22 мин.

«Зенит» лучше всех работает с болельщиками. И влияет на политику «Матч ТВ»

Как именно?

За несколько дней до официального запуска «Матч ТВ» в гостинице «Украина» прошла, пожалуй, самая пышная вечеринка в истории российских спортивных медиа. Днем канал презентовали для журналистов, вечером – для VIP-персон. Ведущей была Тина Канделаки, развлекали публику резиденты Comedy Club (Павел Воля, Гарик Харламов и Тимур Батрутдинов) и звезды шоу «Танцы на ТНТ». В зрительном зале были: председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, глава Сбербанка Герман Греф, Сергей Иванов (тогда – руководитель Администрации президента), миллиардер Геннадий Тимченко, а также десятки спортивных звезд.

На экраны постоянно выводили видеоролики о том, каким будет канал: от официальной заставки до гимна, написанного рэперами Бастой и Смоки Мо. Однако самым запоминающимся видео стал мотивационный ролик с участием Алексея Миллера. По сценарию в кабинете руководителя «Газпрома» – компании, которой принадлежит «Матч ТВ», – собирались ведущие комментаторы канала и слушали от босса речь, стилизованную под выступление Аль Пачино в фильме «Каждое воскресенье». Речь Миллера заканчивалась словами: «Все на Матч!», все вскидывали кулаки.

Денис Казанский в разговоре для этого материала сообщил, что такого ролика не видел. Георгий Черданцев сказал: «С сайтом Sports.ru я не собираюсь иметь никаких контактов, общения, а тем более давать интервью». Но в 2015 году на сайте Energy Insider выходил материал «Актерский дебют Алексея Миллера». Тогда представитель «Газпрома» Сергей Куприянов рассказал корреспонденту сайта: этот ролик – «скорее, послание к сотрудникам», а выплата Миллеру гонорара за эту работу не предполагается.

Уже тогда стало известно, что канал будет находиться под постоянным прессом конфликта интересов: Алексей Миллер – владелец и страстный болельщик «Зенита». Последующие два года показали: «Матч ТВ» – по сути, часть пиар-департамента петербургского клуба. При этом сам «Зенит» в работе с болельщиками и общественным мнением достиг невероятной мощи – и совершенно не факт, что канал с долей телесмотрения 3,5 (9-е место среди федеральных каналов) ему для этого нужен. 

Как «Зенит» стал чемпионом России по маркетингу?

И как он влияет на единственный спортивный канал страны?

История с бакланами

Самая резонансная история лета из Петербурга. Слова Игоря Албина, когда-то главного человека на стройке стадиона на Крестовском острове, о бакланах, пробивающих крышу арены мощными клювами, моментально стали хитом. Миллиард мемов, твиттер баклана с «Крестовского», интервью с орнитологами в городских медиа. «Зенит» сориентировался к середине сентября, сделав баклана новым маскотом стадиона. Перед матчем с «Уфой» 18 сентября у арены появились указатели с птицей, а по соцсетям разлетелся хэштег #бакланыкрестовского.

На стадионе «Зенита» все фотографируются с бакланами

В соцсетях обратили внимание на то, что птица на стадионе больше похожа на китоглава, но придираться уже особо никто не стал.

Прощание с Кержаковым

Другой пример качественной работы «Зенита» в этом сезоне – церемония прощания с Александром Кержаковым, из которой сделали настоящее шоу. Зрителей специально попросили прийти на игру пораньше, им раздали картонные таблички «Керж 11». На трибунах подняли огромные баннеры. Кержаков сделал традиционный круг почета, сказал, как всех любит, а потом пошел к Виражу, чтобы отдельно попрощаться с самыми преданными фанатами «Зенита».

Для максимальной эпичности сразу после церемонии пошел адский дождь, а следующие два часа «Зенит» размазывал «Спартак» по газону – 5:1.

Победы в соцсетях

«Клуб представляют разные люди, – сказала руководитель пиар-департамента «Зенита» Жанна Дембо на сентябрьской конференции Baltic Weekend. – Есть официальные лица, они застегнуты на все пуговицы, они говорят языком цифр, лозунгов, административно-юридическим. А есть твиттер и другие социальные медиа, будет странно, если мы будем говорить там таким же языком. Мы говорим так, как люди. Шутим, как люди. Как люди, которые неравнодушны к своему клубу, и у которых есть чувство юмора.

