15 мин.

Григорий Андреев: «Поражениям не может быть никаких оправданий»

Привлекался в молодежную сборную России. Бронзовый призер Еврокубка, а также чемпионата Профессиональной Баскетбольной Лиги (ПБЛ) страны в составе подмосковного «Триумфа». Единственный мастер спорта международного класса в «Иркуте» нынешнего сезона. Григорий Андреев перед стартом длительной домашней ответил на вопросы автора этого блога.

— Григорий, недавно мне поступил такой комментарий, дескать, болельщики хотят немного больше познакомиться с баскетболистами «Иркута». Все-таки команда очень серьезно обновилась, и наши любители баскетбола не всех еще узнали и запомнили. Поэтому для начала расскажи немного о себе, где начинал, как начинал…

— Меня зовут Григорий Андреев, я 1990-го года рождения (смеется). А вообще, я из Санкт-Петербурга, баскетболом заниматься начал в спортивной школе Адмиралтейской, что в самом центре города находится (речь идет о СДЮСШОР №1 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга – прим.), а первым моим тренером там был ныне уже покойный Дмитрий Михайлович Перфильев. Там все начиналось, и оттуда меня позвали в сборную города. Мы тогда неплохо выступали, на первенстве России наша команда заняла первое место. Как-то однажды к нам приехала команда из Перми (тогда она еще была «Урал-Грейтом», а потом стала РВК), начали звать меня к себе, даже деньги предложили. Я подумал: «Во, класс!», и поехал играть за них. В этой команде я провел два месяца, и тогда мы выиграли чемпионат России по своему возрасту. Ну а после этого я уже стал играть за РВК.

— На сайте РФБ написано, что РВК была московской командой.

— Мы базировались в Чеховском районе. Там есть такая база, называется «Голубой городок», целый городок для спортсменов. Там мы жили и тренировались.

Наша команда выступала по старшему возрасту в первенстве ДЮБЛ, по 1989-му году. В финале мы всего одно очко уступили «Химкам» и заняли второе место. Там я получил титул лучшего игрока команды, очень много забивал в то время. Дальше началась карьера «триумфовская», там я провел пять лет.

— Как ты оказался в «Триумфе»?

— После второго места в ДЮБЛ всю нашу молодую команду забрали в систему нового клуба – «Триумфа», который стал правопреемником «Динамо» из Московской области после его расформирования. Создалась целая система команд – в Суперлиге А, Суперлиге Б и в ДЮБЛ. В Детско-юношеской лиге мы вновь заняли второе место, на этот раз проиграли московскому ЦСКА. Немного поиграл в Суперлиге Б, меня туда привлекали уже в первом сезоне.

— В молодежных командах «Триумфа» у тебя статистика неплохая была.

— Да, в принципе, там я был одним из лидеров. На меня там делали ставку, вместе со всей командой рос. Все было классно. Оттуда я и попал в сборные команды России, сначала в U-18, а потом в U-20. Среди 18-летних я не очень много играл, там был тренер химкинский, который делал ставку на своих ребят, да и были они посильнее. А вот на молодежном чемпионате Европы я уже играл больше, и получалось неплохо (сборная России тогда заняла пятое место – прим.).

— Кто еще в той команде играл с тобой, кто сейчас на слуху?

— Со мной тогда выступал Евгений Валиев, который сейчас играет в «Зените», Владимир Пичкуров из «Енисея» был. Один из лидеров той команды, Сергей Палкин, по здоровью закончил. Неплохо играл Алексей Мурычев, но у него карьера не сложилась, выбрал себе другую стезю. Много было наших триумфовских ребят, кто-то уже закончил. Сами знаете, детский баскетбол от взрослого отличается, переход не всем дается.

— Что можешь сказать об игре за сборные команды?

— На первенстве Европы среди юношей в 2008 году нам помешала выступить лучше всего одна ошибка. В группе мы тогда практически всех обыграли, и перед последним матчем против Латвии тренеры посчитали, что нам можно проиграть не больше четырех очков. Оказалось – не больше трех. В итоге мы проиграли 4 очка и откинулись играть за восьмое место.

Лучше выступили на молодежном чемпионате. Тренерами были Василий Карасев, Алексей Васильев, Борис Ливанов, Николай Архипов. Больше народа было из «Триумфа». Впечатления от того турнира остались классные. Тогда мы хорошо играли и проиграли только Франции, Хорватии и Греции, в итоге заняли пятое место. Много сильных игроков тогда играло против нас – у греков были Никос Паппас, который сейчас в «Панатинаикосе» выступает, Костас Папаниколау, в НБА поигравший. У меня статистика неплохая была, а лидерами в той команде были я и Владимир Ивлев.

— В следующем сезоне ты из «Триумфа» перешел в «Урал», команду из Суперлиги. Как это произошло?

