31 мин.

Бывшую звезду НБА привезли в Россию. Закончилось это скандалом

Брэндон Дженнингс ушел из «Зенита» через месяц.

Все баскетболисты знают одно простое правило. Когда ты дерешься с рэперами, устраиваешь срачи в твиттере, отрываешься в ночных клубах, но при этом тащишь команду в плей-офф, тебя называют альфачом со сложным характером. Стоит тебе сесть на скамейку и перестать стабильно набирать 15+ очков за игру, как ты становишься бомбой замедленного действия, которую хочется поскорее сплавить в «Никс». Путь от ноунейма до звезды и обратно проделал и Брэндон Дженнингс.

До поры до времени на его выходки закрывали глаза. Ну какая разница, пришел ты на церемонию своего драфта или нет, если в своей седьмой игре в НБА наберешь 55 очков за три четверти и заткнешь всем рты. Когда же рты затыкать уже не получается, а звездный гонор никуда не улетучивается, ты огребаешь за все свои грехи. Причем пнуть тебя не постесняется даже Иман Шамперт. И я не знаю, что может унизить бывшего альфа от НБА сильнее. 

Главное, что в точке глубочайшего падения тебя обязательно подберут богатые китайцы или бесшабашные русские. Они предложат хороший контракт и будут сдувать пылинки. А когда ты продолжишь класть на баскетбол болт, владелец клуба изобразит искреннее удивление: «Очень жаль, что нам не удалось вписать Дженнингса в действующую систему». Ох уж эти горе-владельцы и недогенменеджеры, которым еще не открылись прелести гугла. До каких пор в они будут обжигаться на жирных контрактах для сбитых летчиков из НБА?

Давайте проведем эксперимент. Допустим, у вас есть миллион долларов, а на рынке свободных агентов находится 28-летний баскетболист с 580 играми в НБА. Вы уже дали задание юристам готовить контракт? Не спешите. Заходим в поисковик Yahoo. Вводим на английском «Brandon Jennings». Программа выдает нам следующие запросы: «Brandon Jennings and Teyana Taylor», «Brandon Jennings girlfriend», «Brandon Jennings Tae». Бегло проходимся по первым же ссылкам и обрисовываем картину. Дженнингс шесть лет встречался с певицей и танцовщицей Тейаной Тейлор (да, сейчас она в браке с Шампертом, но об этом позже). Та познакомила его со своей подружкой актрисой Тай Хекард (старше Брэндона на 12 лет), которая вскоре отбила у Тейлор баскетболиста. Пара объявила о помолвке, но тут оказалось, что Хекард еще не расторгла брак со своей девушкой (да, она бисексуалка). Пока юристы занимались бракоразводным процессом, Тай с Брэндоном успели не только разорвать помолвку, но и сделать ребенка. Дженнингс оставил сына актрисе и сбежал. Вы все еще хотите потратить свои деньги на этого всадника без головы?

Как сообщали коллеги из «Фонтанки», примерно с такими вопросами тренер «Зенита» Василий Карасев обратился к генеральному директору Александру Церковному до подписания контракта с разыгрывающим, но сделка была осуществлена против воли специалиста. Чем все это закончилось, мы с вами уже прекрасно знаем.

Конечно, Брэндон – не полный говнюк, но так устроен баскетбол. Ты можешь быть бунтарем и тусовщиком, пока даешь результат на площадке. Но если цифры начинают падать, стоит залечь на дно и не высовываться. Иначе общественность тебя сожрет. Нельзя вести себя, как альфач, c бросковой линейкой 45%/26%/69% в Единой лиге ВТБ и Еврокубке. В то время как тело Дженнингса выдавало статистику среднего европейского разыгрывающего, мозг проживал жизнь звезды НБА. Упертость и неспособность принять новую реальность свели карьеру Брэндона в деревянный гроб. Впереди маячит G-лига со всеми вытекающими и списание в утиль. В Санкт-Петербурге ему бросили спасательный круг, но разыгрывающий предпочел пойти ко дну.

Ниже антология падения Брэндона Дженнингса в двух частях.

Часть первая, в которой Дженнингс пер только наверх

Будущему баскетболисту не повезло родиться в Комптоне. Самый криминогенный город США – не лучшее место для темнокожего паренька из небогатой семьи. Пригород Лос-Анджелеса дал жизнь таким печально известным бандитским группировкам, как Crips и Bloods. Мы в России знаем это место, как прообраз района Гантон из компьютерной игры GTA San Andreas. По большому счету вариантов у местной детворы не так уж много – продавать наркотики на улицах и грабить мелкие магазины, читать рэп, как Кендрик Ламар и Tyga, или же играть в баскетбол. Дженнингс выбрал третий вариант и сорвал джек-пот.

Мать Брэндона – Элис Нокс – воспитывала их со сводным братом Терренсом Филлипсом в одиночку. Отец Дженнингса покончил жизнь самоубийством, когда сыну только исполнилось восемь лет. Смерть главы семьи заставила парня быстро повзрослеть и начать помогать матери по дому.

