11 мин.

Дмитрий «LightOfHeaven» Куприянов: «Я искал занятие, где в первую очередь нужно думать головой»

- Dota2Wiki говорит, что твоя профессиональная карьера игрока в Доту началась в 2007 году. Расскажи, почему ты решил этим заниматься?

- Я искал занятие, где в первую очередь нужно думать головой. В свое время я поработал в разных местах и областях  – мне не нравилась и не подходила та деятельность, которой я занимался. В один момент я понял, что можно жить условно на 100$ в месяц. Поэтому, добывая определенную сумму денег, я решил заниматься тем, чем мне нравится. Дота 2 для меня была сродни шахматам. Динамичная, творческая игра, за которой интересно проводить время.

- Как твоя семья, близкие тебе люди отнеслись к твоим начинаниям? Все-таки это один из не самых традиционных видов деятельности, туманные перспективы…

- До того момента, как я начал обеспечивать себя сам – очень негативно. Несколько лет у нас была дикая борьба. Но как только я начал приносить доход в семью и доход даже больше чем у моих родители, то все резко изменилось. Одно из лучших доказательство успешности того, что ты делаешь – это деньги. 

- Киберспорт сейчас и киберспорт 5 лет назад применительно к Доте - несопоставимые вещи. Организация турниров и призовые на порядок выше, невероятная популярность топовых игроков и т.д. Все больше молодых ребят по всему миру хотят достичь успеха и самореализоваться в Доте 2. Как ты считаешь, в нашей стране у киберспорта есть будущее? Что следует сделать родителям молодого дарования – поддержать или отговорить?

 - Дать ему свободный выбор. Если молодой человек действительно талантлив и он сможет показать себя, то я уверен, что у него получится. Но реалии таковы, что в России киберспортом заниматься тяжелее всего. У нас слабо развита соответствующая инфраструктура. Мы сильно уступаем Корее, Америке, другим странам. А самое главное заключается в том, что есть множество других занятий, где ты можешь зарабатывать и иметь больше, чем в Доте.

- То есть если решил этим заниматься, то пробиваться к вершинам ты должен сам? Никто тебе не поможет и не поддержит.

- В данной ситуации - да. У нас фактически никто не помогает тебе. Если взглянуть на Китай или Америку, то там есть свои профсоюзы, есть лиги, которые поддерживают игроков во всем. Сейчас в России все почти на том же месте, что и 5 лет назад. Единственный позитивный  – появляются крупные турниры.

- Опиши рабочий день профессионального игрока в Доту 2? Существует ли он, как таковой?

- Ты просыпаешься примерно в час дня. Начинаешь играть в доту. Потом следует небольшой перерыв, личные дела. С 8-9 часов вечера ты продолжаешь играть. Я уверен, что сейчас топовые игроки играют очень много. Чем больше труда, тем выше будет результат. Отмечу, что почти все профессиональные дотеры – совы. Ночью удобней играть.

 -В чем заключаются сами тренировки? Просто игра или отработка каких-то определенных моментов?

- Есть игроки творческие, которые любят валять дурака. Они чаще всего выбирают случайного героя и играют им, как пойдет. Вот, например, Na’Vi на TI4 выбирали героев, которыми они играли всего 2-3 раза в месяц. А есть трудяги. Яркий пример – китайцы. Они играют по 5-6 часов в день строго на определенных героях. На тех, которых им надо для улучшения своего микро, макроконтроля и т.д

-Какой составляющей больше в рецепте успеха – талант, умение нестандартно мыслить и принимать неординарные решения или долгие, монотонные и упорные тренировки?

 - Однозначно сказать сложно. В первую очередь нужен талант. Не у всех голова создана для работы с большим количество переменных. Образно говоря, нужно быть сильным покеристом, который умеет хорошо считать. Фактически, вся дота – это покер, где нужно чувствовать противника.

 -Существует стереотип, что 25-26 лет – предельный возраст для киберспортсмена. Так ли это? В чем «ветераны» будут уступать молодым?

 - Реакция. Однако, я уверен, что люди могут и до 30 лет спокойно играть на высоком уровне. Здесь главное скорее моральный возраст. Если ты отыграешь в Доту 7-8 лет, то в итоге что-то произойдет, что заставит тебя переключиться. Обычно так и происходит.

