Трибуна
11 мин.

Краткая история футбольного дизайна: съемные шипы Дасслера, мини-революция «Айнтрахта» Б, эксперименты с третьей формой

От редакции Sports.ru: вы в новом блоге Dva Slova, и первый пост автор посвятил истории футбольного дизайна. Подписывайтесь!

Всем известный факт: основатели футбола – англичане. Всем известный факт номер два: Англия – очень консервативная страна. Совместите эти два факта вместе – и вы получите один из самых консервативных видов спорта на всем земном шаре, в том числе с точки зрения дизайна, о котором и пойдет речь в этом тексте.

Становление футбола как вида спорта проходит через весь XIX век. В различных уголках Англии появляются футбольные кружки или же возникают непосредственно клубы, часть из которых доживет и до наших дней. Торговые отношения с другими странами послужат катализатором распространения культуры игры сначала по странам Европы, а затем и по всему свету. Вместе с правилами и атрибутами передаются и такие неосязаемые вещи, как традиции игры, ее характер.

Визуальная идентификация клубов в то время сводится к двум вещам – лого и цвету формы. Зачастую логотипы основывались на гербах местности, которую представляла команда, а иногда просто включали в себя все элементы, которыми славен этот город, и имели геральдический характер. Иногда это были рисунки местных художников.

Тем не менее, со временем эти лого будут дополняться, сокращаться, полностью перерабатываться, чтобы затем реинкарнироваться, но множество элементов доживет и до наших дней, став настоящей реликвией почитаемой болельщиками той или иной команды. А любые попытки избавиться от этих элементов будут восприниматься в штыки.

 

Цвета футбольных клубов также являются важной деталью становления визуальной культуры футбола. Цвета формы зависели, как и в случае с лого, от места, которое представляла команда, либо же цвета попросту заимствовались у других команд. Однако иногда цвет экипировки команды зависел от абсолютно иных причин.

Например, мадридский «Атлетико» получил красно-белые цвета в начале XX века из-за того, что ткань для их формы за бесценок покупалась на заводе по производству матрасов. Обычное ухищрение для того, чтобы сэкономить деньги, породит целую историю и даст клубу прозвище, которое живет и по сей день – матрасники.

Постепенно видоизменяясь, футбольная форма делает огромный рывок от напоминающих больше комбинезоны свитеров, длинных бридж на ремнях и обязательных головных уборов до более привычных футболок и коротких шорт. А в 1954-м в футбольном мире происходит настоящая революция. Имя этой революции – Адольф Дасслер.

На чемпионат мира по футболу 1954 года Дасслер изготавливает для сборной ФРГ бутсы, которые имеют съемные шипы, а также весят в два раза меньше классических бутс, в которых до сих пор играло подавляющее большинство футболистов. Сборная ФРГ берет золото ЧМ, обыграв в финале непобедимых на тот момент венгров. «Чудо в Берне» становится переломным моментом не только в истории футбола, но и в истории компании adidas.

Немцы чудом победили на ЧМ-1954. Им помогли судейские ошибки, сменные шипы Ади Дасслера, метамфетамины и травма Пушкаша

К чемпионату мира 1958 года уже подавляющее большинство сборных выступает в обуви adidas. Компания расширяет производство и начинает выпускать все больше видов спортивной одежды. В 1967 году состоялся релиз легендарного спортивного костюма adidas – лицом его рекламной кампании стал легендарный Франц Бекенбауэр.

Параллельно с успехами Адольфа Дасслера рынок спортивной одежды обретает все новых и новых игроков. Брат Адольфа Руди уже основал Puma, братья Джо и Джефф Фостер – Reebok, чуть позже появится и Nike. В начале пути эти компании скорее выполняют роль фабрик по пошиву одежды для спортсменов, прилежно выполняющих свои обязанности по контракту. Одежда, производимая ими, не брендируется, да и футбол еще не сильно коммерциализирован, не вошел в эпоху спонсорских контрактов, а футбольные федерации запрещали всяческое размещение какой-либо рекламы.

В 1970-е потребность футбольных клубов в спонсорских деньгах и потребность спонсоров в размещении на футболках и рекламных щитах возрастает все больше и больше. Футбол уже давно профессиональный вид спорта, содержание команды становится неподъемной задачей для владельцев клубов без притоков средств из вне. С другой стороны – рейтинги футбольных трансляций показывают космические цифры, и любой бренд просто мечтает засветиться в них.

Первыми лед пробили немецкие клубы, обойдя запрет довольно хитрым способом. «Айнтрахт» из Брауншвейга разместил лого производителя ликеров Jägermeister вместо собственного логотипа. Примеру клуба последовали и другие команды. Так, мюнхенская «Бавария» заменила свое лого на эмблему adidas.

Сейчас уже сложно представить футбольную форму без титульного спонсора. Более того, логотипы титульных спонсоров сами по себе зачастую становятся элементами айдентики клуба. Если вы смотрели английскую Премьер-лигу в 2004 году, но не являетесь болельщиком «Арсенала», вы вряд ли сможете описать их форму со стопроцентной точностью. Однако вы точно помните, что своё последнее чемпионство, взятое именно в том году, «Арсенал» завоевал в футболках с титульным спонсором O2.

