6 мин.

Брентфорд под микроскопом: тренер по сну, 16 человек на поле и уроки кулинарии

Вы уже могли видеть впечатляющие заметки о клубе: гениальные трансферы, очень много аналитики и непрекращающиеся эксперименты.

Однако суть Брентфорда — в мелочах, которым тут уделяется особое внимание, и людях, думающих нестандартно. Разбираем, знакомимся и влюбляемся.

В скаутинговой модели Брентфорда не 11, а 16 позиций на поле

Это Ли Дайкс, директор по найму игроков в Брентфорде.

Собственная футбольная карьера Ли закончилась, когда ему было 20. Посвистев в свисток на игроков в Ротерхэм Юнайтед (третий дивизион), он вскоре оказался в Карлайл Юнайтед (четвертая лига), где проработал помощником менеджера более трёх лет.

У Карлайл не было денег, чтобы оплатить выезды Дайкса на просмотр футболистов других команд. «Такова жизнь!» — шептали с левого плеча. «А мозги тебе зачем?» - кричали с правого. Как это часто бывает, нужда привела к решению. Дайкс раздобыл какие-то цифры и создал модель, с помощью которой можно было отслеживать показатели выступления игроков, не выходя из комнаты. Так у него появился собственный скаутский алгоритм.

Придя на собеседование в Брентфорд и узнав как много для команды значит аналитика (очень много!), он понял, что это шанс.

«Я должен был привнести что-то своё, поскольку в Брентфорде уже очень хорошо умели находить талантливых футболистов. В итоге я предложил, а потом и внедрил, свой алгоритм и идею о том, что на поле не 11, а 16 позиций. Вот вам пример - 11-й номер и 11А. Оба левые вингеры, но 11-й действует по внешней стороне фланга - он левша, как Райан Гиггз. 11А - это Криштиану Роналду, он проникает с фланга внутрь, играя почти как нападающий. В предыдущих сезонах Брентфорд был вынужден менять расстановку на поле в важные моменты. Имея игроков на 16 разных позиций, мы можем делать это безболезненно».

С игроками работает специалист по сну

Это Анна Уэст, тренер по сну в Брентфорде.

Ранее Анна работала с Датскими военными и олимпийским комитетом страны (в частности, сборной по плаванию). Писала статьи. Короче работала пока мы спали в прямом смысле, а не выпендрёжа ради.

По словам Уэст, мы спим 90-минутными циклами. В первой части отдыхает тело, в последней - наш мозг и сознание. Если игрок плохо спит, вероятность травмы заметно возрастает. «Исследования показали, что если атлет в среднем спит меньше 8 часов в сутки, риск получить мышечную травму увеличивается в 1,7 раз. Это очень большая цифра и в Брентфорде мы отчётливо видим эту зависимость» - отмечает Уэст.

Рекомендации Уэст всегда подобраны под конкретного человека. Начиная работать с футболистами, Уэст просит их заполнить анкету, выявляющую факторы, которые могут помешать сну. Затем отслеживает качество их сна через электронный браслет и только после этого что-то советует. Эмилиано Маркондес (ныне в Борнмуте) часто мучился от бессониц, играя за Брентфорд. Уэст посоветовала ему в такие моменты вставать и заниматься любимым делом. Эмилиано шёл рисовать свои будущие татуировки, чертить обстановку дома-мечты и планировать организационные детали собственной школы свободных ударов. Это помогало ему расслабиться и в конце концов уснуть.

Несколько лет назад Уэст спросила игроков, в чём они спят. Оказалось, что многие — в хлопковой футболке. «Это примерно как помочиться в свои штаны, - объяснила специалист - Сначала вас обволакивает приятное чувство тепла, а потом становится некомфортно». Уэст попросила таких игроков на время сна надевать футболки из материала dry-fit, который стабилизирует температуру тела. Результат – качество их сна было даже лучше, чем у тех, кто спал голый или в пижамах. Они перестали ворочаться и прерывать 90-минутные циклы.

«Улучшения в чём угодно всегда нравятся любым профессиональным спортсменам, потому что на том уровне ты пытаешься выжать максимум из любой мелочи» - отмечает Уайт.

Клуб отказался от своей юношеской академии, но стало лучше

Это Расмус Анкерсен: красавчик, харизма и директор по футбольному развитию Брентфорда. Он пишет книги, выступает на ТВ-шоу и принимает очень смелые решения.

Придя в Брентфорд, Анкерсен стал наблюдать, считать и подвергать сомнению вообще все традиции и нормы английского футбола. Кажется, академия клуба как раз в этом и нуждалась. Используя бреши в контрактной системе, многих игроков оттуда до подписания контракта с главной командой Брентфорда перехватывали клубы АПЛ, оставляя без игрока и адекватной компенсации. 

«Мы тратили очень много денег на академию - около 2,5 миллионов фунтов в год, но не получали ни прибыли, ни качественных футболистов. Мы посчитали, что на каждого игрока, у которого есть шансы пробиться в главную команду, приходилось 7-8 тех, у кого их нет. С этим можно смириться если того, кто пробился, выгодно продать. Его покупка оплатила бы развитие всех остальных» - рассуждает Анкерсен.

Однако когда такие таланты в Брентфорде появлялись, их переманивал Манчестер Юнайтед или Сити, выплачивая смешную компенсацию в 30 тысяч фунтов, что изрядно выводило из себя боссов Брентфорда. И тут Анкерсена, как героя кино, увидевшего желтые ножницы и в раз догадавшегося, кто убил почтальона, осенило. Клубы АПЛ ежегодно выпускают сотни игроков из своих академий, которые отправляются на все четыре стороны в 17 лет, не попав в основную команду по причине банальной неспособности вести себя «по-взрослому». Так зачем тратиться на свою академию если можно быть первыми у ворот после выпускного в Челси, Арсенале и Тоттенхэме!

Анкерсен перевернул шахматную доску. Он закрыл академию и поспособствовал созданию команды «Б», в которую приглашаются талантливые игроки в возрасте от 18 до 24, оказавшиеся ненужными в академиях клубов Премьер-Лиги, а также футболисты из Европы, стремящиеся попасть в АПЛ. Их принимают в пчелиную семью и помогают развить качества, отсутствие которых не позволило им попасть в основу их предыдущих клубов.

Команда Б не выступает в какой-либо лиге, но при этом имеет постоянную практику игр против топ-клубов (Бавария, Боруссия, Бордо), которые часто ищут что-нибудь такое, что добавит перца их тренировочному процессу. Бренфорд Б, где каждый готов выпрыгнуть из трусов, чтобы доказать, что может играть на равных с лучшими, никогда не разочаровывает своих соперников.

А ещё...

Брентфорд учит молодых игроков готовить, организовывает для футболистов бизнес-тренинги, играет в футзал каждую неделю, следит за успеваемостью тех, кто ещё заканчивает школу, и использует собственную «таблицу справедливости» для оценки выступления команды (в этой таблице команды ранжируются по ожидаемым очкам на основе показателей качества игры, дабы не принимать решений на основе случайностей, влияющих на результат).

«О нас иногда говорят так, будто мы лишь смотрим в компьютеры и игнорируем человеческую составляющую, но на самом деле, мы очень много внимания уделяем развитию личности.» — подытоживает Расмусен.