Мы много раз обсуждали, что российский футбол – зона страшной и мрачной серьезности. Как говорят мои коллеги, все на сложных щщах. Все обсуждают футбол очень серьезно, со сдвинутыми бровями. В футболе масса всего интересного. Мы решили, что хотим рассказывать о нем так, чтобы нам самим не было скучно».

***

В 10-м туре твиттер московского «Локомотива» выступил по поводу поражения от «Амкара». Сммщик клуба подчеркнул, что судьи матча из того же города, что и «Зенит», главный конкурент «Локо».

«Зенит» ответил достойно:

Это не первый случай, когда «Зенит» хорош в соцсетях. Был эпизод с газетой Daily Mail, когда твиттер DM включил лого питерцев в десятку худших логотипов европейского футбола. Твиттер «Зенита» ответил своим топом худших логотипов – лого Daily Mail 10 раз подряд. В итоге победил «Зенит»: их ответы гораздо лучше лайкали и ретвитили люди со всего мира.

«Когда была история с Daily Mail, мы не думали, что это будет какой-то невероятный успех, – рассказал Sports.ru бывший редактор «Трибуны», а теперь главный человек по зенитовским соцсетям Артем Петров. – Они выкатили рейтинг, мы посмотрели, начали думать. В итоге в процессе коллективного обсуждения решили сделать такой твит. Это чисто английский юмор, у нас в медиа-команде есть британец, который понимает такие шутки, на нем можно тестировать реплики, которые мы отправляем зарубежной аудитории. Ему понравилось».

Еще в прошлом сезоне была история с показом форм «Ростова»

Сначала «Зенит» устроил роскошную презентацию своей формы. Игроки поехали фотографироваться на газпромовскую нефтяную платформу «Приразломная» в Баренцевом море. 

Потом «Ростов» выложил в твиттер фото своей новой формы. Чуть более бюджетное исполнение.

Твиттер «Зенита» все видел.

«Ростов» напомнил про недостроенный стадион. «Зенит» ответил фотографией «Петровского» и подписью «С нашим все отлично, достроили 91 год назад». Случился небольшой скандал, многие решили, что сммщики «Зенита» жестковато шутят над командой, у которой просто меньше денег.

«Удалять твиты – нет, – говорит Артем Петров. – Если ты удаляешь твит, то он расходится еще больше. Руководство не просит нас что-то удалять. Например, когда мы ставили форму «Ростова», то, наверное, перегнули. Не всем болельщикам в твиттере это понравилось, да и в клубе мнения разошлись. С одной стороны, понятно, что все мы хотим, чтобы российский футбол был лучше, с другой стороны, какой-то, наверное, менторский тон в этом был. Мы точно никого из коллег обидеть не хотели. Но твит оставили. В разговорах с руководством бывало разное, но ничего не удалялось. А если удалялось, то это мы сами принимали решение. Последний такой случай – история с щитками Селихова. Просто неправильно считали, не разобрались, что у него на щитках. Поняли, что провал, удалили, но после этого, увы, люди еще лучше это увидели».

Наконец, когда появилась история с соломенной «Зенит-Ареной», питерский клуб сначала отправил строителям фото спичек.

«Первая наша реакция – давайте отправим им спички, у нас как раз новые брендированные появились. Отправили, – вспоминает Артем Петров. – А потом мы подумали и Жанна обратила внимание, что по-злому вышло. Выяснили про автора соломенной «Зенит-Арены» Романа Пономарева, что он наш болельщик и отправили ему посылку – 10 комплектов наших футболок, 3 мяча, чтобы они провели турнир на этой соломенной арене. Через месяц мы получили в подарок фуру, в которой было 300 кг арбузов из этой бахчи. Арбузы отправились на нашу базу, футболисты их с удовольствием съели. 

Роман остался доволен и рассказал в интервью, что подружился с «Зенитом». Правда, по информации Sports.ru, Алексей Миллер был крайне недоволен появлением соломенного стадиона.

С Миллером и связан самый неожиданный пост в истории официального сайта «Зенита» – стихи итальянского поэта Эудженио Монтале, опубликованные в поддержку Лучано Спаллетти в 2013 году. 