В общении с журналистами Элис подчеркивает, что Брэндон не рос в бедности, а принадлежал к рабочему классу. До того как сын стал известным баскетболистом, она работала специалистом по страхованию в калифорнийском колледже Садлбек и зарабатывала 15 долларов в час.

Дженнингс впервые понял, что обладает уникальным талантом в 13 лет. Тогда он привел к победе в национальном чемпионате AAU детскую команду Rancho All-Stars.

«Я начал играть в баскетбол в три года, но в 13 лет впервые почувствовал себя лучшим на площадке, – признавался Дженнингс. – Я играл в одной команде с Демаром Дерозаном, который рос вместе со мной в Комптоне. Мы выиграли все матчи. В тот момент я уже был одним из лучших баскетболистов в своей возрастной категории. Смерть отца заставила меня серьезнее отнестись к игре. Я стал главным в доме и должен был помогать маме и брату».

Основы баскетбольного образования Брэндон получил в высшей школе Домингес, которая находилась прямо в Комптоне. Именно там местный тренер Рассел Отис объяснил ему, что в баскетболе есть еще и защита.

 «Отис был первым тренером, который заставлял меня отрабатывать в защите, – говорил Дженнингс. – Большинство детских тренеров не уделяли внимание обороне, но команда высшей школы Домингес славилась именно этим. Если ты хотел играть в команде, то априори должен был подтянуть свои оборонительные навыки. Несмотря на то, что я был первокурсником, Отис давал мне много игрового времени и выпускал в решающие отрезки».

Несколько лет спустя Рассела Отиса признают виновным по делу о домогательствах к подопечным – наставник совратил 16-летнего баскетболиста по имени Донтэй и принудил его к занятию оральным сексом. К тому моменту Брэндон уже покинет школу.

В 16 лет Дженнингс переехал из Калифорнии в Вирджинию, совершив вояж через всю страну.

«Переход в академию «Оук Хилл» был отличной возможностью сыграть на высочайшем уровне. Мы проводили по 40-42 игры в год и каждая из них была упорной. Конечно, поначалу я испытал культурный шок после Лос-Анджелеса, потому что вокруг учебного городка Маут-оф-Уилсон не было вообще ничего. Только баскетбол и деревья. Там я заматерел. Впервые начал жить самостоятельно – стирать свои вещи и готовить», – объяснял свой переезд Брэндон.

Дженнингс впервые уехал так далеко от семьи. Усугубляло ситуацию то, что академия находилась в глухой деревушке и была окружена горными массивами. Ближайшее питейное заведение рядом с «Оук Хилл» располагалось в часе езды. Вероятно, только в таких условиях и можно вырастить будущих Рэджона Родно, Кармело Энтони, Кевина Дюрэнта и других звездных баскетболистов.

За два года в академии Брэндон переписал четыре рекорда школьной лиги – по очкам, набранным в одном матче (63), очкам за сезон (1312), очкам в среднем за игру (35,5) и очкам за карьеру (1927). Кроме того, он был признан лучшим молодым игроком США по версиям сразу четырех независимых организаций. На момент выпуска из «Оук Хилл» Дженнингс был первым в рейтинге сильнейших баскетболистов своей возрастной категории.

«Мы с тренером Смитом часто спорили о том, кто является лучшим игроком академии за все время ее существования. Конечно, я считаю лучшим себя. Все на бумаге. Цифры не лгут», – вещал самоуверенный паренек.

После выпуска из школы Брэндону предстояло поступление в университет. За несколько лет до этого в НБА было принято правило, согласно которому задрафтованными могут стать только игроки старше 19 лет, да и то только через год после окончания школы.

Изначально Дженнингс должен был продолжить карьеру в баскетбольной программе USC, куда его вербовал друг детства Демар Дерозан. По признанию баскетболиста, он подписал предварительное соглашение с Калифорнийским университетом под давлением и не хотел продолжать обучение в Лос-Анджелесе. Он не понимал, почему USC собирает в составе других талантливых разыгрывающих, если у них уже есть Брэндон Дженнингс.

Разочаровавшись в университете родного города, баскетболист загорелся идеей провести год перед драфтом в составе «Аризоны Уайлдкэтс». Разыгрывающий мечтал создать студенческое большое трио с Джерридом Бэйлессом и Чейзом Бадингером. Ему казалось, что в таком составе им вполне по силам выиграть NCAA. Впрочем, реальность оказалась куда жестче. Бэйлесс не захотел оставаться в колледже на второй год и отправился на драфт, а сам Дженнингс даже с трех попыток не сдал вступительный тест.

Тогда в голову Брэндона пришла революционная идея – стать первым игроком в истории, который проведет год перед драфтом в европейском клубе. Так стартовали его римские каникулы в «Лоттоматике».

