4 мин.

Полотенце раздора

 

Представьте классический финал Уимблдона или другого турнира 1970-х или 80-х годов. Например, мужской финал 1977 года между Бьорном Боргом и Джиммм Коннорсом. Розыгрыши между этими двумя великими были ни разу не развлечением, но то, что они успевали делать в перерывах, до сих пор удивляет: швед и американец каждый раз вставали со своих мест, шли к кулеру с водой, брали стаканчик, сами наливали воду, шли обратно и садились пить.

Бьорн Борг после победы на Уимблдоне

 

Такое сегодня сложно представить. С тех пор теннис шагнул далеко вперёд или все же назад, если посмотреть с точки зрения того, что происходит в перерывах, когда два игрока усаживаются на скамейки и предъявляют целый список требований — обеспечить их бананами, бутылками с водой, энергетиками, полотенцами, пакетами со льдом, сменными кроссовками. И за всем этим болбои должны нестись сломя голову.

Рафа Надаль и боллбой

 

На протяжении многих лет отношения между игроками и болбоями никак не регулировались. С началом Открытой эры, особенно в последние 15 лет, по умолчанию считалось, что именно болбои должны выполнять все требования игроков. Самый очевидный и вопиющий пример - подношение полотенца.

 

Игрок делает характерный жест или тычет пальцем в мальчика, который должен принести теннисисту, как можно скорее, его потное полотенце, после чего ему швыряют его обратно в лицо. Несмотря на очевидный фактор брезгливости, этот ритуал стал частью игры.

 

Так было до того момента, пока Фернандо Вердаско не зашёл слишком далеко, ругая болбоя в Шеньчжене за то, что тот не так быстро принёс ему полотенце. Это видео стало вирусным, и на Вердаско посыпались осуждения со всех сторон. Внезапно в теннисе заговорили об упорядочивании этой практики.

  

 

Конечно, Вердаско не единственный игрок, который вымещал своё раздражение на болбое. Часто игроки всех мастей кричат им «полотенце!», сердито поучают, как правильно его подавать, закатывают глаза и всплёскивают руками, когда мальчик не несёт его достаточно быстро; бросают свои пустые бутылки из-под воды на корт, чтобы те их подняли, и отшвыривают им мячи назад, когда они были брошены слишком рано.

 

Помимо этих очевидных унижений, больше всего возмущает картина, когда игроки подзывают болбоев после каждого розыгрыша или когда мальчик вынужден бежать со всех ног с полотенцем на перевес, чтобы успеть вручить его теннисисту, прежде чем тот сядет в кресло. Теннис вполне элитный вид спорта, и игроку не нужно доказывать свою элитарность наличием слуг на корте.

 

Когда спортсмены соревнуются, они способны на нехарактерные для себя в обычной жизни поступки. Это правда, что они потеют. Справедливо и то, что с введением правила 25 секунд спортсмены могут потерять самообладание из-за запоздало принесенного полотенца. Но при любом раскладе главным остаётся то, что детям за это не платят и они не работают на игроков.

 

Мальчики на кортах скорее всего не прочь помогать игрокам, но ни дети, ни их родители не должны бояться того, что негативной стороной волонтёрства окажется ругань известного человека. К тому же с чисто практической точки зрения основной задачей болбоев является сбор мячей и передача их игрокам, а ситуативное бросание полотенца может вызвать понятную путаницу и в ходе матча превратиться в бесконечную беготню.

 

Что с этим можно сделать? Вот несколько предложений.

 

  • Запретить неуважительное отношение к болбоям. Ситуация, когда игрок выкрикивает мальчику-подростку «полотенце!», выглядит более оскорбительной, чем та, когда игрок ломает ракетку.

  • Обязать теннисистов иметь свои собственные полотенца. Они могут повесить его на крючок на краю корта и подходить к нему по мере необходимости. Но такая практика разве не затянет матчи, спросите вы? Система «своей вешалки» скорее лучше будет работать в тандеме с системой ограничения времени на подачу. Если мы и извлекли какие-нибудь уроки из правила 25 секунд, введенного этим летом, то как раз то, что у теннисистов оказалось гораздо больше времени между розыгрышами, чем они думали. Допустим, скажите вы, но разве это не будет выглядеть странно и не сломает ритм матча, когда игрок будет вынужден постоянно ходить на край корта? Идеальных решений нет. Но и не каждый раз полотенце абсолютно необходимо. Попросить полотенце стало стандартной процедурой для игроков после проигрыша очка. Этот приём они используют, чтобы успокоиться и сконцентрироваться. Если бы игроку пришлось самому идти за полотенцем, он бы дважды подумал идти или нет, особенно когда в этом нет существенной необходимости.

  • Теннисисты должны знать, что в перерывах болбои не обязаны выполнять каждую их прихоть, что не отменяет того, что мальчики хотят им помочь, и это ни в коем случае не должно превращаться в отношения "работодатель - наёмный работник".

 

Когда теннисисты выходят на корт, они несут свои сумки. Этот ритуал восходит к тем временам, когда из игроков не делали звёзд спорта. Но если они могут выносить свои сумки перед матчем, то в принципе во время него они могут сами брать и всё остальное, включая полотенца, бананы, бутылки с водой и лёд. Если Борг и Коннорс могли это делать, то сегодняшние игроки однозначно тоже могут.

Пытаемся сделать хороший новостной канал о теннисе: https://t.me/hotshotnews