...В пучине морской остановку, Для нас в море нет перерыва,По-прежнему рейс бесконечен,И путь твой всего лишь начался, свершившись — всего лишь начался...

Еще у «Зенита» есть «Скрытая камера» в YouTube, это самый интересный видеоконтент в РФПЛ. Вот видео с матча против «Спартака». Алексей Миллер спускается после дерби в раздевалку «Зенита» и обнимает каждого игрока (крепче всех – Кокорина).

«Наши соцсети – в каком-то смысле реалити-шоу, в рамках которого мы знакомим болельщиков с жизнью клуба. – говорит Артем Петров. – Мы отвечаем в комментариях, всячески вовлекаем болельщиков в диалог, чтобы это был не односторонний канал коммуникаций. И у нас не официозный тон, мы примерно такие же болельщики, как они. Мы выглядим живыми, потому что производим очень много контента. Если смотреть соцсети других клубов, то у них часто активность начинается только в день игры. Понятно, что день матча – это то, чем живет клуб, но соцсети должны работать 24/7, чтобы поддерживать интерес болельщиков к клубу».

***

Еще одна показательная и редкая для русского футбола история – поездка бывшего шеф-редактора клубных медиа «Зенита» и переводчика Андре Виллаш-Боаша Егора Крецана на учебу в США. Он уехал в конце августа 2016-го, поступив на магистратуру в Колумбийский университет в Нью-Йорке, один из самых престижных университетов страны. Обучение Крецана частично оплатил клуб, сейчас он вернулся в Россию и скоро продолжит работу в «Зените».

«Это моя инициатива, но клуб меня поддержал, – рассказывает Sports.ru Крецан. – Если говорить о том, кто что инвестировал, то соотношение где-то 60 от клуба на 40 от меня. Без клуба я бы это не сделал. Нью-Йорк – бесконечно дорогой город. Но сейчас нет смысла сокрушаться, потому что это однозначно того стоило.

Чему меня учили – сложный вопрос. Меня об этом спрашивают почти все полтора месяца с тех пор, как это мероприятие закончилось. Это Колумбийский университет, он входит в Лигу Плюща, суперэлитное заведение. Я учился на магистерской программе «Спортивный менеджмент». Она заявлена как история про то, как правильно обустроить спортивный бизнес и применить как можно больше аналитических средств при принятии решений. Курсы больше были ориентированы на бизнес и на то, чтобы понимать, что такое спорт с американской точки зрения.

У меня была стажировка в «Баварии», у клуба есть офис в Нью-Йорке. Провел там часть этой весны и лета, работал над американскими медиа: поддерживали их сайт, соцсети, работали над тем, чтобы бренд «Баварии» в Штатах был еще больше и сильнее, у них в Канаде и Америке больше 120 фан-клубов. Понятно, что если ты сидишь в Нью-Йорке и работаешь в клубе «Бавария», то ты продаешь воздух, потому что связь с командой возникает раз в два года, когда они в тур приезжают. Но я был удивлен, насколько это большое дело. Однажды мы сидели в офисе в межсезонье – стучат в дверь. Открываем, а там Франк Рибери, он был в отпуске в Нью-Йорке. Зашел, мы мило пообщались, передал ему привет от Тимощука.

Сейчас я отчасти буду продолжать заниматься тем же, чем раньше. Есть история с клубными медиа, у «Зенита» довольно много активов, понятны направления, в которых можно двигаться. Год в Америке показал, что дистанция есть, но мы не так плохи, как о себе думаем».

Matchday

Высокая посещаемость «Зенита» на новом стадионе – все еще факт.

Самая обсуждаемая зенитовская тактика привлечений зрителей – скидки на билеты. Перед матчем с «Динамо» владельцы абонементов получили скидку в 50%. Sports.ru спросил у «Зенита», как клуб пошел на подобный дискаунт.

«Собрать 37 тысяч под афишу матча Кубка России нелегко, это не те матчи, которые пользуются повышенным спросом, – ответила  Жанна Дембо. – Мы поставили себе задачу качественно оформить кубковый матч именно как продукт. Была придумана история с ретростилистикой, выставкой формы, в которой «Зенит» играл в разные эпохи против «Динамо», диалогами с Орловым и Стрепетовым, которые в разное время имели отношение к ленинградскому «Динамо», просмотром фильма «Удар, еще удар!», где есть кадры с участием игроков «Зенита». Мы считаем, что такой комплексный тематический подход к формированию предматчевых активностей дает и самому матчу дополнительную ценность».