В Риме 19-летнего американца окружили заботой. Клуб перевез в Италию всю его семью, выписал годовой оклад в размере 1,65 млн долларов, снял апартаменты с тремя спальнями в престижном районе, предоставил новенькую Volvo и восемь авиабилетов в США и обратно. Руководство команды даже оплатило учебу в Международной школе младшему брату Брэндона. На образование Терренса Филлипса римляне потратили 20 тысяч долларов.

Нельзя сказать, что в Риме у Дженнингса все складывалось идеально. Тренер «Лоттоматики» Ясмин Репеша считал его ленивым. Первые недели наставник молча наблюдал за небрежными пасами и игрой в полноги в исполнении подопечного, но затем ему это надоело. Хорватский специалист начал гонять Брэндона по площадке и не спускать с него взгляда. «Я не вижу агрессии! Будь агрессивен!», – кричал он по-английски. В какой-то момент американца взбесили постоянный подсказки тренера, и он на всей скорости влетел в колено партнеру. Глаза Репеши налились кровью. «Убирайся! Убирайся отсюда! Прочь с тренировки», – истошный крик раздался на весь зал. Испуганный разыгрывающий выбежал с паркета и сел на ступеньки баскетбольного дворца в ожидании конца занятий.

«Когда ты лидер команды старшей школы в Америке, ты можешь делать все, что захочешь, – жаловался Дженнингс. – А тренироваться под руководством тренера, который контролирует каждый твой шаг и не дает поблажек, что-то новенькое для меня».

Впрочем, встряска пошла на пользу молодому баскетболисту. На следующее утро Репеша заставил Брэндона извиняться перед всей командой. Этот момент перевернул его жизнь в Европе. Самолюбие американского альфача было задето – он начал пахать на тренировках, тягать железо, работать без мяча и идти в проходы под «больших».

Показательный эпизод произошел на одной из силовых тренировок. Обычно Дженнингс работал со штангой весом 50 килограммов, так как не очень любил силовые упражнения, но в тот день все изменилось. Он увидел посреди тренажерного зала штангу весом 82 килограмма, прилег, примерился и отжал от груди рекордный для себя вес. Завершив подход, баскетболист бил себя по груди и кричал на весь зал: «Работать сердцем! Работать сердцем!».

 «Это значило очень много для нас, – признавался легкий форвард «Лоттоматики» Родриго Де Ла Фуэнте. – Дженнингс – наш разыгрывающий. Если плеймейкер играет сердцем, то команда следует за ним».

6 апреля 2009 года весь мир содрогнулся от новости о землетрясении в Л’Аквиле (город в 95 км от Рима). Это катастрофа стала самой разрушительной в истории Италии за последние 40 лет. В результате стихийного бедствия погибло 308 человек, а 65 тысяч осталось без крова. Юного Брэндона так потрясла эта новость, что он тут же перевел 50 тысяч на помощь жертвам землетрясения. За этот поступок его сильно зауважали в Италии.   

Переломить ситуацию в свою пользу американцу помогло присутствие семьи. «Ему очень повезло, что мама была рядом», – говорил тренер Репеша. Элис отвечала за приготовление еды и развозку сыновей в школу и на тренировки. По вечерам в их квартире ужинали все американские игроки “Лоттоматики”. Сынок же баловал маму дорогими сумками и туфлями от Gucci, а также украшениями от Cartier и Bulgari. Дженнингс брал ее под руку и говорил в шутку: «Иди сюда, малышка! Прошвырнемся по магазинам». За один поход они вполне могли оставить в бутиках 2 тысячи долларов.

Мама Элис воспринимала выступление сына в чемпионате Италии как незабываемое приключение.

 «Переезд в Рим – это то, что мальчишки будут рассказывать своим детям и внукам на Рождество, – говорила она. – Истории будут начинаться так: «А помнишь, как в далеком 2008-м году мы решились на серьезный шаг…».

Несмотря на тепличные условия и зачатки лидерского характера, статистика Дженнингса в «Лоттоматике» не поражала воображение. В чемпионате Италии он в среднем проводил на паркете 17 минут, набирал 5,5 очка и 2,3 передачи. Его бросковая линейка также была довольно посредственна: 47,9%/20,7%/64,5%. Зато цифры Брэндона в Евролиге выглядели чуть лучше: 7,6 очка и 1,6 передачи с линейкой 45,7%/26,8%/77,4%.

«В Европе совершенно другой менталитет и образ жизни, – вспоминал американец. – Во-первых, у тебя есть сосед по комнате. Вы вместе с ним завтракаете, обедаете, ужинаете и путешествуете. Во-вторых, на большинство игр приходится добираться на автобусе. В-третьих, вы сами тащите свою обувь на матч. Это совсем не похоже на НБА».

Транзитом через Европу Дженнингс все-таки добрался до драфта-2009. За этот год он показал всем молодым игрокам, что есть и другой путь, что им необязательно просиживать год в колледже, когда можно рубить деньги в Старом свете. Брэндон бросил вызов лично комиссионеру Дэвиду Стерну, который лоббировал повышение возрастного ценза для выхода на драфт. Но одной лишь этой выходкой разыгрывающий не ограничился.

