1 мин.

Сульшер дважды переиграл Тухеля: сначала отзеркалил схему (помогло сдержать), а потом вовремя выпустил Погба (помогло прибавить в атаке)

Лукомский разбирает победу «МЮ» над «ПСЖ».

1. Состав «ПСЖ» обошелся без сюрпризов, если учесть все потери (главные – Марко Верратти и Маркиньос). Последний попал в заявку, но не в старт. В рамках доступных вариантов интересный выбор у тренера был лишь в центре поля. Тухель предпочел достаточно осторожный треугольник – Идрисса Гуйе, Данилу Перейра и Андер Эррера. Работоспособные, но не очень креативные футболисты. Одного из них мог заменить Рафинья Алькантара. 

Вероятно, Томас посчитал такой вариант слишком рискованным. Гуйе и Эррера хорошо знают его систему, а Данилу часто играл против лидера «МЮ» Бруну Фернандеша в чемпионате Португалии и использовался в первую очередь для его нейтрализации.

2. Оле-Гуннар Сульшер использовал любимый прием под большие игры – зеркалка схемы соперника + персональный прессинг. Команда отлично знает концепцию, так как тренер регулярно обращается к ней именно в топ-матчах. «Париж» использует схему 4-3-3 – для зеркалки необходимо было расположиться в 3-4-1-2.

Относительным сюрпризом можно считать выход Акселя Туанзебе (не играл с декабря 2019-го) и отсутствие Поля Погба. Но оба хода логичны в тактическом плане. Туанзебе очень мобилен и подходит для игры в тройке (плюс у «МЮ» проблемы со здоровыми центрбеками) – то есть все равно большой сюрприз, но понятно, чего хотел Сульшер. А Погба банально не подходил под требования матча – на пару Фред-Мактоминей лег огромный объем работы. 

3. Матч получился очень динамичным в тактическом плане. Можно выделить три основных этапа. Все они связаны со сменой формаций.

Стартовый отрезок совпал с первым таймом: «МЮ» практически полностью нейтрализовал розыгрыши соперника с помощью персонального прессинга. Нельзя сказать, что команда Сульшера сама много и опасно атаковала, но полностью контролировала соперника.

Ответ Тухеля последовал в перерыве: убрал Гуйе и выпустил нападающего Мойзе Кина (схема – 4-2-3-1). «Юнайтед» больше не мог прессинговать персонально и слегка потерялся в этой стадии. В остальном, игра открылась в обе стороны. «МЮ» мог забивать второй, «ПСЖ» тоже стал опаснее атаковать. Больше повезло хозяевам.

Третья стадия – Сульшер выпускает Погба на 67-й и переходит на 4-4-2 с ромбом в центре поля. «Юнайтед» снова адаптировался под соперника и более продуктивно провел финальный отрезок. 

4. Традиционный спутник зеркалки Сульшера – персональный прессинг на чужой половине поля. Против «Парижа» выглядело так: 

Активнее всего в прессинге себя проявляла атакующая тройка плюс пара латералей (Уан-Биссака, Теллес). При необходимости их поддерживал Фред или Мактоминей. Такого прессинга хватало, чтобы отбирать на чужой половине или провоцировать дальние передачи. «ПСЖ» лишился привычных инструментов перехода в атаку.

5. Но в плане Сульшера было важнейшее отличие от классической зеркалки. Вчера персональную игру использовали не по всему полю. Центральные защитники старались держать линию, следовательно, не выдвигались за Ди Марией и Неймаром, когда те опускались слишком глубоко.

Это наградило пару Фред-Мактоминей монументальным объемом работы. По схеме эти двое должны действовать против Гуйе и Эрреры, но на практике они лишь начинали эпизоды в таком режиме. Дальше оценивали ситуацию: при необходимости бросали Гуйе/Эрреру и переключались на АДМ и Неймара (от них большая угроза). Для простоты часто использовался принцип – один помогает персональному прессингу, второй страхует опорную (готов прикрыть АДМ/Неймара в случае опускания). 

