12 мин.

Вратарь Румынии пережил ад: рано потерял родителей, просил еду на улице и жил в подвале

Флорин Ницэ уже герой.

Сегодня сборная Румынии попытается спродюсировать новую сенсацию на Евро-2024. Одна из угроз для Нидерландов – вратарь Флорин Ницэ, который вдохновенно провел групповой этап и вошел в топ-5 группового этапа по отраженным ударам (12).

Это явно не главный момент его жизни: в детстве он потерял обоих родителей, жил в подвале в гетто, дрался с наркоманами и искал пропитание на улице. Ницэ цеплялся за любую работу и пробился в футбол благодаря соседке.

История скромнейшего Флорина Ницэ, который ходит в церковь каждую неделю, полкарьеры ездил на Dacia Sandero за 3 000 евро и даже в 37 ловит мурашки от футбола.

Детство Ницэ – кошмар: рано потерял родителей и дом, просил еду на улице

Флорин родился в Бухаресте в конце 80-х: тогда правил Николае Чаушеску, при котором Румыния рухнула в экономический и политический кризис. Многие семьи с трудом наскребали на существование, в том числе родители Ницэ.

Еще хуже стало, когда Флорину было пять: умер отец, и выживать с каждым годом было все сложнее. Как только Флорин окреп, понял: пора помогать матери. Выходил на улицу в поисках случайного заработка.

«Я пошел на работу, чтобы не оказаться на улице. Мне нужно было что-то делать. Надевал много одежды, чтобы не замерзнуть. Думал о том, с кем можно посидеть рядом, поговорить, чтобы мне дали поесть», – говорил Ницэ.

В 1994-м мама отвела семилетнего сына в футбольную секцию. Там он влюбился в игру, но получалось не всегда: из некоторых академий выгоняли из-за плохих перспектив. Приходилось совмещать с работой: иногда Флорин выходил на бульвар и шел от лавки к лавке в поисках работы.

Устроился-таки на кондитерскую фабрику: упаковывал торты, иногда вместо денег давали сладости.

«Мама сильно болела, денег у нас не было, но она очень радовалась, когда я приходил домой с тортом. У меня очень болели ноги, потому что я был еще маленьким, и приходилось много стоять. Но понимал, что нужно терпеть и работать.

Я возвращался домой с парой монет в руке – на еду на завтра. Иногда люди уже узнавали меня на улице и помогали. Перед сном я всегда пересчитывал деньги, чтобы понимать, сколько у меня осталось на завтра», – позже Ницэ признался, что привычка сохранилась надолго.  

Когда Флорину было 15, цыганская аферистка обманула его мать и увела у семьи дом. Денег и так не было, так что пришлось переехать в дешевый район Ферентари и ютиться в подвале – в помещении в 20 квадратных метров.

Район был криминальным: мрачный, бедный и депрессивный. Местные подростки тонули в наркотиках: постоянно и без причины задирали Флорина, приходилось много драться.

Из-за сильного стресса болезнь матери усугубилась: развились проблемы с сердцем и цирроз печени.

«Когда ты несчастный ребенок, одинокий в мире, ты должен иметь силы сопротивляться и не позволять невзгодам сломить себя. И нельзя задирать нос, надо оставаться скромным», – говорил Флорин.

Через год мамы не стало, и парень остался только с сестрой, бабушек и дедушек тоже давно не стало. В 18 лет Флорин зависел только от себя.

«Мне до сих пор трудно говорить о смерти мамы. Не могу… Если начну рассказывать, опять заплачу. Это была трагедия. Я много плакал и чувствовал, что для меня все кончено. По сути я остался один, никому не нужный», – описывал Ницэ.

Флорин выкарабкался благодаря будущей жене и соседке

В 2018-м Ницэ спросили о самом сложном моменте в жизни, и он засомневался: «Ох, ребята, их было так много… Я даже не знаю, какой выбрать. Наверное, когда я был один. Совсем-совсем один…»

Большую роль в детстве бедолаги сыграла соседка по имени Пансела. Именно она помогла мальчику с работой на кондитерской фабрике, а еще дала несколько важных уроков:

«Однажды она взяла меня за руку и сказала: «Если ты не будешь работать, то ничего не получится. Жизнь дает тебе и хорошее, и плохое. Наслаждайся каждый раз, когда играешь в футбол. Это радость жизни. Занимайся футболом, и он принесет тебе счастье».

Еще одной опорой Флорина стала девушка Лора. Они познакомились в очереди на приеме к врачу.

