9 мин.

«Гвардиола выбрал его и не ошибся». Про несбывшийся романс Хаби Алонсо и «Барселоны»

И величие испанского полузащитника

23 мая 2007-го года. Финал Лиги Чемпионов. «Милан» только что отомстил «Ливерпулю» за великое стамбульское чудо и выиграл свой последний европейский трофей в новейшей истории. «Мерсисайдцы» не смогли вновь шокировать мир – та команда Анчелотти была объективно сильнее.

Поражение в главном матче сезона не сулило ничего хорошего для команды Рафаэля Бенитеса. Многие из лидеров того «Ливерпуля» ещё не успели продлить свой контракт. Хаби Алонсо был в числе этих футболистов – вместе с ним в «Барселону» активно сватали и Мохаммеда Сиссоко. В те годы оба находились на радарах у лучших клубов Европы. Но всё это было лишь на уровне слухов и сплетен.

К тому времени, Хаби уже успел зарекомендовать себя как один из умнейших игроков английского чемпионата. За три полноценных сезона в составе «красных» он составил прекрасную связку со Стивеном Джеррардом и стал одним из героев того самого финала в Стамбуле. «После первой же совместной тренировки в августе 2004-го года мне стало ясно, что это роскошное приобретение, - рассказывал Стиви. - Он за явным преимуществом лучший центральный полузащитник, с кем мне доводилось играть».

«Перед финалом Лиги чемпионов 2007 года мы были в Португалии и отправились кататься на картинге. Мы гоняли кругами, и я на скорости ворвался на пит-лейн, где, собственно, надо тормозить, - делился Питер Крауч. - Я решил, что заторможу сейчас, но тормоза не сработали. Я увидел перед собой Алонсо и Кейта и подумал, кто из них для команды важнее. В общем, я влетел в Дирка».

Весь 2007-ой вокруг Хаби блуждали сплетни: то его отправляли в Италию (потом игрок рассказывал, что его всегда привлекал итальянский футбол); то уже видели за одним столиком с Арсеном Венгером. Но ярче всех представлялся переход в каталонскую «Барселону». Хаби называли носителем того самого ДНК, а ещё припоминали славную историю отца «Перико».

За три недели до финала, «масла в огонь» подлил брат Хабьера: «Хаби великолепный игрок. Я говорю так не из родственных чувств - он объективно футболист мирового уровня, - сообщил Микель. - Его короткий и длинный пас, а также защитные навыки прогрессировали в Англии. Кроме того, он весьма умный футболист, что является безусловным плюсом для любого полузащитника. Меня абсолютно не удивляет, что к нему проявляет интерес «Барселона».

И с этого момента разговоры о Каталонии не прекращались.

Испанец – уникальный футболист. Это отмечали все: от партнеров по команде до Лорана Блана

 «Алонсо действительно медленный, это правда, таким же игроком был и я. Но в этом нет ничего плохого, - делился Анчелотти. - Самое главное, чтобы мяч ходил быстро, а в этом Хаби всегда был одним из лучших в мире».

Самые главные атрибуты игры Алонсо всем давно известны – прекрасные передачи; не менее хорошее видение поля и уникальное чувство ритма игры. Последнее всегда ярко проявлялось в подкатах Хабьера, которые, технически, он выполнял почти идеально: «Если я делаю подкат, это означает, что я или кто-то еще занял неправильную позицию в начале движения. Это меня страшно расстраивает, потому что баланс – важнейший элемент игры. И если ты избегаешь подкатов, значит, все делаешь правильно».

Хаби всегда отдавал предпочтение «умной» игре. Он, к примеру, выступал за развитие тактической составляющей в детских академиях: «Игровой интеллект – главная основа футбол». Его необычный (на те времена) взгляд на каждый отдельный матч выделял его на фоне опорников-«костоломов» и делал из Алонсо уникума: «Всем известно насколько он хорош. Он точно обладает всеми необходимыми качествами и является одним из лучших полузащитников мира без явных слабых мест» - говорил Пепе Рейна.

«Я бы хотел иметь в линии полузащиты такого игрока, как Хаби Алонсо. Было бы здорово иметь такой мозговой центр, который быстро анализирует игру и решает, что делать дальше», - цитата от Лорана Блана.

Главным качеством Алонсо являлось, конечно же, умение отдать правильную передачу. Хабьер никогда ничего не исполнял ради «публики на стадионе» (даже именитые дальние удары). Его пас выверен и не бывает неуместен. Это всегда поражало – Алонсо прочитывал игру на шаг вперед и словно знал то, что думали игроки соперника: «Никто не может выполнять передачи так, как он. Помню его дебют на "Энфилде", - рассказывал Риисе. - Прошло где-то 39 минут, прежде чем он ошибся в передаче. Невероятный футболист».

«Моя задача не в том, чтобы сделать полезное и яркое действие – моя игра должна быть стабильной. Я должен в каждой ситуации максимально удобно и быстро доставлять мяч атакующим игрокам», – отмечал сам Алонсо.

Для окончательно вывода лучше просто привести слова самого игрока о своей игре. Благо существует The Coaches Voice:

«С Рафой Бенитесом в «Ливерпуле» мы обычно играли по схеме 4-2-3-1. Я играл на позиции левого центрального полузащитника. Мне приходилось подстраиваться под партнера, с которым действовал в центре поля – рядом со мной и на позиции десятки, приходилось менять стиль игры.