Вот пример с Фредом в роли страхующего. Мактоминей в прессинге, Фред по схеме должен давить Эрреру, но на практике держит опорную зону:

Наоборот, Фред прессингует, а Мактоминей страхует:

Не всегда все было настолько просто. Часто от пары требовалось принимать трудные решения. Оба блестяще справились – и по части решений, и по части объема работы. Хотя помогал тот факт, что Эрреру и Гуйе в принципе можно было эпизодически бросить. Они не несут такой же прямой угрозы, как Неймар или Ди Мария. Если бы одним из полузащитников был Верратти, стало бы сложнее. 

6. В редких эпизодах, когда Мактоминей и Фред проваливались, «Париж» создавал моменты. Здесь Неймар оказался просто слишком хорош – именно через него прошли прессинг, потом обыграл Мактоминея (который уже бросил Гуйе) и стянул Фреда (бросил Эрреру). То есть один собрал сразу двух опорников около себя – результатом стала свобода Эрреры, который развернет атаку на АДМ:

В этом эпизоде Эррера увел Фреда на фланг, а Ди Мария опустился в опорную именно в этот момент. Аргентинец оказался один против Мактоминея на большом свободном пространстве. Слева – свободные Гуйе и Неймар. Анхель развернул атаку именно в ту сторону:

Такие ситуации были редкими – сочетание мастерства лидеров «ПСЖ» с манипулированием опекой. Обычно великолепные Фред и Мактоминей справлялись, даже когда оказывались на пространстве против Неймара и Ди Марии.

Отдельной строкой отмечу Андера Эрреру – редкий позитив в первом тайме «ПСЖ». Очень умно двигался – в плане манипулирования опекой был лучшим (но не всегда этим пользовались партнеры). Возможно, потому что сам часто играл в персоналку (сначала постоянно у Марсело Бьелсы, потом ситуативно у Жозе Моуринью – помните те матчи против Эдена Азара?).

7. При позиционной обороне «Юнайтед» использовал схему 5-2-3. Возможно, ее даже уместнее обозначить как 5+5. Пятерка защитников держит линию, чтобы не пропустить пас за спину или вразрез. Пятерка выше перекрывает центральную зону и провоцирует соперника пасовать во фланг:

После паса на фланг идет выдвижение Уан-Биссаки или Теллеса, которое сопровождается ситуативной трансформацией в четверку защитников:

Такие выдвижения были заготовленными. «МЮ», перекрывая центр сразу 5 игроками, именно провоцировал пас на фланг. Следовательно, латераль отлично понимал, когда начинать движение. А при трансформациях в четверку помогал тот факт, что Шоу и Туанзебе имеют опыт игры фланговыми защитниками в четверке – комфортно себя чувствовали при переходах.

Совокупный результат прессинга и позиционки «МЮ» в первом тайме – лишь один удар у соперника из пределов штрафной с игры (заблокированный от Мбаппе на 43-й). Настолько эффективно план Сульшера сдерживал атаку «Парижа». 

8. В собственных атаках «МЮ» переходил на четверку защитников. Шоу становился левым защитником:

Именно через этот фланг шли розыгрыши. Сам Шоу, как правило, оказывался свободным. Ди Мария не шел за ним так глубоко, а Флоренци ориентировался на Теллеса. Из-за этой путаницы Шоу служил хорошим вариантом для продвижения – пасовал больше и точнее других защитников (42 паса, 90%).

Косвенно это проявилось и в ситуации перед пенальти, где внезапно подключившегося из центра защиты Шоу забыли:

9. В перерыве Тухель воспользовался травмой Гуйе, чтобы внести тактические перестановки. Вышел Мойзе Кин – «Париж» перестроился на схему 4-2-3-1. Еще одной отличительной чертой стали очень высокие позиции крайних защитников. В первом тайме они действовали осторожнее, потому что не хотели оставлять Рэшфорда и Марсьяля 2-в-2 против центральных защитников.