— Я должен был остаться в первой команде «Триумфа», но возникло предложение поехать в «Урал», чтобы играть. Все-таки в «Триумфе» можно было присесть на скамейке, там сильные легионеры были. Агент предложил вариант с «Уралом».

Там тоже была хорошая команда, в то время там выступал Антон Глазунов, Тарас Осипов, были даже легионеры – американцы Марки Перри и Келвин Торберт, а тренером там был Андрей Кибенко. У меня там неплохо получалось играть, в среднем было около десяти очков за игру.

Оттуда я вернулся в первую команду «Триумфа», играл не очень много, но около десяти минут в ПБЛ получал. Сезон у команды вышел неплохой – мы заняли третье место в регулярке и третье – на Кубке Вызова, благодаря чему я и получил звание мастера спорта международного класса.

— Расскажи немного о Кубке Вызова?

— В квалификации мы обыграли «Красные Крылья» и попали в Кубок Вызова. После этого у нас были разъезды по Европе, в Испании играли, в других странах… Играли, выигрывали. Смогли отобраться в «Финал четырех», поехали в Венгрию. Первую игру проиграли, немного даже случайно («Триумф» тогда уступил французскому клубу «Элан Шалон» — обладателю Кубка Франции-2011 – прим.), а вот за третье место матч мы выиграли (люберецкие баскетболисты в борьбе за «бронзу» одолели хозяев – венгерский «Сольноки Олай», также обладателя национального кубка – прим.). Было здорово, нам даже тогда премию дали и звание мастеров спорта международного класса (смеется). Правда, я свою корочку так еще пока и не забрал. Ее надо в Москве получать, а времени на это нет, сезон длинный.

— И после этого ты вновь вернулся в Суперлигу…

— В определенный момент я решил уйти из «Триумфа» в другую команду, но были какие-то агентсткие дела, время было упущено, и в декабре мне пришлось ехать в «Союз» из Заречного. Не очень хороший сезон провел: не было сборов, не был готов…

Следующий год я провел у Бориса Ливанова, который тренировал в сборной, в Саранске. Там было все нормально, я играл неплохо, тоже около десяти очков набирал в Суперлиге, но потом команда в Саранске развалилась и ушла в лигу ниже. Всем игрокам, в том числе и мне, пришлось искать себе новые команды, хотя была договоренность, что мы будем играть именно в «Рускон-Мордовии».

Andreev

Андреев в составе «Рускон-Мордовии» играет против экс-иркутянина Ивана Павлова

Тогда мне контракт предложила «Рязань», говорили, что там я буду много играть, буду лидером, но после этого подписали людей, которые были и старше меня, и опытнее, и на большие деньги. Естественно, что они и большее игровое время получали. С «Рязанью» мы тогда попали в плей-офф, заняв восьмое место.

После этого сезона мне контракт предложил Ижевск. Там была неплохая команда, хорошая структура, но у нас не получалось играть. Проигрывали всем в одно-два очка, не было победного духа. В «Купол-Родниках» я выступал неплохо, набирал около двенадцати очков, и перед Новым годом к себе в Самару меня позвал Сергей Зозулин. Тогда мы вышли в Финал четырех Кубка России, проиграли «Зениту» и Ревде, заняли четвертое место. Потом и в Суперлиге заняли четвертое место. Так получалось, что были на грани, но четвертое место нас преследовало. В «Самаре» удалось стать одним из самых результативных игроков в атаке, все было складывалось.

Потом, правда, по определенным причинам пропустил практически полгода, в «Химках» уже больше набирал форму, чем играл. Ну и этим летом я оказался в «Иркуте», с Александром Михайловичем (Лукиным – прим.) созвонились, он мне предложил приехать – и вот я здесь.

Andreev

— Какие впечатления от «Иркута»?

— Команда здесь мне очень нравится. По поводу структуры я так скажу, что она – одна из лучших среди всех клубов, где мне приходилось играть. По организации, по медицине, по восстановлению, по тренировочному процессу. Выдают все, что только можно: начиная от формы и заканчивая бутылочками, протеинами, разными средствами для восстановления. По Суперлиге еще ни в одной команде я не был, где было бы все настолько хорошо. По многим параметрам работу в клубе можно сравнить с организацией работы в Лиге ВТБ. Поэтому никаких претензий или вопросов к руководству клуба даже быть не может. Скорее, тут можно только сказать огромное «спасибо» за то, как оно относится к игрокам команды.

Город хороший, много людей ходит, поддерживает нас. Другое дело, что мы пока почему-то свою игру найти не можем. Но я верю, что мы сможем и в плей-офф выйти, и там всем доказать, что мы хорошая команда. Мы все работаем над этим и все этого хотим.