Баскетболист умудрился опоздать на церемонию драфта. Точнее, Дженнингс даже и не собирался приходить вовремя. Он остался вместе с семьей, когда «Милуоки» выбирал его под общим 10-м номером. Услышав свою фамилию по телеку, Брэндон понуро поплелся в сторону «Мэдисон-сквер-гарден». Разыгрывающий не был в восторге от такого расклада, потому что рассчитывал попасть в «Никс». Его любимый клуб под 8-м пиком забрал Джордана Хилла. Дженнингс добрался до знаменитого комплекса к объявлению 14-го выбора. В результате он поднялся на сцену вместе с Эрлом Кларком и сделал традиционный снимок со Стерном вне очереди. От такой неприкрытой наглости комиссионер немного потерялся.

В тот момент Дженнингс знал себе цену. Он ворвался в НБА беспрецедентными для себя цифрами. Чтобы вы понимали, Брэндон никогда не считался разносторонним игроком. В первую очередь разыгрывающий был серийным шутером. Если у него шел бросок, то он хоронил противника. При этом Дженнингс никогда не славился навыками розыгрыша и уж точно не рубился с «большими» за подбор. Тем удивительнее, что ближе всего к трипл-даблу за весь дебютный сезон новичок был именно в первом матче. 17 очков, 9 подборов и 9 передач – цифры во встрече с «Филадельфией» провозглашали рождение новой звезды «Милуоки».

Брэндон так вошел во вкус, что на промежутке с 11 по 21 ноября 2009 года был безоговорочно лучшим баскетболистом во всей Вселенной. Не было такого человека на планете, который в тот месяц играл лучше простого паренька из Комптона.

Сказка началась с его шестого матча в НБА против «Денвера». Опекал Дженнингса член третьей сборной звезд НБА и участник Матча всех звезд Чонси Биллапс. Остановило ли это 20-летнего новичка? Ни разу. Брэндон в одно лицо убил прошлогоднего финалиста Западной конференции и одну из лучших команд в карьере Кармело Энтони. В четвертой четверти он забросил две трешки через Биллапса, а затем заставил чемпиона НБА фолить на себе в концовке. Его статистику в той встрече легко можно было бы спутать с цифрами Джеймса Хардена образца 2018 года: 11–19 с игры, 2-2 дальних бросков, 8–8 с линии, 32 очка, 9 передач и 4 подбора.

То, что случилось через четыре дня, до сих пор не укладывается в голове. Дженнингс ужасно начал матч с «Голден Стейт». Он смазал первые четыре броска и сел на скамейку до конца четверти. После короткого перерыва в новичка вселился его кумир Аллен Айверсон. За оставшееся время он набрал 55 очков (лучший результат в истории для 20-летнего баскетболиста), в том числе 29 очков в третьей четверти. Итоговые цифры не нуждаются в комментарии: 21–34 с игры, 7–8 дальних бросков, 6–8 с линии. На контрасте: будущий двукратный MVP Стеф Карри отметился в той встречи всего лишь 14 очками.

«Я до сих пор не понимаю, как это произошло, – вспоминает игрок. – 55 очков за три четверти. Невероятно! В начале матча тренер убрал меня с площадки со словами: «Ты не готов играть!». Когда я вышел на вторую четверть, корзина казалась мне такой огромной. Встреча продолжилась, и я не мог остановиться».

В следующих четырех матчах своего лучшего отрезка в жизни 20-летний разыгрывающий в среднем набирал по 25+ очков и 5+ ассистов. Он начал карьеру в НБА на уровне Оскара Робертсона, Майкла Джордана, Аллена Айверсона и Леброна Джеймса.

С 11 по 21 ноября «Милуоки» потерпели всего одно поражение при пяти победах. Судьбу каждого из этих матчей решил лично Брэндон Дженнингс.

Затем у самого разыгрывающего, а вместе с тем и команды наступил спад, который выражался лишь в одной победе в девяти следующих матчах. До конца первого сезона в НБА баскетболист больше не взрывался великими отрезками, но его средних показателей хватило для того, чтобы затащить «Бакс» в плей-офф впервые за четыре года. В первом раунде «олени» уступили «Атланте» в семи матчах.

На второй и третий год Брэндон не сдулся, а постепенно увеличивал свои средние показатели. Наконец, он дорос до 19 очков и 5,5 передачи за игру с адекватной линейкой 42%/34%/81% и окончательно утвердился в качестве главной звезды команды. Он уверенно входил в десятку лучших в НБА по нескольким показателям: набранные очки (восьмой), сыгранные минуты (седьмой), количество бросков с игры (пятый), заброшенные трехи (пятый) и перехваты (девятый). Правда, вывести клуб в плей-офф ему не удалось – “Милуоки” закончили сезон-2011/12 на девятой строчке.