Александр Дорский – о том, как «Зенит» сделал праздник из кубкового дерби

Развлекательная зона на стадионе «Санкт-Петербург» называется «Фан-променад». Перед матчем с «Ростовом» там прошел рэп-баттл (без мата).

Во время выступления на Baltic Weekend Жанна Дембо заявила, что приоритет для «Зенита» в этом сезоне не коммерциализация матчей, а продвижение продукта на новом стадионе.

«Речь шла о создании продукта «футбольного матча на новом стадионе», формировании matchday experience болельщика, – объясняет Дембо в разговоре со Sports.ru. – Частью продукта являются и полные трибуны стадиона, и развлечения до матча, и еда, и возможность закрыть крышу если холодно. Еще не все на стадионе работает так, как хотелось: есть проблемы с логистикой и проходом на стадион, с организацией питания, с оформлением. Подтрибунные помещения стадиона должны быть уютнее, питание разнообразнее, сервисы качественнее. Над всем этим мы работаем и будем работать. Но стадион пока не находится в управлении клубом, а многие вещи предполагают долгосрочные инвестиции. Со временем стадион должен стать домом для болельщиков «Зенита». Пока продукт только формируется».

Косплееры героев «Игры престолов» на матче с «Ростовом». В фан-зоне на этом матче можно было сфотографироваться на Железном троне.

Один из самых ярких показателей работы маркетингового отдела «Зенита» – вот эта цифра:

Влияние на «Матч ТВ»

«Зенит» подозревают во влиянии на единственный спортивный телеканал России. «Матч ТВ» принадлежит «Газпром-Медиа». Контрольный пакет «Зенита» – «Газпрому». Нынешние сотрудники «Матч ТВ» рассказывают коллегам, что «Зенит» вмешивается в редакционную политику канала, а содержание материалов о питерском клубе обсуждается с его PR-службой. По информации Sports.ru, на канале до сих пор никто не знает, почему уволили Валерия Карпина. Некоторые сотрудники «Матча» уверены, что увольнение Карпина – личное решение Миллера.

Бывший комментатор «Матч ТВ» Федор Погорелов в недавнем интервью Sports.ru признал, что его назначение на матчи «Зенита» вряд ли могло произойти без Миллера.

– Как вы считаете, почему именно вам предложили быть выездным комментатором «Зенита»?

– Не знаю, я не задумывался об этом. Мне было важно, что такое предложение поступило. А почему – я так понимаю, Алексей Борисович слышал какие-то радиорепортажи. Возможно, он слышал, как я комментировал на петербургском телевидении, хотя вряд ли. Принимали ли это решение действительно в башне на Наметкина или внутри «Матча», мне уже некого спросить. Ни один из людей, которые нанимали меня на работу, на «Матче» сейчас не работает.

– То есть без одобрения Миллера это все-таки не могло состояться.

– Я думаю, да.

Тина Канделаки в 2016-м рассказывала, как Миллер позитивно оценивал пиар-стратегию «Матча», а в этом – публиковала в своем аккаунте фотографию Миллера и Манчини за несколько дней до официального подтверждения договора «Зенита» с итальянцем. Заместитель генпродюсера канала Наталья Билан рассказывала, что Алексей Миллер устраивал встречу с комментаторами канала. «Как человек интересный в диалоге и монологе, высказывал свои соображения, интересовался мнением комментаторов», – говорила она о встрече.

Бывший комментатор «Матча» Алексей Андронов рассказал Sports.ru, что когда он работал на канале, тексты и видео на сверку в Петербург не отправляли, но были определенные установки по «Зениту».

«Например, говорить, что «Зенит» – самый популярный клуб России. Или не трогать тему стоимости Халка и Витцеля. Еще на «Плюсе» был случай, когда остановили эфир программы «По горячим следам» минут на 10. Нам сказали, что по звонку Миллера. Чтобы мы «пришли к выводу, что гол Кержакова «Алании» забит правильно» (судя по всему, речь о голе в матче 27 октября 2012 года). Потом Розетти на пальцах объяснил, почему это неправильно. При мне Алексей Миллер три раза встречался с комментаторами канала. Это было долго. Однажды до 2 ночи сидели. Он не просил хвалить «Зенит», но иногда невысказанная просьба понятнее озвученной.