 - Помогает ли накопленный опыт игры в Доту или в связи с постоянными патчами это преимущество сводится на нет?

 - Если ты набирался опыта в так называемых «mind-games» или учился хорошо считать, то это однозначно усилит твои шансы в будущем. Если весь твой опыт состоял в том, что ты «зубрил», то у тебя будут проблемы.

 - Чем заняться завершившему карьеру игроку? Комментирование матчей, тренерство? Есть ли альтернатива?

- Если ты был очень хорошим игроком, то ты можешь спокойно пойти играть в покер. Насколько я знаю очень многие люди из киберспорта в покер и ушли. Зарабатывают там прилично. Также ты можешь заняться организацией киберспортивных турниров. Ну и в итоге, если ты в своей профессии хорошо управлял людьми, координировал их, то ты сможешь пойти в любое место, где это необходимо  – менеджмент, все что связано с персоналом.

- Пару недель назад завершился TheInternational 4, где мы имели удовольствие лично видеть тебя в качестве комментатора. Какие впечатления от турнира?

- Турнир был сделан классно. Это был первый выход Valve на стадион KeyArena. Все получилось достойно, на высочайшем уровне с технической и моральной стороны. Онлайн-зрителю конечно не очень все понравилось – первый блин всегда комом, но он получился отличным. Видно, что Valve прогрессируют и они молодцы.

- Это твой 4-ый International вообще и 2-ой в качестве комментатора/аналитика. С каждым годом организация турнира становится все лучше, призовой фонд растет и событие привлекает все больше внимания. Как долго сохранится эта тенденция? Не думаешь ли ты, что турнир достиг своего пика и далее интерес будет угасать?

- Пока аудитория растет, призовые растут – это все будет работать. Если наковальня горячая, то надо ковать. А в один момент – да… Появится другая игровая дисциплина, которая Доту 2. Но пока мы движемся быстрыми темпами. Призовой фонд благодаря Дота-сообществу увеличился на 8 миллионов долларов!

- Следует ли Valve, так сказать, «вмешиваться», предпринимать какие-либо действия для дальнейшей популяризации, постоянно подогревать интерес или процесс запущен и будет развиваться самостоятельно, подобно снежному кому?

 - Безусловно, они могут работать еще лучше для того, чтобы Дота разивавалась как League of Legends, которая по многим данным пока еще впереди. Но самое главное, что Valve дают возможность игрокам и комьюнити делать все самим, то есть Valve развивают доту, практически без собственного участия. Valve уступают компании Riot Games в непосредственном влиянии и участии в процессе развитие игры. Однако они предоставляют все ресурсы и возможности для Дота-сообщества для развития. Чем активнее мы, тем выше рост.

 - Для русскоязычного зрителя турнир получился не самый радостный. В чем причины неудачного выступления Empire, NaVi, VirtusPro?

 - Для меня, в первую очередь – это подготовка к турниру и недостаток упорства в тренировках. Я лично видел, что наши ребята веселились, развлекались, в том время как восточные команды серьезно готовились. Такое отношение к делу и сыграло главную роль. Ситуация на The International 4 была такая же, как и на втором International’e  – один в один. На TI3 Китай переоценил свои силы. В результате The Alliance и Na’Vi их наказали. Сейчас они очень много и упорно трудились и тренировались.

- Согласен ли ты с тем, что, например, Empire выступили гораздо ниже своего уровня и большую часть потенциала так и не раскрыли?

- Как признались сами игроки - они переволновались, перегорели. Они попали на длинную дистанцию, где ты играешь не против 4 или 8 команд, а ты играешь в одной группе с 15 командами. Бывает такое, что команда специализируется на том, чтобы подстроиться под игру противника, а не сыграть в свою игру. Empire на TI4 решили подстроиться, найти конкретное противодействие каждой команде. В итоге, многие связки героев были сыграны ими в первый раз, а это к хорошему не приведет. Поняли они это слишком поздно. Длинная дистанция с большим количеством участников - это совсем другой турнир. Часть ребят там получили огромный, уникальный опыт.

 - Следование «модным» тенденциям на стадии драфта можно отнести к причинам провала?