Мы сейчас ищем свою игру, тренеру приходится что-то придумывать. Некоторые играют немного не на своих позициях. К примеру, я сейчас чаще играю первого номера, хотя моя родная позиция – «двойка». Как получается, так получается.

Чего-то нам все равно порой не хватает. То ли концентрации, то ли сдержанности. То мы плохо начинаем, то плохо заканчиваем. Играем волнами, «вверх-вниз», с большими перепадами. Нет никакой «золотой середины», этакой «ровной линии». Хотя в жизни ровные линии вообще сложно найти, но хочется хотя бы минимизировать всплески. Иногда дело доходит до смешного в играх, но сейчас, после стольких поражений, это уже не смешно.

На тренировках сейчас пытаемся разобраться, работаем, работаем над этим. Хочется верить, что мы найдем то, что нам мешает, и что все будет хорошо. И я верю, что мы сможем наладить игру.

— Как оцениваешь свою игру лично?

— В первых играх семи показывал хороший процент атак, из-под кольца, с периметра, из-за дуги. Потом стали игру перестраивать, пришлось перестраиваться от индивидуальных действий в сторону командной игры. Если сначала мы говорили, что я должен забивать, то сейчас я больше должен отдавать передачи. Приходится отказываться от своих моментов в пользу партнеров, я пытаюсь атаки сейчас больше организовывать. Вообще, в последнее время отдаю много передач – по шесть, семь. С Ижевском, например, сделал 16 атакующих передач, но из них завершили точно лишь 5 атак, это уже проблема реализации.

Знаю свои возможности, знаю, что способен на большее. В начале сезона оценил бы свои индивидуальные действия на «четверку», но сейчас – на «троечку». По командным – получше, может быть, даже «четыре с половиной». На тренировках работал, чтобы соединить это все вместе – и отдавать чтобы, и забивать. В ближайших матчах посмотрим – хорошо ли поработал или нет.

Andreev

— Какие игры можешь себе однозначно занести в актив, а какие – в пассив?

— Мне кажется, хороших игр я сыграл больше, чем плохих. С Сургутом, Ижевском и МБА сыграл хорошо. Единственная же игра, где я действительно провалился – это в Химках. Я тогда себя очень плохо чувствовал, не мог дышать, горло было очень сильно заложено. Бегал будто не здесь. Для меня она была одна из ужаснейших. Хорошо, что команда тогда победила.

— С кем-то из нынешних игроков «Иркута» ранее играть доводилось?

— Да, в свой первый сезон в «Урале» я играл с Виталиком Ионовым. В «Рязани» мы сезон вместе начинали с Михаилом Карпачевым, но он потом ушел в экспериментальную команду «Россия». Давно знал Алексея Бабушкина по  «Триумфу», тренировались с ним, но он младше меня. В принципе, я и Филипа Самойловича знал – по игре на чемпионате Европы, он тогда выступал за Черногорию.

— А с главным тренером был знаком?

— Нет, с Александром Михайловичем никогда ранее лично не работал, но бывало, что парой фраз перекидывались. Что-то типа «привет, как дела». Заочно знакомы были, но так, чтобы вместе работать – такого не было.

— Может быть, знаком был с его новым помощником – Станиславом Истоминым?

— Вот о нем я вообще ничего не могу сказать, первый раз его увидел. Но некоторые ребята с ним работали, Антонио Каетано говорил, например, что он многое знает и понимает. Александр Михайлович тоже сказал, что он тренер хороший и нам поможет. На тренировках он нас сейчас подбадривает, некоторые моменты подсказывает. Это именно то, что нам сейчас и нужно.

— Помнишь свою первую игру в Иркутске?

— Да, приезжал сюда, когда еще за «Урал» играл. Тогда были спаренные игры. В один день мы выиграли, а в другой проиграли. Тяжелые тогда матчи были. За Иркутск тогда играл Ваня Павлов, Сережа Токарев, Сепелев выходил…

Какие впечатления создаются от города по сравнению с теми, когда приходилось здесь раньше играть?

— Раньше, когда приезжал сюда, в Иркутск, всегда здесь нравилось. Нравился Байкал, мы часто туда ездили, кушали там рыбку, ходили в нерпинарий, в музей. Но зимой я здесь раньше не был, приезжали либо осенью, в начале сезона, либо весной – в конце. С зимой здесь столкнулся впервые – и было очень холодно! Я еще был немного не готов, оставил дома, в Петербурге, куртку зимнюю и шапку. Резко очень похолодало, у меня только кепка, капюшон – и я такой прямо «Ооо, как я замерз»!

Люди здесь очень хорошие, добрые. Иркутск мне очень нравится, он не особенно большой, но в нем есть все для жизни. Город мне очень близок, здесь в центре города, где я живу (неподалеку от «Чемпиона», на 5-й Армии, как раз между «Трудом» и «Чемпионом»), старые дома очень похожи на те, что есть в Питере, мне это привычно. Не могу про Иркутск сказать ничего плохого, здесь здорово.

