6 мин.

Айверсон узнал о кроссовере только в колледже, но натренировал его так, что уже в первом сезоне в НБА раскрутил Джордана

Ответ на любую защиту.

Март 1997-го. Идущие за очередным чемпионством «Буллс» уже в третий раз в сезоне обыгрывают «Сиксерс». Однако в прессе и на улицах обсуждают вовсе не гостевую победу «Чикаго». Повсюду проскакивает имя Аллена Айверсона, первого номера последнего драфта НБА, который не просто набрал 37 очков и реализовал 5 из 8 дальних попыток в матче против лучшей команды лиги, но также совершил кое-что очень значимое – обыграл один на один полностью сосредоточенного на защите Майкла Джордана.

И сделал это при помощи элемента, который навсегда окажется связан с фигурой взрывного защитника – кроссовера.

«Попытаюсь ли я ответить Аллену Айверсону после того, как он обыграл меня? Нет. Это было отличное движение. А я не из тех парней, кто боится пропустить у всех на глазах, просто стараюсь ограничить количество таких возможностей… Он очень быстр и небольшого роста, играть против него – вызов для меня», – отвечал на многочисленные вопросы после матча Эм Джей.

Индивидуальная оборона против Аллена действительно стала вызовом не только для Майкла, но и едва ли не для всех игроков НБА. Мы можем предполагать, что лучшим дриблингом в истории лиги обладает наш современник Кайри Ирвинг, но тогда, на рубеже тысячелетий, сложнее всего на ведении было остановить именно 183-сантиметрового баскетболиста по прозвищу Ответ.

Во время обыгрыша Айверсон укладывал корпус в одну сторону и всем телом показывал, что собирается продолжить ведение в этом направлении. Игрок обороны покупался, потому что не мог позволить звезде «Филадельфии» оказаться на открытом пространстве, после чего Аллен резко переводил мяч в другую руку перед собой или под ногой, разворачивал корпус и ловил неудачливого защитника на противоходе.

***

Удивительно, но с приемом, благодаря которому он «сломал» не одну сотню лодыжек (а удачный кроссовер с запутавшимся в собственных ногах оппонентом назывался энклбрэйкер), 11-кратный участник Матча звезд познакомился только в университете. Однако за несколько лет в Джорджтауне Аллен отточил элемент настолько идеально, что молниеносно проделывал его перед лицом любого соперника.

Даже перед Кобе Брайантом, который предпочитал отступить, но не дать Ответу пройти под кольцо.

Айверсон попал в команду университета Джорджтаун в 1994 году. Там он познакомился с ничем не примечательным разыгрывающим Дином Берри, чья средняя результативность в NCAA составляла лишь 2,3 очка за матч. Тем не менее, несмотря на явную разницу в мастерстве, Аллен подзывал парня после каждой тренировки и учился у него: оказалось, что Дин в совершенстве владел кроссовером и за счет него регулярно обыгрывал будущего члена Зала славы, Айверсон же стремился перенять опыт партнера.

В 2002 году автор ESPN Крис Палмер полагал, что кроссовер в его современном понимании появился на уличных площадках Вашингтона – столицы США, в одном из районов которой и находился университет Джорджтаун. Его рождение связывают с именем стритболиста Грега Джонса, который в конце 80-х разрывал северо-западные городские корты, используя показ и задержку мяча в ладони с последующим резким переводом перед собой. «Я делал так, чтобы оказаться открытым», – говорил Джонс.

По ходу студенческого сезона Айверсон отрабатывал элемент вместе с Берри, который не только был знаком с уличным баскетболом Вашингтона, но и пытался усовершенствовать запечатленный на кассетах ту-степ Тима Хардуэя из «Уорриорз». Затем во время перерыва между чемпионатами Аллен выходил играть на уличные площадки столицы, где перед ним во всей красе демонстрировали Ди Си кроссовер. Существует легенда, что однажды Ответ повстречал Грега Джонса. Баскетболисты зарубились в матче с участием двух команд и изобретатель кроссовера набрал 62 очка. 

Уличному стилю Ансвера учили настоящие улицы.

Эффективный прием настолько впечатлил Айверсона, что он довел его до совершенства менее чем за три года и, как мы помним, уже в первом сезоне с его помощью разобрался даже с лучшим игроком НБА.

«Очень ярко помню тот момент, потому что Майкл Джордан являлся моим героем, все то знали. Он был моим любимым игроком, моим идолом, я буквально хотел стать Майком. Всегда говорил семье, друзьям, партнерам в колледже и школе, даже парням из «Сиксерс», что если величайший игрок в истории когда-нибудь выйдет против меня, я обязательно постараюсь обыграть его.

Так что я помню, как вышел из под заслона и услышал, как Фил Джексон называет его имя и просит его смениться на меня. Сейчас я вспоминаю это и удивляюсь: «Думал ли я о чем-о или нервничал тогда?» Но нет, я только смотрел на него. Попробовал легкое обманное движение, и он купился. Тогда я понял, что он попался

Уже потом я размышлял, что никто никогда бы и не узнал об этом моменте, если бы я не попал бросок. Потому что на ESPN не показывали промахи», – вспоминал Аллен.

***

У критиков кроссовера Айверсона есть два основных довода против его легендарности. 

Первый – что такая задержка мяча в руке перед ударом является проносом. И это справедливо по классическим правилам баскетбола, однако и НБА, и мировой баскетбол изменили трактовки и уже давно считают подобный элемент чистым.

Второй – что настоящим мастером и популяризатором кроссовера является игравший в НБА с 1989 года Тим Хардуэй со своим ту-степом.

Выглядел он так.

Однажды оба разоблачающих довода в открытом письме опубликовал… сам Тим Хардуэй!

 «Кроссовер. Все говорят об Аллене Айверсоне. Но я скажу вам то, что говорю всем: Аллен Айверсон совершал пронос. Именно у меня появился оригинальный кроссовер-убийца, и люди сейчас повторяют мое движение. Они не совершают движение Аллена Айверсона. Они все еще пытаются улучшить мой элемент, кроссовер-убийцу, и это движение действительно принадлежит мне. Так обстоят дела. Я привнес уникальный стиль в игру», – писал двукратный участник Матча звезд.

Однако ответ Айверсона талантливому, но так и не удостоившемуся попадания в Зал славы баскетболисту, кажется, поставил жирную точку в этом конфликте:

«Я пронес свой кроссовер прямиком в Зал славы. Такие дела».

«Мне заплатили 62 миллиона за 17 матчей – вот почему я величайший игрок в истории». Гилберт Аренас был слишком крут для НБА

«Финикс» – надежда для всех. 10 лет были худшей командой НБА, а потом за год стали претендентом на титул