 - Да, ведь если ты будешь играть связкой героев, которой играл много раз, то ты будешь ей играть в разы успешней, чем той которая тебе малознакома. Например, у Na’Vi, где я сам играл в свое время, все шло по одному сценарию зачастую. Они проигрывали первый матч, начало турнира. В конечном итоге понимали всё за первые стартовые игры и находили успешное противодействие, выигрышную стратегию. Но из-за того, что формат турнира в этот раз был немного другой наши команды оказались в затруднительном положении.

 - Понравился ли тебе формат проведения турнира в этом году? Короткий MainEvent, гранд-финалист, известный в первый день и т.д – стоит ли возвращаться к прошлогоднему варианту?

 - Я думаю, что можно сделать параллельные по времени матчи. Valve стремились создать комфортные условия для игроков. В итоге пострадала зрелищная составляющая турнира. Также не стоит забывать о том, что сама KeyArenа занята. Там проходят баскетбольные матчи. Была задача за 5 дней провести турнир. У Valve была кончено финансовая возможность и на неделю арендовать арену, но NBA пока будет более значимой, чем The International.

 - Можешь подвести итог The International 4?

- Победили те, кто трудились на протяжении всего года. Восток сидел и каждый день практиковался, оттачивал навыки, внимательно следил за турнирами. Удача очень любит сильных духом трудяг, поэтому им она и улыбалась весь турнир. Топ 3 туринра – это команды, которые совсем не похожи друг на друга по стилю игры. EG – дикий «lategame» с наглейшими пиками. VG - агрессия и мощный пуш. Newbee – основной упор на сильную драку 5х5, с хорошей инициацией. Все они на вершине.

- Последние патчи показали, что Valve стремятся сделать Доту более динамичной и зрелищной.  Ошибки, допущенные на ранней стадии игры, исправить тяжело. Не перестарались ли они в этом? Короткий гранд-финал, практически лишенный интриги – следствие актуальных на сегодняшний день стратегий?

- Когда я смотрю игры, то часто вижу, что одна команда «убивает» другую уже на 20-ой минуте игры. Однако победа достигается лишь на 50-ой минуте. Это происходит потому, что есть проблема с «хайграундом», на него тяжело заходить. Дота схожа в этом плане с шахматами. Если ты отдаешь преимущество в начале игры, то тебе уже сложно вернуться.

 - Ты считаешь такой распорядок вещей правильным?

- Я считаю, что в Доту нужно поместить огромное количество «скилшотов», нужно развить «Доту заклинаний». Сейчас вся игра идет по одному стилю: у нас есть кэрри, которому надо нафармить BKB. Он его нафармил - мы идем драться 5 на 5. Чаще всего идет драка кэрри героев. Если что-то изменить и сделать сильными нюки, то на любой стадии игры будет уже неважно, какие у тебя артефакты, уровень, а будет важно то, как ты попадаешь заклинаниями. Я очень хочу, чтобы эта система развивалась. Появляются такие герои, как Phoenix, Earth Spirit. Если Valve будут это развивать, то это будет потрясающе.

 - Чего стоит ждать в ближайшем патче, твои прогнозы?

 - Я бы хотел, чтобы из игры убрали «хайграунд». Пока все вертится вокруг того, что ты не можешь на него зайти. Следовательно, игры удлиняются: сражение на Рошане, 10 минут фарма и все заново.

 - На твой взгляд, чего в Доте 2 все-таки больше – шоу или спорта?

 - На сегодняшний день - больше шоу. В Доте очень многое зависит от удачи. Пока есть удача и переменные составляющие, которые не зависят от игроков  – это всегда будет ближе к шоу.

 - Реакция людей на киберспорт неоднозначна – иногда доходит до враждебной. Имеет ли право Дота 2 относиться к спортивной дисциплине, пусть и с приставкой «кибер»?

 - Да. Я считаю, что имеет право. Подчерку, что в таких странах, как Америка и Китай, Дота является официальным видом спорта. Сильных игроков там уважают. Поверьте, здесь нужно прикладывать много усилий и много трудиться, чтобы чего-то достичь.

Интервью было взято 05.08.14 специально для блога Дота 2 на sports.ru.

P.S Подборка ярких моментов игры LightOfHeaven на TI2, которые никого не оставят равнодушным.