 

В наше время смена титульного спонсора является чуть ли не таким же по важности событием, как презентация формы. Несколько лет назад «Манчестер Юнайтед» подписал контракт с Chevrolet, которые сопроводили это событие замечательным видео, окунающим нас в историю формы команды, предшествующей новой эре.

А что по айдентике? Дело в том, что лого, формы, спонсоры – все это долгое время и было элементами айдентики любого клуба. И только в наше время клубы, которые уже стали глобальными брендами, начали осознавать необходимость в создании продуманных систем дизайна. И то, что на первый взгляд выглядит как абсолютно нормальный и необходимый в современных реалиях процесс, порождает очень много проблем, связанных с интересами всех заинтересованных сторон. А стороны здесь четыре: футбольный клуб, дизайн-студия, болельщики и производители одежды.

Как уже было сказано ранее, символика многих футбольных клубов уходит корнями к XIX – началу XX века. Она возведена в культ, и любое, даже самое незначительное изменение, может вызвать бурю негативных эмоций со стороны болельщиков. Что уж говорить о полном ребрендинге, случившемся несколько лет назад в «Ювентусе».

Ребрендинг собрал множество восторженных откликов со стороны дизайнерского сообщества, нейтральных болельщиков и простых пользователей, однако встретил невероятное количество хейта со стороны фанатов, которые были в ярости из-за смены логотипа. Тысячи болельщиков подписали петицию против ребрендинга, и только спустя несколько месяцев недовольство стало утихать благодаря тому, что боссы «Ювентуса» не повелись на поводу у разъяренной толпы.

Совершенно другое поведение руководителей вызвала негативная реакция фанатов в Барселоне, которым также не понравилось новое лого. Руководители не рискнули идти наперекор и отменили лого. Примечательно, что если в случае с «Ювентусом» лого было изменено полностью, то лого «Барселоны» подверглось лишь довольно логичному рестайлингу. Очень тонкий лед.

В двух вышеперечисленных примерах отсутствует четвертая, пожалуй, самая влиятельная сторона в мире футбольного дизайна – производители одежды. И здесь стоит прояснить один момент. Каждый сезон производители выпускают новые комплекты формы для футбольных клубов - по сути, наиболее значимые атрибуты идентификации любой команды. Именно дизайнеры adidas, Nike, Puma и так далее решают, каким именно предстанет тот или иной клуб в новом сезоне.

И если для топовых клубов разрабатывается уникальный дизайн, то для клубов поскромнее предоставляются формы с шаблонным дизайном, отличающиеся только лишь расцветкой. Но даже если клуб входит в высший эшелон, это отнюдь не гарантия, что дизайнеры условного adidas будут следовать гайдам, прописанным дизайн-студией.

В данном контексте следует вернуться к «Ювентусу». Их новая айдентика приказала долго жить вследствие добавления дизайнерами adidas розовой полосы на форму. И пусть это была отсылка к историческим цветам клуба, она шла вразрез с фирменным стилем, основанным на черно-белых полосах.

Третий комплект формы является, пожалуй, самым наглядным примером влияния производителей спортивной одежды на футбольные клубы. Расцветка третьих комплектов во многих случаях совсем не соответствует клубным цветам и в основном разрабатывается для того, чтобы заработать на ней деньги. Само по себе это не преступление, ведь, как уже было сказано ранее, футбол – это бизнес с огромным количеством денег. Вопросы вызывает скорее тематика этих самых третьих комплектов.

Свежим примером является коллекция от Nike, вдохновленная легендарными кроссовками бренда. Просто потому что. Каким образом Nike Air Max 180 относятся к более чем 100-летней истории «Челси», не совсем понятно, но у новой формы наверняка найдутся свои покупатели.

В сложившейся ситуации дизайнерам просто необходимо искать оптимальные решения задачи по айдентике. Успешным примером можно считать работу агентства DixonBaxi по разработке айдентики «Милана». Построив всю айдентику на форме овала, вдохновленного логотипом, дизайнеры совсем не затронули ни сам логотип, ни клубные цвета. Айдентика в данном случае универсальна и может легко ужиться с любыми изменениями основных атрибутов клуба, а также не противоречит и не принижает устоявшиеся элементы символики «Милана».

Гораздо лучше обстоят дела с трансляциями футбольных матчей, точнее, с их визуальным оформлением. Необходимость в создании качественного ТВ-продукта не только с точки зрения картинки, но и с точки зрения графики, которая является важнейшей частью трансляции, актуальна особенно сейчас, когда европейские топ-чемпионаты начали экспансию в страны Азии, где права на показ приобретаются за сотни миллионов долларов.

Первой полноценный ребрендинг провела АПЛ. Изменив логотип и фирменный стиль, лига также приобрела свою уникальную графику для анонсов, непосредственно матчей, послематчевых студий и еще для целого множества необходимых для освещения игры элементов, применимых в любой точке земного шара, где бы не показывали АПЛ.

Фото: Gettyimages.ru/Shaun Botterill; jagermeister.comwikipedia.orgpremierleague.comjuventus.comacmilan.com

Спортивная одежда и обувь на странице Adidas скидки.