Перестановки не решили всех проблем «Парижа», но именно атаковать команда стала намного острее. Мяч быстрее продвигался в атаку и лучше держался у команды. Первые 20 минут второго тайма – лучший отрезок «ПСЖ» в матче. 72% владения, постоянное давление и 4 удара из штрафной. 

Справедливости ради, это не было чистым доминированием – игра раскрылась в обе стороны. «ПСЖ» атаковал опаснее, чем в первом тайме. «Юнайтед» опаснее контратаковал. Тухель не поменял игру, а расшатал ее. Но с точки зрения «Парижа» это было лучше статичного рисунка первого тайма. В открытом сценарии им повезло чуть больше. Счет стал 1:1.

10. Именно после смены схемы «ПСЖ» у «Юнайтед» начались проблемы с прессингом. Схемы больше не накладывались друг на друга – играть персонально было затруднительно (при дополнительной подготовке это возможно, но разобраться на ходу почти нереально). 

Ярче всего эти проблемы проявились на флангах. В первом тайме все было просто – латераль «МЮ» давит на крайнего защитника «ПСЖ». Сейчас это стало невозможным. Прямыми оппонентами латералей стали Ди Мария и Мбаппе, которые в этой стадии умышленно располагались пошире. Результат: всегда была возможность продвигаться через свободных крайних защитников (как правило, через Левена Курзава):

11. Очень похожие проблемы появились и при позиционной обороне. В первом тайме там тоже многое зависело от выдвижений Теллеса и Уан-Биссаки. Сейчас они лишились возможности выдергиваться.

Мбаппе умышленно держит широкую позицию, Уан-Биссака не может выдвинуться. Курзава получает мяч:

Дальше была возможность разыгрывать преимущество:

12. Такие эпизоды помогали «Парижу» в атаке, но требовали смелости от крайних защитников. Теперь они одновременно поддерживали атаку. Это означало, что в случае контратак Марсьяль и Рэшфорд остаются против Диалло и Кимпембе. Опорнику Данилу теперь приходилось разрываться между помощью в таких эпизодах и игрой против Бруну (как правило, не успевал ни там, ни там). В первой половине он сосредотачивался только на Бруну – и весьма неплохо его сдерживал.

В новом рисунке игры Бруну получил свободу – и блестяще разгонял быстрые атаки. Лишь ужасные решения Рэшфорда не позволили «Юнайтед» забить на этом этапе. 

Ситуация сразу после потери «ПСЖ» – фланговые защитники в высокой позиции. Футболисты «МЮ» быстро находят Бруну, который даже под давлением способен созидать. Фернандеш быстро принимает решения и практически идеально исполняет пас на выход Рэшфорда/Марсьяля:

Пожалуй, это лучший шанс. Но эпизодов такого типа было очень много. Постоянные составляющие: высокая позиция крайних защитников «ПСЖ» в момент потери и гениальный Бруну

13. В середине второго тайма Сульшер выпустил Погба и перешел на 4-4-2 с ромбом: 

Смелый ход, который даст «МЮ» преимущество в концовке. Хотя даже в открытом в обе стороны рисунке у «Юнайтед» были шансы. Вероятно, Сульшер решил провести концовку в более атакующей манере.

Во-первых, новая схема исправила проблему с прессингом. Теперь на крайнего защитника «ПСЖ» выдвигался один из центральных полузащитников, а второй помогал Бруну давить на опорников. Дальний фланг оставался свободным, но туда тяжело было перевести мяч:

Такого прессинга хватило, чтобы создать проблемы «ПСЖ». Инструменты из начала тайма перестали работать. Им нужно было искать новые. 