На этом спокойная жизнь Дженнингса в «Бакс» подошла к концу. Через год у него заканчивался контракт, и он становился ограниченно свободным агентом. Тем не менее, генменеджер Джон Хэммонд не спешил предлагать игроку новое соглашение на его условиях. Стороны взяли сезон на раздумье. Тем временем руководство «Милуоки» выменяло к молодому разыгрывающему уже сформировавшуюся звезду Монту Эллиса. Этот трейд оказался ошибкой, запустившей долгий процесс перестройки франшизы.

Часть вторая, в которой Дженнингс шел ко дну

Две новые звезды «Бакс» были несовместимы. Эллис хотел постоянно находиться на мяче, хотя толком не умел управлять розыгрышем. Комбо-гард непозволительно часто совершал потери на дриблинге и плохо двигал мяч. Когда Монта забрал львиную долю владений Брэндона, разыгрывающему пришлось самому создавать возможности для броска. Он превратился в атакующего защитника в теле плеймейкера. Дженнингсу все чаще приходилось решать в «краске», но он не имел ни малейшего понятия, как это делать. Слишком слабый, слишком легкий и чрезмерно эмоциональный.

Когда Эллис играл в старте, а Брэндон находился на скамейке, «Бакс» набирали 109,4 очка и пропускали 100,1 (на 100 владений). Когда оба защитника находились на площадке, цифры были гораздо хуже: 92,4 забито и 105,8 пропущено. Огромная разница.

Сначала тренер Скотт Скайлз, а потом и его ассистент Джим Бойлен старались разводить лидеров на паркете, что позволяло «Милуоки» весь сезон держаться в зоне плей-офф. Дженнингс набирал свои дежурные 17,5 очка и 6,5 передачи, а Монта добавлял к этому 19,2 и 6. Так «олени» доехали до первого раунда плей-офф, где их ждал действующий чемпион «Майами».

Ближе к концу регулярного сезона партнеры и болельщики начали замечать, что Брэндона гораздо больше занимают контрактные вопросы, чем сам баскетбол. Всего лишь за один сезон он превратился из любимца местной публики в главного виновника всех бед франшизы. Дженнингс был недоволен своей ролью в команде и постоянно спорил с наставником о тактике. Его отношениям со Скайлзом культовый музыкант Стивен Малкмус посвятил целую песню. В композиции приводится выдуманный монолог от лица баскетболиста. Ниже его литературный перевод.

«Я был твоим, / Шел за тобой по пятам, / Учился у тебя. / Все это могло бы стать правдой, / Но мне больше не нужна твои мудрость и жесткие правила. / В одно ухо влетело – из другого вылетело. / Если ты хочешь дать мне совет, / Лучше подумай дважды ведь ты не моя мать. / Вообще-то по контракту я не обязан тебя слушать. / Малыш, я буду ездить на тачке и развлекаться, / Пока ты будешь отрабатывать свои схемы в D-лиге. / Просто создайте для меня «изоляцию», / Я сделаю степ-бэк и кину сложную трешку. / Мое «я» стоит в команде выше всех. / Вообще-то, по контракту я не обязан ни с кем делиться мячом».

Конечно, в композиции присутствует художественный вымысел, но она прекрасно отражает отношение публики к Дженнингсу в те годы. Действительно, болельщики «Бакс» начали видеть в нем законченного эгоиста, в каждом втором интервью ссылающегося на маленькую зарплату (3 миллиона в год). Пока разыгрывающий показывал хорошую игру, ему многое прощалось, но стоило сбавить обороты в концовке сезона-2012/13, как весь негатив вылился наружу.

Дженнингс окончательно всех взбесил, публично предсказав победу своей команды над «Майами» в шести матчах. После таких слов нужно было выходить на площадку и делать разницу, но Брэндон обосрался. Его средние показатели за четыре игры с «Хит» выглядели ужасно: 13 очков и 4 передачи при линейке 26%/19%/68%. Похожие цифры в серии показал и другой лидер на истекающем контракте Монта Эллис.

Игроки задней линии «Бакс» были увлечены размышлениями о своем будущем, что выводило их одноклубников из себя. Защитники совершали больше 20 бросков за матч и совершенно забыли о команде. После третьего поединка первого раунда плей-офф центровой Ларри Сандерс выразил общее недовольство.

«Мы должны играть вместе, как одна команда, а не беспокоиться о следующем сезоне, – заявил он в раздевалке, намекая на Брэндона и Монту. – Перестаньте быть такими эгоистами! Нам нужно взяться за дело прямо сейчас».

Дженнингс пропустил слова Сандерса мимо ушей, а Эллис сразу же набросился на форварда с кулаками. Драка в раздевалке ознаменовала горький конец эры Брэндона в «Милуоки». Отныне вершить судьбу франшизы должны были другие люди.

