаю их Кармен и Кабаре!
Спасибо за пост!
И они не умели без ошибок катать обязательные танцы.
Оригинальный в 1986-87 году полька и венский вальс у них это ниже плинтуса.
Они вчистую «Цусиму просра@и» ученикам Дубовой.
Что такое театральность с точки зрения Тарасовой.
Скакать на льду,заламывая руки?!
Она ходила в Госкомспорт (как ныне это зовётся) и хамски орала на Павлова,министра спорта в декабре 84 года,а что собственно в наших танцах происходит,почему моя пара не первая?!
Её быстро осадили,думаю пригрозили отобрать партбилет и сделать её невыездной.
Ну тогда бы папу её разбил бы инсульт ещё в 1985 году.
Кстати характером мадам Тарасова в папу.
А Андрей хоть и не красавец,но его сыну Ивану как до Луны пешком,в смысле таланта.
И это уже далекое прошлое.
После нытья жены Бобрина,что ей мало 90 тысяч пенсии,её перестали уважать болельщики.
В настоящее время Наталья авторитетом не пользуется , даёт такие интервью , что читать и слушать невозможно, возникает чувство полного отторжения ее высказываний.