Если вторым центральным был Джеррард, а перед нами был кто-то еще, я понимал: мне нужно лучше держать позицию. Потому что он бы подключался к атакам, переворачивал бы наш треугольник в полузащите. В последние годы в «Ливерпуле» я играл с Маскерано. Тогда Хавьер держал позицию в опорной зоне, а я играл чуть выше: ближе к Джеррарду и Торресу – пытался взаимодействовать с ними.

В атаке моя роль заключалась в связывании флангов. Я играл накоротке и длинными пасами – не только с игроками, которые ближе 20 метров ко мне. Мы всегда искали свободные зоны, были нацелены на быстрые атаки. И все работало, потому что связка Джеррарда и Торреса была прекрасна, мы с Маскерано хорошо взаимодействовали, Аггер и Каррагер тоже действовали слаженно. У нас были Арбелоа и Фабио Аурелио, которые хорошо шли в атаку, Риера и Дирк активно играли на флангах.

Это была очень сбалансированная команда: мы могли победить любого».

Хаби дважды мог оказаться в «Барсе». Но оба раза клуб выбирал иной путь

 «Барселона» - явный проповедник уникального стиля игры. Алонсо казался идеальным куском для каталонской системы – его отличало само понимание футбола. Точнее, желание анализировать каждое движение. Опорник «каталонцев» смотрит вокруг себя на 360 градусов. Он связывает атаку и оборону и помогает обеим линиям одновременно. Так было и до прихода Гвардиолы на пост главного тренера.

В 2007-ом переходу не суждено было случиться – «Ливерпуль» оказался не готов лишиться одного из главных активов в полузащите и потому выставил огромный ценник. Джованни Коболли Джильи (тогдашний президент «Ювентуса», который хотел заполучить Алонсо) заявлял: «Хотим видеть этого испанца в нашем составе. Но эти англичане просят за игрока слишком много денег».

«Барса» нуждалась в качественном опорнике. Она никак не могла ждать следующего лета. Выбор Райкарда упал на Яя Туре – более мобильного и выносливого игрока из «Монако». После этого, необходимость в игроке стиля Алонсо отпала надолго – «блаугранас» вернулись за Хабьером только летом 2009-го уже во главе с резонансным наставником Хосепом Гвардиолой.

Пеп и его команда были на волне успеха – исторические победы будоражили ум мировой общественности. В той «Барселоне» мечтали оказаться, кажется, все – стать частью одной из сильнейших команд в истории означало оставить свой след в мировой футбольной хронологии.

Сам Алонсо просто мечтал сменить обстановку – за годы в «Ливерпуле» он отказался от «Ювентуса» ради мечты о долгожданном чемпионстве. Фактическое отсутствие значимых успехов нагнетало обстановку, а давление болельщиков «красных» делало этот гнёт ещё сильнее. Уже летом 2008-го игрок открыто говорил: «Я четыре года выступал в Испании, потом еще четыре в Англии. Настала пора попробовать силы еще в одном чемпионате».

В клубе отчетливо понимали – Алонсо не удержать. Хаби дали шанс покинуть команду. И тут сразу появился Гвардиола. Он мечтал о подобном игроке – чем-то схожим с ним самим времен выступлений непосредственно на футбольной арене: «Гвардиола проявлял интерес к моей ситуации. Пеп хотел подписать меня, потому что, как он объяснил Рафе, я тот игрок, который впишется в его модель».

Хабьер был готов уйти в Каталонию – он являлся огромным фанатом подхода Гвардиолы к футболу: «Я сразу же смог понять, как его уникальная энергетика позволила ему добиться столь много за свою достаточно пока непродолжительную тренерскую карьеру. Он трудоголик, постоянно находится в размышлении, все анализирует. Гвардиола – отличный тактик и инноватор в плане методик. В футболе он понимает все. Он не заставляет футболистов принять его образ мышления – он убеждает их», – сказал Алонсо о Хосепе.

Камнем преткновения стал успех. «Барселона» была на ходу – её состав являл собой понимание игры тренера. Это стало главным аспектом побед. Алонсо подходил к системе, но его приход означал отказ от Бускетса – молодого и перспективного воспитанника. Перед Гвардиолой встал вопрос выбора: проверенный мастер или местный талантливый юноша. Пеп выбрал второй вариант и серьезно рискнул.

«У Гвардиолы были сомнения. Бускетс только появился, и у него были задатки невероятного футболиста. Пеп выбрал Серхио и точно не ошибся», - сказал Хаби недавно

 «Барселона» окончательно вышла из переговоров по Алонсо. После осознания того факта, что в Каталонию ему больше не попасть, Хаби взял и принял предложение мадридского «Реала» и тоже не прогадал – за годы в составе «сливочных» он успел поработать с Моуриньо и оставить свой след в славной истории «королевского» клуба.

От этой сорванной сделки, по итогу, проиграл только «Ливерпуль».

***

Через пять лет Хабьер и Хосеп всё-таки встретились – уже в мюнхенской «Баварии». Оба были рады поработать друг с другом: «Лучшим игрокам не нужно время для адаптации в команде. Хаби Алонсо задает темп игры, на это способны только высококлассные полузащитники. Мне нечему его учить», — сказал как-то Гвардиола. «Пеп – лучший тренер из всех, с кем я работал», – рассказал Алонсо в ответ.

Они точно ещё пересекутся. Их тренерская дуэль будет невероятно захватывающей. Настолько же сильно, как и их великие футбольные жизни.