После скандалов в раздевалке, сомнительных интервью, разговоров о деньгах и споров с тренером на рынке было не так уж много команд, желающих подписать Дженнингса. Разыгрывающий открыто требовал у «Милуоки» 12 миллионов в год, чем отпугивал потенциальных покупателей. Приоритетным вариантом для «Бакс» был обмен Брэндона на защитника «Атланты» Джеффа Тига, но строптивый плеймейкер отказался переходить в «Хоукс».

Отношения между клубом и баскетболистом окончательно испортились.

Разыгрывающий явно переоценил себя. Ни один клуб не готов был предложить за него хоть какие-то активы. Около месяца Дженнингс находился в статусе ограниченно свободного агента и уже всерьез обдумывал подписание квалификационного соглашения с «Бакс», пока на горизонте неожиданно не замаячил «Детройт». 

«Пистонс» предложили Брэндону 24 миллионов за три года, что намного ниже его изначальных требований, но он уже был согласен на все. «Бакс» получали взамен юного разыгрывающего Брэндона Найта, посредственного второгодку Криса Миддлтона и среднего европейского центрового Вячеслава Кравцова. Казалось, что «Детройт» приобрел готовую звезду НБА за адекватные деньги, не отдав ничего по-настоящему ценного. Тогда никто и предположить не мог, что Миддлтон станет одним из лучших скореров лиги, а Дженнингсу вскоре не найдется места в НБА.

Лето 2013-го года Брэндон провел очень бурно. Баскетболист практически не вылезал из клубов, а вечеринка в честь его 24-летия и вовсе стала легендарной. По крайней мере на следующее утро о ней говорила вся Америка. Посреди тусовки в лос-анджелесском клубе Toxic Дженнингс неожиданно выхватил у диджея микрофон и решил исполнить какую-то композицию. Все это действо очень не понравилось рэперу Game, который считал заведение своей территорией. Исполнитель попытался разрулить ситуацию на словах, но получил отпор от разыгрывающего. Между четкими парнями из Комптона завязалась драка, в ходе которой рэпер ударил баскетболиста по лицу.

Не лучший информационный фон для дебюта в новом клубе.

В том сезоне у «Детройта» были серьезные амбиции. «Пистонс» на хорошие деньги подписали не только Дженнингса, но и Джоша Смита. На тот момент в составе уже находились большие Грег Монро и Андре Драммонд. Специалисты предрекали команде 49 побед в сезоне, но в результате выставили себя идиотами. «Поршни» не просто провалились. Их размазало об стену, как пейнтбольный шарик после выстрела. Команда проиграла 53 встречи, заняв 11-е место в Восточной конференции.

В детройтском болоте Дженнингс был одним из лучших. Он по-прежнему нырял в бассейн с ужасными бросками, как Скрудж Макдак за монетами, но хотя бы заметно прибавил в ассистах. В сезоне-2013/14 он показал лучшие цифры в карьере – 7,6 паса в среднем за матч. Брэндону не хватало дисциплины и выбора бросков (читай: нормального тренера). На свой второй сезон в «Детройте» баскетболист его получил. Стэн Ван Ганди пусть и на несколько месяцев, но сделал из Дженнингса топового разыгрывающего, штампующего дабл-даблы. С 26 декабря по 24 января «Детройт» выиграл 12 из 16 матчей. Брэндон феерил на площадке: 20 очков и 7 передач при 47% со средней и 40% с дуги. Казалось, что он наконец-то нашел себя, но тут произошла трагедия. Травма ахилла выбила его из игры на целый год.

«В тот момент я подумал, что моя карьера закончилась. Я разорвал ахилл на площадке «Милуоки», где я начинал свой путь в НБА. Мне казалось, что я больше никогда не смогу играть в баскетбол», – признавался баскетболист.

В декабре, ровно через год после травмы, Брэндон вернулся в другой «Детройт» и в ином статусе. Позицию плеймейкера уверенно занял Реджи Джексон, который не блистал, но стабильно давал команде качество. Дженнингсу же отводилась роль запасного. В игре со скамейки он не преуспел, в среднем набирая всего лишь 7 очков и 3 передачи. В феврале баскетболиста обменяли в «Орландо» на тяжелого форварда Тобиаса Харриса. Там он доиграл свой контракт и вышел на рынок свободных агентов. 

«Для меня невыносимо было выходить со скамейки, потому что я всегда был стартовым разыгрывающим. Кроме того, по-прежнему ощущал боли в ахилле и набрал лишнего веса. Мне было тяжело справляться с этим. Я спрашивал себя: «Хочу ли я продолжать карьеру?». В тот момент был ближе всего к тому, чтобы закончить с баскетболом, но любовь к игре не позволила мне сделать этого».

Рассказами про любовь Брэндона к баскетболу особенно прониклись в офисе «Никс». В Нью-Йорке тогда собирали команду мечты идиота. Фил Джексон взял в поход на плей-офф отряд бравых парней (читай: бесславных ублюдков) – Кармело Энтони, Деррика Роуза и Жоакима Ноа. По количеству серой жидкости Дженнингс идеально вписался в такой безбашенный ростер. Джексон щедро выписал ему одногодичный контракт на 5 миллионов.