«С первого мгновения понял, что она моя половинка. У нее такой теплый взгляд… Мы сидели в вестибюле больницы и болтали, будто знали друг друга всю жизнь. С того самого дня мы вместе», – наконец приятные воспоминания Ницэ.

Лора росла в полной семье, ее родители нормально зарабатывали, и девушка предложила переехать к ней. Флорин долго стеснялся, но сдался после знакомства с семьей. Лора покорила сердце Флорина, когда навещала его больную мать и дала ей обещание:

«Мы с Лорой познакомились, когда мама уже была очень больна. Тогда в больнице она пообещала маме, что всю жизнь будет рядом со мной и будет заботиться обо мне. Возможно, мама умерла спокойно, зная, что я в надежных руках».

Сейчас у пары двое детей, и все время Ницэ посвящает футболу и семье: у него нет вредных привычек, каждую неделю ходит в церковь и играет с детьми после тренировок.

«У меня нет другой жизни. В семье я вижу что-то святое. Самый эмоциональный момент для меня, когда я обнимаю жену и детей после матчей, а они говорят, что любят меня и гордятся мной», – объяснил Ницэ.

Дебют в высшей лиге в 24, прозвище в честь Чайковского, критика от Росицки и Радослава Ковача, миллион евро в Саудовской Аравии

Через день после 1/8 финала Евро Флорину исполнится 37. Он изначально рассчитывал на продолжительную карьеру и видит себя в игре даже после 40. Он не курит, вообще не употребляет алкоголь.

Рассказывает бывший тренер вратарей «Стяуа» Флорин Тене: «Мы вместе ходили на клубные вечеринки. И этот парень никогда не пил. Поверьте, он не выпил ни стакана пива. Алкоголя для него вообще не существует. Он не курит, ночью спит и соблюдает режим».

Кумир и прототип Флорина – Джанлуиджи Буффон. Хотя начинал форвардом: очень быстро бегал и легко ускользал от защитников. Однажды на тренировке не хватало вратарей, и Флорин подстраховал, чисто по приколу. Когда отразил пару ударов, поймал кураж и больше не покидал ворота: оказалось, реакция еще круче, чем скорость.  

Тогда у парня были длинные волосы, которые постоянно разлетались.

«Когда я снимал повязку, волосы растрепывались. Парни смеялись и сравнивали меня с оперным дирижером. Отсюда прозвище Чайковский, а потом Чаки. Никого отношения к безумной кукле это не имеет», – смеялся Ницэ.

Флорин рос в клубе «Конкордия» из Кьяжны: вечером прорубал путь в основу, утром шел на деревообрабатывающий завод.

Денег не хватало даже на обувь: «Я играл в кедах. Даже когда шел проливной дождь. Помню, как замерзали пальцы. У всех были бутсы, а я в кедах! Пришлось стиснуть зубы и терпеть, чтобы осуществить мечту».

В 2006-м Ницэ играл в третьем дивизионе, в 2010-м помог занять второе место во втором и подняться в первый. Первый матч в элите случился в 2011-м – будущему вратарю сборной Румынии было аж 24 года. Он зарабатывал тысячу евро в месяц.

В 2012-м скромная «Конкордия» выбила «Стяуа» из Кубка Румынии, и вскоре главный клуб страны пришел за Ницэ. Дальше – сказка: игра за суперклуб, дебют в еврокубках, вызов в сборную. И даже спасенная жизнь. Форвард «Крайовы» Андрей Иван ударился головой и потерял сознание. Нице вовремя среагировал: перевернул игрока на бок и вытащил его язык.

Летом 2018-го Флорину сделала предложение пражская «Спарта». Поначалу отказал – не хотел уезжать от семьи и вообще не любит перемены. Зимой трансфер все же состоялся: чехи заплатили 2 млн евро, дали вратарю контракт на 600 тысяч евро в год, а в Румынии трансфер назвали бомбой. «Стяуа» никогда не продавала вратаря за такие деньги.

Ницэ искренне плакал на прощании с клубом и утешал себя, что «Спарта» – шаг вперед. Спустя годы признался, что не хотел уезжать из Бухареста, а трансфер состоялся под давлением владельца «Стяуа».

«Решение было принято не совсем мной. Не хочу больше комментировать это. Если бы остался в «Стяуа», думаю, было бы больше шансов уехать в большой чемпионат. У меня были и другие варианты. 2 млн евро – большое предложение для Румынии, тем более за вратаря. Бекали (Джиджи Бекали – владелец «Стяуа») использовал меня и совершил трансфер», – делился Ницэ.