— Куда-то уже вместе с партнерами по команде выбирались?

—Один раз ходили в баню, нам это устроил клуб, а еще – вместе выбирались в кафе, посидели с ребятами, пообщались. А вообще часто ходим друг к другу в гости. И в кино, куда еще же (смеется).

—На Байкал все вместе еще не выезжали?

— Пока еще нет, у нас очень тяжелый график сейчас, много тренировок, много работы. Нам сейчас результата не хватает, поэтому больший упор делаем на работу. Нужно совершенствоваться.

— Впереди длительная домашняя серия. Что можешь сказать про предстоящие игры и соперников, с кем сыграет «Иркут»?

— Практически со всеми, с кем мы будем играть, мы уже встречались. Не играли только с «Зенит-Фармом». Про них могу сказать, что это команда молодая, которая будет до конца биться и бороться. У них много молодых, которые сейчас только учатся. Думаю, для них результат не первостепенен, сейчас они больше обучаются.

У «Спартака» были какие-то проблемы перед стартом сезона, они там буквально за две недели собрались до начала чемпионата. Это, конечно, непрофессионально, ненормально. Поэтому у них такой и результат. Плюс там ребята молодые, многие только делают первые шаги в мужском баскетболе.

Andreev

В матче с «Зенит-Фармом» Григорий набрал 9 очков и сделал 7 передач, а «Иркут» разгромил своего оппонента со счетом 91:50

Нам нужно брать все домашние игры. Не знаю, почему нам пока не везет, чего-то нам не хватает. Пока не понимаем, но как поймем, так и начнем выигрывать. Но у всех соперников, с кем мы будем в этой домашней серии играть, нам нужно побеждать. И никаких мыслей о проигрыше быть даже не может. Потому что нам пора выигрывать, иначе нас будут ждать большие проблемы.

Никаких оправданий нашим поражениям нет и быть не может. Кто-то из наших известных отечественных комиков о своей работе сказал отлично, мне очень понравилось. «Я – комик, я должен выходить на сцену, чтобы всех развлекать и шутить. А у меня, допустим, сегодня умерла мама. Я не могу шутить, я плачу. Но я все равно выхожу на сцену и улыбаюсь. Это – работа». То же и здесь. Вышел – сделал результат – ушел. Дальше иди и занимайся своими проблемами.

— Не читаешь то, то пишут болельщики в Интернете?

— Нет, после игр не захожу и не читаю. Стараюсь не забивать себе голову, больше концентрируюсь на словах тренера. Хотя, болельщики, естественно, имеют право на свое мнение, в том числе и на критику. Но нам тренеры даже говорят, чтобы мы лишний раз на этом не зацикливались. Возможно, кто-то из ребят что-то и читает, но я не смотрю.

— А на улицах тебя уже узнают?

—Честно скажу – нет. Я редко куда выбираюсь, к тому же, я не такой фактурный, высокий. Закутаюсь в шарф, капюшон – и иду до магазина, до «Чемпиона» или «Труда» по 5-й Армии. Кто же меня узнает (улыбается). После игры, бывает, девочки и мальчики молодые подходят, просят сфотографироваться, автограф дать – с радостью это все делаю, не отказываю.

— Недавно читал интервью с нашим главным баскетбольным болельщиком, Пашей Дедюхиным. Он там вспоминал, что когда фанатское движение на баскетболе в Иркутске только-только зарождалось, игроки сами к трибунам подходили и говорили, мол, не мешайте нам играть. Сейчас-то они не мешают?

— Нет, нисколько не мешают. Наоборот, пускай они болеют даже еще громче. От этого плохо гостям, но не нам. Когда мы забрасываем, зал взрывается, это очень давит на соперника. А еще фанаты могут «давить» на судей тогда, когда судейство не очень ровное. Мы не можем этого делать на площадке, а они – могут. И это здорово!

— Что можешь сказать болельщикам напоследок, что пожелаешь им?

— Хоть мы все приехали из разных городов, но мы сделаем все возможное для Иркутска, что в наших силах, постараемся сезон провести на «ура». Пусть ходят на наши игры, болеют за нас, ведь нам важна их поддержка, ощущение атмосферы, когда мы забиваем, делаем какие-то хорошие действия… За нас болеют даже тогда, когда мы проигрываем, это очень приятно. Желаю всем болельщикам терпения, надеюсь, что мы все сделаем хорошо, и что после этого сезона в итоге все будут рады и довольны. 

Фото: Кирилл Конин, Татьяна Глюк, официальная страница БК «Иркут» в социальной сети ВКонтакте