Сезон в новой команде разыгрывающий по традиции начал с нового скандала. В жизни баскетболиста разыгрался любовный треугольник. Дженнингс ушел от 23-летней певицы Тейаны Тейлор к ее лучшей подруге 36-летней актрисе бисексуалке Тае Хекард. С новой девушкой он заделал ребенка, а потом бросил и ее. Вскоре Тейлор вышла замуж за Имана Шамперта и поделилась деталями расставания с Брэндоном со слушателями одной из радиостанций.

«Брэндон знал, я знала, и весь мир знал, что мы в отношениях, – говорила американская исполнительница. – Он предал меня после всего того, что мы вместе пережили за шесть лет. Впрочем, с ним мы прошли столько, что меня уже ничего не шокирует. Больше всего меня разочаровала Тай, потому что мы были лучшими подругами. Она старше меня на 13 лет. Я воспринимала ее как старшего товарища. Ей 36, ему 24. Ты готова иметь дело с любым безответственным чуваком, который сделает тебе ребенка? Взрослый мужчина быстро поставил бы твою задницу на место, а молодой паренек побежал за тобой со словами: «О, Тай, я поклоняюсь тебе!». Почему ты позволила себе забрать мое?».

Дженнингс ответил на тираду своей бывшей в твиттере.

«Лгать всегда лучше. Никому нет дела до правды. Ну что драма! Я до сих пор не понимаю, как ты смогла найти себе хоть какого-то мужчину?».

На следующий день «хоть какой-то мужчина» по имени Иман Шамперт решил побренчать яйцами, но получилось как-то неловко. Защитник «Кливленда» просто опубликовал в Instagram фотографию с женой Тейлор и дочкой, сопроводив ее подписью «Настоящая любовь».

Этого было вполне достаточно для самовозгорания пукана Брэндона. Он снова расчехлил твиттер и выдал несколько колких панчей в адрес мужа своей бывшей.

«Давайте посмотрим на картину комплексно. Шамперту платят 40 миллионов за ничегонеделание. Спасибо Леброну! Расслабься, скоро мы тебя раздавим. Не могу дождаться 25 октября, чтобы сделать это!».

Так уж вышло, что первый матч сезона «Никс» проводили именно с «Кливлендом». Дженнингс хотел свести с Шампертом личные счеты, но выглядел на паркете полной размазней. 1 из 7 со средней и 0 из 4 из-за дуги – в тот вечер разыгрывающий стрелял только холостыми. В результате «Кавальерс» катком проехались по «Никс» – 117:88.

В тот момент, когда Брэндон перестал отвечать за угрозы в соцсетях мощными перфомансами на паркете, он окончательно превратился из баскетболиста в твиттер-бойца. Зимой 2016 года от него избавились даже «Никс», хотя эти ребята видели всякое. После чего некогда звезде НБА предложили смешной одногодичный контракт в «Вашингтоне» на 1,2 миллиона, который он также не отработал полностью и покинул клуб в конце сезона.

В поисках себя Дженнингс отправился в Китай. Местный клуб «Шаньси Чжунюй» предложил баскетболисту 1,5 миллиона в год. Брэндон развлекался в Поднебесной как мог. Учился есть палочками, впервые попробовал лягушку, дрался с соперниками и столкнулся с одержимостью китайских фанатов. Тем не менее, без шумных лос-анджелесских вечеринок он быстро заскучал. «Тяжелая работа, никаких стволов, никакой драмы», – говорил разыгрывающий о времени в Китае. Через пять месяцев Брэндон сбежал из «Шаньси».

Баскетболист месяц поиграл в команде G-лиги «Висконсин Херд» (фарм-клуб «Милуоки»), а затем подписал 10-дневный контракт с «оленями», раздираемыми травмами защитников. Его возвращение в НБА было ознаменовано громкой исповедью.

«Я уехал в Китай совершенно один. Проводя время в одиночестве, вы многое узнаете о себе. У меня было время, чтобы обдумать свои ошибки. Теперь я чувствую, что стал гораздо лучше и вернулся в «Милуоки» другим человеком».

В «Бакс» прониклись словами своего бывшего баскетболиста. Сначала с ним продлили контракт еще на 10 дней, а затем и вовсе заключили полноценное соглашение. Генменеджер Джон Хорст посчитал, что Дженнингс действительно изменился и сможет добавить молодой команде опыта. Чуда не произошло. Нутро Брэндона быстро пробилось сквозь красивые слова.

Дженнингс слабо провел концовку регулярного сезона и сыграл всего лишь в одном матче плей-офф. В 14 встречах за «Бакс» он в среднем набирал 5 очков и 3 передачи, проводя на паркете по 14 минут. За пределами площадки разыгрывающий остался все тем же тусовщиком и бунтарем.

Его возвращение домой в Лос-Анджелес обернулось очередным скандалом. В июле соседи Дженнингса 40 раз обращались в полицию с жалобами на громкую музыку, играющую в доме баскетболиста. Больше всего не повезло семье Кузнецовых, которая проживала ближе всего к особняку игрока в Вудленд Хиллз.