Во-вторых, улучшился контроль – помогла и игра с ромбом в центре, и само по себе наличие Погба. «МЮ» владел 45% на этом отрезке – не очень много, но больше, чем на любом другом. Плюс нужно учитывать, что это контроль вообще без оборонительных перепасовок. Мяч ходил не между центральными защитниками, а именно в ромбе. 

Погба оказался великолепным джокером. Вместе с новой схемой дал эффект неожиданности, улучшил игру в атаке и за счет свежести отлично отрабатывал в прессинге (еще раз доказав, что данные у него шикарные, просто не хочет/не может работать весь матч).

14. На последние минуты Тухель выпустил Рафинью в опорную зону вместо Эрреры. Ход без смены формации, но по задумке похожий на то, что немец сделал в перерыве. Задумка – еще сильнее открыть игру в обе стороны. Рафинья хуже обороняется, но лучше продвигает мяч и созидает.

В этот раз решение только навредило «ПСЖ». Рафинья неплохо пасовал, но в центре поля стало еще свободнее, что косвенно помогло «МЮ» забить. Рафинья сначала выдвинулся на Фреда (с большим опозданием). Опоздание дало сопернику время на подготовку паса на Погба, который открылся именно туда, откуда выдвинулся Рафинья (то есть и там и там не успел):

Потом прямо по ходу эпизода он переключился на Погба и оставил Данилу против двух соперников:

Плохие решения и нехватка агрессивности/цепкости сыграли против Рафиньи. Это не совсем его работа. Тухель понимал, что рискует – и в этот раз поплатился.

15. Два супергероя матча – Давид Де Хеа (очевидный) и Аксель Туанзебе (неочевидный).

Де Хеа сделал 5 сейвов, еще несколько раз выручил команду своевременными выходами без прямых спасений. «МЮ» отлично оборонялся, но моменты, которые «Париж» все-таки довел до ударов в створ, были хорошими по исполнению. Испанский кипер выручил и получил заслуженную награду лучшему игроку матча.

Туанзебе лишь на прошлой неделе вернулся к полноценным тренировкам. Из-за травмы, операции и рецидива он пропустил почти 10 месяцев. «Последний раз он играл против «Колчестера». А теперь выдал такой перфоманс против Неймара и Мбаппе. Он удивил всех, включая нас», – восторгался Сульшер.

Часть комплиментов Аксель уже получил, но и здесь от них не убежит (ну как Мбаппе от него в матче). В первом тайме он действовал преимущественно против Неймара, но при быстрых атаках «Парижа» оказывался против Мбаппе. Справился с обоими. Во второй половине уже Мбаппе стал его более частым оппонентом. Результат – тот же. Быстрый и мобильный Туанзебе идеально подходил задачам этого матча – ну и просто-напросто прекрасно отыграл в индивидуальном плане. 

16. «Одна из наших худших игр, один их худших первых таймов. Мы попробовали кое-какие тактические изменения из-за травмы Идриссы Гуйе, мы ввели в игру более атакующего игрока, но за этот риск мы заплатили в конце», – весьма точный вердикт Тухеля.

Немец проиграл Сульшеру стартовую дуэль. План с персональной опекой практически полностью выключил атаку «ПСЖ». Реакцией Тухеля на ходы Сульшера действительно были попытки раскрыть игру более атакующим набором исполнителей. Он раскрывал игру в обе стороны. Один раз это сыграло в пользу «Парижа», а другой – против.

Сульшер снова доказал, что способен готовить отличные планы под конкретных соперников. Неудачи «Юнайтед» на старте были связаны с проблемами другого характера. Их все еще предстоит решить, но атмосфера вокруг команды стремительно улучшается.

«МЮ» снова выиграл в Париже с поздним голом Рэшфорда. Неожиданный герой – 22-летний резервист, которого не было на поле с декабря 2019-го

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram

Фото: REUTERS/Gonzalo Fuentes; globallookpress.com/JB Autissier via www.imago-image/www.imago-images.de