В 2015-м, когда объявляли о создании «Матча», шел плей-офф КХЛ. Он обходя всех и здороваясь, подошел ко мне и сказал: «Ну вы уж извините, что мы вас обыграли». Это про СКА-ЦСКА, тогда как раз серию с 3-0 проиграл ЦСКА. Установки говорить хуже о «Спартаке» не было. Про «Спартак» речи не было вообще, его только троллил Миллер иногда. Вот «Динамо» он ненавидит люто, это да. И это было еще до петарды и «футбола в кабинетах», – говорит Андронов.

Василий Уткин (работал на «Матче» с ноября 2015-го по февраль 2016-го) в разговоре со Sports.ru сказал: «Не знаю, как это происходит сейчас, но в бытность главным редактором спортивных каналов «НТВ-Плюс» я никогда не отправлял подобных отчетов. Ни разу в жизни. И не получал никаких прямых указаний что-то делать или не делать от представителей «Газпрома». На «Матче» – тоже нет».

Александр Кузмак, работавший на «Матч ТВ» исполнительным продюсером новостей и ведущим программы «Спортивный вопрос», в разговоре со Sports.ru признал, что новостям о «Зените» на канале действительно уделялось особое внимание.

«Любым новостям касательно игроков, тренеров, людей, относящихся к «Зениту». Я относился к этому не то что с пониманием, но, по крайней мере, я прекрасно понимал, с чем это связано. «Газпром» является учредителем канала, формальным или неформальным владельцем. Не знаю, как это устроено. Естественно, что все новости, которые имели отношение к «Зениту», появлялись в эфире. Они безусловно имели отдельное значение в рамках новостной ленты канала.

На мой взгляд, это не является каким-то противозаконным действием. Просто по той причине, что «Зенит» и «Матч ТВ» имеют одного владельца. Я слышал о таких вещах [что «Матч ТВ» регулярно отправляет в «Зенит» план того, что о клубе будут говорить и писать], но в то время, когда я работал на «Матч ТВ», мне лично с ними сталкиваться не приходилось. Если что-то подобное начало происходить, то уже после того, как я «Матч ТВ» покинул», – говорит Кузмак.

Сотрудники «Матч ТВ» рассказывают, что любимый сайт Алексея Миллера – «Футбол на Куличках». По информации Sports.ru, редизайн сайта «Матч ТВ» тоже согласовывался с Миллером. Новый (июньский) дизайн очень похож на дизайн сайта «Спорт-Экспресса».

Заместитель главного редактора «Спорт-Экспресса» Дмитрий Симонов сказал Sports.ru: «Знаю, при смене руководства сайта «Матч ТВ» говорилось, что «хотелось бы быть похожими на СЭ», во многом с этим и связано назначение Дзичковского (бывший обозреватель «СЭ», теперь главред сайта «Матч ТВ»). Где-то наверху [говорилось], свечку не держал – доходили такие разговоры. Возможно, внешний вид сайта – из той же серии. Изначально при создании сайта «Матч ТВ» были планы по созданию блогосферы – то есть некой копии Sports.ru. В итоге никакой блогосферы не появилось. Но посылы изначально были «в стиле спортс». Команда была соответствующая.

Сейчас вектор планировали сместить в сторону «ретро-«СЭ». Но и тут получилось, мягко говоря, не до конца. К примеру, у нас хотели забрать Голышака и Кружкова. Предлагали сумасшедшие деньги. Но ребята остались у нас, за «ромбик». Все видят, что происходит с «Матчем». За два года сменились почти все, курс постоянно меняется. Разумный человек предпочтет стабильность даже большим деньгам, если спустя несколько месяцев могут наступить очередные перемены».

Евгений Дзичковский возглавил сайт «Матч ТВ» в конце весны 2017 года. В холдинге говорили, что он любимый журналист Алексея Миллера – и в том числе этим был вызван его трансфер из «Советского спорта».

– Вмешивается ли «Газпром» в вашу работу? – вопрос Дзичковскому.