Иван Кузнецов сообщил в полицию, что ему и его жене приходится спать в подвале. Только там можно скрыться от шума, издаваемого огромными колонками звездного соседа.

«Почти каждый день в доме Брэндона вечеринка, – говорит Иван. – Они часто включают громкую музыку в 2 или 3 часа ночи. Иногда складывается ощущение, что мы живем рядом с ночным клубом. Мы с женой пытались договориться с соседом, но нас попросту игнорировали. Тогда мы решили обратиться в полицию».

Местный участковый Шон Динс подтвердил, что получал более 20 жалоб на громкую музыку в доме Дженнингса. По датам многие вечеринки совпадали с матчами «Милуоки». Впервые соседи баскетболиста обратились к полицейскому еще в конце мая. Тогда он подъехал к дому селебрити и оставил свою визитку, но звонка не последовало. Когда Динс думал, что ситуация наладилась, к нему обратились с новыми жалобами. После чего участковый выписал разыгрывающему предупреждение.

«Из-за вечеринок соседа мне приходилось много раз пропускать свою работу, потому что я элементарно не могла выспаться, – сообщает жена Ивана Кузнецова. – Такое соседство рушит мою карьеру бухгалтера».

По ее словам, раньше в доме баскетболиста жил гитарист группы Guns N’ Roses Слэш, который подчеркнуто уважительно относился к соседям и никогда не слушал громкую музыку. 

В интернете можно найти полицейский рапорт, в котором приводятся другие жалобы соседей Дженнингса:

 «Соседский дом, в котором проживает баскетболист, стоит на ушах каждый день и каждую ночь. Складывается ощущение, что этот особняк изначально был куплен как дом для вечеринок. Перед ним всегда припарковано куча машин, а на территории гуляют люди. Их там точно собирается больше 50 человек. Мы пытались разговаривать с ним, но все бесполезно. Наши стены трясутся от его басов. Он включает музыку каждый день в два часа ночи. Мы не можем выспаться уже три месяца», – писала одна из соседок Брэндона.

«В этом доме зачем-то установили огромные прожектора, которые бьют прямо в мою спальню. Иногда я чувствую себя не в постели, а на каком-то огромном стадионе. Музыка играет всю ночь и все утро, когда у нормальных людей начинается рабочий день. Видимо, на работу нужно ходить всем, кроме тех парней, которые зашибают миллионы, стуча об пол идиотским розовым мячиком. Я уже скучаю по временам, когда в этом доме жил рокер Слэш. Оказывается, он был просто идеальным соседом», – таких отзывов о баскетболисте можно найти много.

Не прошло и месяца после публикации новостей о шумных вечеринках Дженнингса, как «Милуоки» приняли решение разорвать контракт с разыгрывающим. Ему на замену генменеджер Джон Хорст взял атакующего защитника Пэта Коннотона.

Казалось, что после всех загулов и дисциплинарных нарушений никто в здравом уме не предложит ему контракт, но очередной шанс разыгрывающий получил в «Зените».

В Санкт-Петербурге он успел исчерпать себя за месяц. Потасовка с судьями, травма, полученная при открывании спиртного, 0 из 11 в игре с ВЭФ, жалоба в твиттер на то, что ему приходится играть в команде, где отец тренирует сына.

На прощание Дженнингс оставил переписку с болельщиком клуба, где объяснил причины всех неудач.

«Меня не волнует тема «отец и сын», я просто не согласен с тем, что делал наш тренер. Он не использовал наших сильных игроков так, как должен был это делать. У нас была потенциально талантливая команда, которая была обязана обыгрывать многих соперников с разницей в 20 очков, но этого не случалось, потому что мы неправильно использовали наших баскетболистов. Это и вопрос к менеджменту клуба…

Когда мы проигрывали матчи, я брал всю вину на себя. Меня не волновало, что я приехал из НБА. Помешали и мои травмы, поэтому я говорил, что нам также был нужен запасной разыгрывающий. Мы его нашли. Но почему мы не смогли найти еще одного бигмена? Почему мы не использовали таких классных шутеров, как Марко Симонович и Джарред Ютофф?».

С момента разрыва отношений с сине-бело-голубыми (20 ноября) прошло уже три недели, а в прессе до сих пор нет ни одного сообщения об интересе к Дженнингсу со стороны европейских или американских клубов.

Похоже, теперь разыгрывающий будет стучать мячиком только на заднем дворе своего шумного лос-анджелесского дома. 

Фото: globallookpress.com/Maksim Konstantinov/Global Look Press, Saquan Stimpson/ZUMAPRESS.com, Alexander Kulebyakin/Global Look Press; instagram.com/imanshumpert; facebook.com/BrandonJennings; Gettyimages.ru/Jonathan Daniel, Jim McIsaac, Mike McGinnis, Rob Carr