4 мин.

Наш биатлон будто из прошлого века. И чемпионат мира ничего не поменяет

Куча проблем с ресурсами и постоянные подводки к главным стартам.

Совсем недавно российский биатлон упал в очередную яму. Новый антирекорд, снова тотальные отставания и опять усталость (как физическая, так и моральная) всей сборной. Тренеры успокаивают: «мы подойдем к чемпионату мира в хорошей форме». Но, кажется, мы где-то это уже слышали?!

No money – no honey?

Этот сезон вскрыл сразу несколько ресурсных проблем российского биатлона. Сначала выяснилось, что сборной «позарез нужна» шлифт-машина, иначе лыжи «просто не едут», потом оказалось, что проблемы есть и с патронами, а в одном из интервью главного тренера Анатолия Хованцева и вовсе проскакивали намеки на то, что у Союза есть какие-то текущие проблемы с финансами.

Если говорить о так часто упоминаемой Дмитрием Губерниевым шлифт-машине, то достаточно обратиться к времени биатлонисток на лыжне во время спринта в Рупольдинге, где намеков на инвентарь было немало.

Даже если представить, что из-за неподходящих структур россиянки проиграли около 30-50 секунд, что очень много и маловероятно, то большинство российских спортсменок все равно уступили соперницами около минуты. Еще один немаловажный фактор – в первой десятке представительницы 8 разных стран, что намекает на то, что особого «структурного преимущества» не было у какой-то одной сборной. Значит, вопросы к подготовке все же напрашиваются.

На вопрос с патронами уже ответил Хованцев: «Никаких вопросов к патронам нет. Я сразу сказал Гурьеву: «Зачем ты говоришь то, чего нет на самом деле?». Вообще про «проблемы» с патронами мы узнали после провальной стрельбы в женском масс-старте Оберхофа, наверное, дальше рассуждать на эту тему не стоит.

Говорят, что этап в Оберхофе – лотерея. Правда или миф?

Наконец о финансовых проблемах СБР. Помнится, Драчев приходил «руководить», декларируя следующее: «Еще год назад я принял главное решение – помочь нашему биатлону через создание попечительского совета. В первую очередь это поддержка и деньги, с которыми сейчас трудно. Поиск спонсоров отнял время, шел серьезный подбор – и люди давали добро. Но на встречах высказывали мысль, что если в биатлон приходит финансирование, то нужно и правильное управление».

Сейчас же мы снова слышим отголоски тех «денег, с которыми трудно». Видимо, шутки про очередное увольнение «девочки, которая ведет соцсети» снова актуальны.

В России обожают биатлон. Но СБР отказался от пресс-службы и убил SMM

На каком-то этапе что-то пошло не так? «Фосагро» ушло от «продуктивных переговоров» в закат вместе с «супер-тренером»? Для сравнения можно соотнести пул спонсоров СБР со спонсорами ФЛГР (где, кстати, «Фосагро» есть).

Наверное, это снова разговоры о роли менеджера-руководителя федерации и тема для отдельного текста. 

Провалы или подводки?

Да – сборная «подводится» к чемпионату мира. Хотя, оптимизма сейчас не хватает даже «пчеле», президенту Владимиру Драчеву. Но давайте скажем о другом. Да, возможно, каким-то чудом российская команда выйдет на мировое первенство в супер-форме, ведь что-то подобное (подводка к ЧМ) было год назад, и Россия действительно подошла к турниру в приемлемом состоянии.

Но.

Во-первых, дотянуться до лидеров почти нереально, вряд ли весь биатлонный пелотон просто сидел, сложа руки, готовясь у предстоящему турниру.

Во-вторых, и это главное, зачем России весь предыдущий кубковый сезон? Если из года в год, мы слышим о мега-важности лишь гонок чемпионата. Возможно, стоит тратиться только на внутренние старты? К чему тогда борьба в сезоне?

Вопрос скорее риторический. Понятно, соревновательная практика высшего уровня, призовые, эфиры и борьба с лучшими (хотя, как мы видим, последнего для россиян становится все меньше), но посмотрите на биатлонный топ. Сегодня все стремятся к стабильности, к тому, чтобы быть на высшем уровне как можно больше, в России же, к сожалению, продолжают ссылаться на «подводки» и сверх важность главных турниров. А что было до этого – неважно? Пускай мы потерям всех чемпионов-2017, пускай у нас не останется резерва, пускай мы будем уступать Китаю и США в эстафете, пускай установим очередной «рекорд», но зато на отрезок в две итальянские недели мы подведемся в лучшей форме, как говорится, первый и последний раз за сезон, и всех победим!

Все-таки. Возможно, стоит что-то изменить? Отказаться от ущербной тактики – живем ради подводок/чемпионата мира/Олимпиады-2222? Что нужно для этого сделать? Например, начинать признаваться, что кто-то ошибся, что очередной антирекорд – это провал тренерских планов, а не плановая подготовка к главному старту, что биатлонной России не хватает новых, современных идей, кадров и ресурсов.

А пока этого не будет происходить, и сборная будет строить планы на единичный качественный скачок, вряд ли российский биатлон сделает шаг вперед и большой хрусталь, которого в России не было уже почти 25 лет, будет не целью и перспективой, а мечтой и чем-то, к чему «мы пока не готовы».

Фото: РИА Новости / Алексей Филиппов; Eibner-Pressefoto /EXPA/Adelsber/Global Look Press.