– Есть пресс-служба на канале, спросите у нее разрешение на интервью.

– Правда ли, что вы любимый автор Алексея Миллера?

– Понятия не имею. Спросите у Алексея Миллера. Откуда мне знать? Публиковать ничего не надо без моего ведома, а главное, без ведома пресс-службы. Я вам расскажу что угодно, если получите у нее добро, а потом сверите у нее.

Комментарий пресс-службы «Матч ТВ»:

 – Информация о том, что мы согласовываем с «Зенитом» материалы, которые выходят у нас на сайте либо в эфире телеканала, не соответствует действительности. Более того: если бы мы это делали, можно было бы назвать это верхом непрофессионализма. Мы – спортивный канал, и занимаемся в первую очередь журналистикой, а не удовлетворением чьих-либо запросов и пожеланий, от кого бы они ни исходили: хоть от клубов, хоть от федераций.

Ролик с поздравлениями Алексею Миллеру в эфире новостей «Матча» выложен прямо на официальном сайте канала

«Зенит» никогда не присылал нам указаний, как нужно освещать деятельность клуба. Наверняка вы уже общались с коллегами из «Зенита», и они тоже опровергли слухи о якобы вмешательстве в наши планерки. Мы действительно делаем иногда совместные промо с «Зенитом». Точно так же, как и со «Спартаком» и другими клубами РФПЛ и федерациями других видов спорта. Что касается статистических данных, мы всегда готовы предоставить «Зениту» презентацию с цифрами по рейтингам и долям. Равно как и проконсультировать любой другой клуб РФПЛ. К примеру, на этой неделе матчи «ЦСКА» (пунктуация оригинала сохранена – Sports.ru) и «Спартака» показали очень высокую долю телесмотрения по Москве, а завтра у нас появятся данные по России. Мы обязательно поделимся этими цифрами с коллегами и общественностью. И за эту услугу мы не будем брать миллион рублей (тут просим поставить смайлик).

Об ограничениях контента о «Спартаке» в период их чемпионства ответим вопросом на вопрос. А правда ли, что Sports.ru участвовал в кибератаках на США? Ваш вопрос комичен. В период своего чемпионства «Спартак» был самым упоминаемым клубом. Самое большое количество гостевых эфиров было именно с представителями «Спартака», так как красно-белые в тот момент были самым большим трендом. Сейчас чуть чаще стал упоминаться «Зенит», потому что он является вероятным претендентом на чемпионство. Кстати, и на сайте Sports.ru теперь тоже выходит больше статей о «Зените», чем о «Спартаке». К примеру, прямо сейчас готовится материал о «Зените», верно? Вы же не будете заверять его у пресс-службы питерской команды?

Комментарий «Зенита»:

 – Мы работаем с «Матч ТВ» так же как и с любым другим медиа, – сказала Sports.ru Жанна Дембо. – Нам присылают вопросы или запросы, мы на них отвечаем. С таким же успехом можно говорить, что мы имеем влияние на сайт Sports ru, в чем вас неминуемо обвинят после выхода этого материала.

***

В мобильном приложении «Матч!Клуб» есть раздел «Маркет», в котором продается исключительно атрибутика «Зенита» – от футболок до резиновых уточек с логотипом клуба.

По информации Sports.ru, cотрудники информационных и тематических департаментов «Матч ТВ» регулярно отправляли «Зениту» отчеты о состоявшихся упоминаниях клуба. Руководство холдинга настаивало на том, чтобы победы питерского клуба широко освещались в соцмедиа: например, когда «Зенит» разгромил «Спартак», приоритетом PR-департамента канала стало распространение мемов о победе в популярных пабликах.

Представитель MDK сказал Sports.ru: «Пост не рекламный, периодически мы освещаем матчи подобным образом».

Кроме того, PR-департамент «Матч ТВ» согласовывал эти мемы с гендиректором «Газпром-медиа» Дмитрием Чернышенко. Копии писем есть в распоряжении Sports.ru.

1 ноября каналу «Матч ТВ» исполнится два года.

Фото: РИА Новости/Илья Питалев (топовое), Антон Денисов; twitter.com/zenit_spb; instagram.com/bogaev_88; fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов, Екатерина Чеснокова; facebook.com/id042/; vk.com/id56046433/