Саудовцы все же не купят «Ньюкасл»: они воровали телетрансляции АПЛ и забили на решения ВТО, а лига 4 месяца тянула с вердиктом
Мбаппе на Северо-Востоке Англии не будет.
Весной наследный принц Саудовской Аравии собирался купить «Ньюкасл», там уже прикидывали, какой состав можно собрать в ближайшее трансферное окно: говорили даже о переходе Мбаппе. В апреле считалось, что покупка – решенный вопрос.
Но теперь все сорвалось, инвесторы официально отозвали предложение.
«Мы глубоко признательны сообществу Ньюкасла, но решили отказаться от покупки футбольного клуба «Ньюкасл Юнайтед», – говорится в официальном заявлении. – Мы делаем это с сожалением, поскольку были воодушевлены и полны решимости инвестировать в великий город Ньюкасл и верили, что можем вернуть клуб на его место в истории».
В заявлении обозначают и причины, почему свернули сделку: неопределенность из-за коронавируса, которая влияет и на планы по обновлению клуба, но самое главное – затянувшийся процесс одобрения со стороны Премьер-лиги.
Со скупым владельцем Майком Эшли договорились еще в начале весны: за клуб предложили 300 млн фунтов – Майк только этого и ждал, и с радостью согласился. Он много раз повторял, что покупал «Ньюкасл» только ради выгодной перепродажи. Ждать достойного предложения пришлось 13 лет.
Покупать «Ньюкасл» собиралась группа инвесторов во главе с английской бизнесвумен Амандой Стэйвли (это она привела шейхов в «Ман Сити»). Стэйвли давно хочет купить «Ньюкасл»: она часто говорит, что обожает фанатов клуба. Пару лет назад она трижды обращалась к Эшли, но тогда он отказался продавать.
Теперь Аманда приходила не одна: ее компании PCP Capital принадлежало бы всего 10% акций, еще 10% достались бы английским миллиардерам из Reuben Brothers. Но главным инвестором должен был стать Фонд Государственных Инвестиций правительства Саудовской Аравии (известный как PIF). Именно им принадлежало бы 80% «Ньюкасла»: рулил бы клубом глава PIF Ясир аль-Румайян, а главным бенефициаром и настоящим владельцем клуба видели принца Саудовской Аравии Мухаммеда Бен Салмана – фактического правителя страны и президента PIF.
Сразу после заявления об отзыве предложения Аманда Стэйвли в интервью The Athletic подробно изложила свою версию событий:
«Премьер-лига не хотела, чтобы целая страна стала владельцем футбольного клуба, – говорит бизнесвумен. – Нам говорили: «Мы не считаем, что фонд будет конечным владельцем. На наш взгляд, на практике владеть клубом будет правительство – следовательно, нужно, чтобы страна официально это признала». Так ситуация стала неразрешимой. Нам сказали, что не отвергнут предложение, но и не одобрят его – просто будут тянуть этот процесс месяц за месяцем.
В АПЛ есть проверка «на соответствие высокому имени лиги». Не самая сложная процедура: ее проходят все, кто покупает клуб. По информации The Athletic, еще в апреле представители Премьер-лиги сказали Стэйвли, что все одобрят в ближайшее время. Но уже в июне расклад изменился: на АПЛ давили с нескольких сторон:
• Против покупки «Ньюкасла» выступали несколько клубов: точно известно, что официальную позицию выразили «Ливерпуль» и «Тоттенхэм».
• Одобрением были бы недовольны правозащитники – все из-за Мухаммеда Бен Салмана. Правителя Саудовской Аравии обвиняют в нарушении прав человека и даже называют организатором убийства журналиста Джамала Хашогги в 2018-м. Саудовский журналист критиковал Бен Салмана, ради безопасности ему пришлось переехать в США. Два года назад 60-летний Хашогги пришел в стамбульское посольство СА за документами, нужными для оформления брака – его убили на территории посольства.
К руководству АПЛ обращалась даже невеста Хашогги: «Я хочу, чтобы вы задумались, насколько правильно принимать предложение Мухаммеда Бен Салмана. Верный ли это путь, чтобы вывести клуб из отчаяния. Как можно, чтобы клуб контролировал человек, которого должны наказать за убийство?»