В Праге все было неплохо: 110 матчей в чемпионате Чехии за четыре года. Сломалось в 2022-м: «Спарта» сгорела «Словацко» 0:4, и руководство обвинило голкипера. Журналисты писали, что у Ницэ случился конфликт со спортивным директором Томашем Росицки из-за нарушения дисциплины. В чем провинился румын – загадка, потому что все характеризовали его как надежного и ответственного человека.

Флорина задвинули в запас, руководство его игнорировало, а потом отправило в аренду в «Пардубице» из зоны вылета. Там новые испытания: сначала Ницэ отразил два пенальти от «Брно» и в одиночку затащил победу, а в следующей игре грубо ошибся, и «Пардубице» проиграл.

Главный тренер Радослав Ковач (да-да, бывший защитник «Спартака») публично раскритиковал голкипера: «Он совершил ужасную ошибку. Да, он часто спасал нас, но такая ошибка наказывается. Все бывает, это футбол, но для опытного игрока, как Флорин... он здесь, чтобы ловить мячи, за это он получает королевскую зарплату».

После такого оставаться в «Пардубице» было нереально. Летом 2023-го вратаря отдали бесплатно в турецкий «Газиантеп»: в чемпионате Турции отыграл на ноль 11 матчей из 34 и помог клубу сохранить место в вышке.

И ушел. Кажется, не прогадал: после матча с Украиной инсайдили, что на Ницэ вышли четыре клуба из Саудовской Аравии – 37-летнему вратарю предлагают миллион евро в год.

Уж Флорин это точно заслужил: за ужасное детство, голод и отношением к делу. «В моей жизни не так уж много вещей. Работа, работа и еще раз работа. Для больших дел в жизни нужно работать и быть терпеливым, а бог позаботится о нас», – повторяет вратарь.

Большие деньги точно его не испортят:

«Деньги? Поверьте, я умею твердо стоять на ногах. Никогда не трачу зря. Я всегда останусь тем же Ницэ. И не изменюсь. Богатство не в дорогих машинах или домах, а в счастье с семьей».

Это не пафосные слова, подтверждает Тене: «Он приезжал на тренировки на Dacia Sandero. Хотя деньги у него были. Большинство футболистов покупали квартиру за 40 тысяч евро, а машину за 80 тысяч. У Флорина была тачка за 3 тысячи. Потрясающий и скромный парень».

Голландцы боятся серии пенальти – из-за Ницэ

Нидерландские журналисты называют вратаря Румынии одной из самых больших проблем на пути команды Рональда Кумана.

Если Ницэ поймает кураж и дотащит команду до серии пенальти, шансы его команды взлетят: за карьеру Флорин взял 13 ударов с точки, в том числе от Джордана Хендерсона (против сборной Англии) и Серхио Агуэро (против «Манчестер Сити»). С марта 2023-го голкипер потащил четыре 11-метровых.

«Затащу ли я в серии пенальти? Не хотелось бы туда попасть! Хочу, чтобы мы сыграли хорошо и победили за 90 минут. Надеюсь помочь команде, как только смогу», – скромничает Ницэ.

На Евро Ницэ сделал 12 сэйвов и показал, как классно играет ногами: точность 81%, при этом средняя дистанция паса приличная – 49 метров (больше только у Ангуса Ганна из сборной Шотландии).

«Ницэ в полном порядке. Какой характер, какая реакция! Он вселяет уверенность, настоящий лидер. Жаль, что не встретил его раньше и не смог взять в другие свои команды.

Такого вратаря я еще никогда не видел: в 36 лет так прыгать под перекладину. Он даже сейчас остается после тренировок», – описывал Мариус Шумудикэ, который тренировал «Газиантеп» в сезоне-2023/24.

Сам Ницэ до сих пор кайфует от футбола, а игру на Евро считает огромной честью и привилегией.

«Когда выходите на поле и видите, что 80% трибун – это только румыны… Невероятная атмосфера, это дарит такие эмоции и концентрацию, которые сложно описать словами. У меня даже сейчас мурашки, когда я просто говорю о футболке сборной Румынии», – светился Ницэ после 3:0 с Украиной.

Как бы ни завершился матч с Нидерландами, сложно представить, какое событие может смутить Флорина. Он уже пережил все самое страшное в жизни, стойко прошел все испытания через усердную работу и теперь может кайфовать – писать историю страны на Евро.

6 игроков Румынии – из академии Георге Хаджи. Он создал чудо посреди хаоса

Познаем цыган с доктором наук: где их корни (не в Румынии), почему так живут, откуда нелюбовь

Игра: вы – на паспортном контроле. Решите, кого пустить на Евро, а кого нет

Фото: Gettyimages.ru/Spencer Platt, Justin Setterfield; Slavek Ruta, Daniel Karmann/Global Look Press