Мнение женщины поддержали 16 членов парламента Великобритании. Они считают, что покупка «Ньюкасла» – способ отмыть свое имя через спорт, они видят мотивацию Бен Салмана так: гораздо приятнее, когда медиа называют тебя не «убийца журналиста» или «диктатор», а «владелец «Ньюкасла».
• Считается, что главная причина сомнений и итогового отказа – официальное пиратство в Саудовской Аравии, там открыто крадут контент АПЛ.
Правами на Ближнем Востоке владеет катарский медиагигант BeIN. Но Саудовская Аравия с 2017-го конфликтует с Катаром, а BeIN на территории страны запрещен. Саудиты придумали телеприставки BeoutQ: сигнал BeIN и других каналов просто воруют и перепродают. Название – тоже символ: Beout – это противовес BeIN, а Q – значит Катар.
Премьер-лига, Ла Лига, УЕФА и ФИФА давно знают о проблеме и пытаются бороться. Одна только АПЛ девять раз пыталась подать в суд на BeoutQ – это надо делать в Саудовской Аравии. Но ни один иск не дошел до суда: саудовские юридические фирмы отказывались заниматься этим делом.
BeIN – один из крупнейших партнеров АПЛ, их действующий контракт – это 650 миллионов фунтов. Катарский канал сразу был резко против саудовцев в «Ньюкасле», дошло до прямой угрозы разорвать контракт и не платить эти деньги. К тому же BeIN настаивает, что АПЛ должна разобраться с пиратами – иначе в следующий раз компания столько не предложит.
Правда, из этой ситуации был выход: Саудовская Аравия могла сама выкупить права на показ Премьер-лиги – и тем самым компенсировать лиге потери от ухода BeIN.
В BeIN, кстати, и сами активно борются с BeoutQ. У катарской медиаимперии и не было шансов в саудовских судах, но они подали жалобу в Всемирную Торговую Организацию. ВТО постановила, что сервис «управляется физическими или юридическими лицами, подпадающими под уголовную юрисдикцию Саудовской Аравии», соответственно, Саудовская Аравия нарушает интеллектуальные права, поскольку не может справиться с пиратами.
Кроме того, ФИФА осудила Саудовскую Аравию за содействие пиратам «в течение последних трех лет» и обвинила в активном участии в самом пиратстве.
«ФИФА согласна с рекомендациями ВТО и требует, чтобы Саудовская Аравия предприняла необходимые шаги для того, чтобы немедленно выполнить свои обязательства по соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности, чтобы защитить законных партнеров в медиаполе – таких как BeIN, а также сам футбол», – говорится в заявлении.
Это решение поставило сделку по покупке «Ньюкасла» под угрозу: фактически Мухаммеда Бен Салмана (напомним, президента PIF) обвинили в пиратстве.
Источник The Athletic считает, что лига давала Саудовской Аравии время. Для одобрения сделки нужно было согласиться на требования ВТО: публично закрыть BeoutQ, компенсировать BeIN убытки за три года пиратства, восстановить BeIN в правах в Саудовской Аравии и пообещать больше не поддерживать пиратство.
Что сделали в Саудовской Аравии? Назвали решение ВТО собственной победой (для официальных пресс-релизов просто подделали бумаги), окончательно запретили в стране BeIN и разослали письма английским политикам (одно точно пришло от главы PIF лично) с просьбой быстрее закрыть сделку по «Ньюкаслу».
А потом еще и подали апелляцию на решение ВТО (которое назвали собственной победой). Но процесс застопорился из-за перестановок в самой ВТО.
«Сделка сорвалась из-за вопросов по пиратству, – говорит источник The Athletic. – Забудьте все остальные аргументы. Все было кончено еще тогда, когда саудовцы в ответ на требование ВТО сделали все наоборот. Примерно месяц назад Премьер-лига сказала покупателям: PIF – это государство Саудовская Аравия, которое занимается воровством, и если это не прекратится, сделки не будет».
Решающий эпизод для инвесторов – когда Премьер-лига отказалась назвать дату финального решения (вспоминаем слова Аманды Стэйвли про бесконечное затягивание без отказа/одобрения). Саудовцы и их партнеры отозвали предложение сами – и, кстати, потеряли 17 миллионов фунтов задатка: если бы лига отказала сама, эти деньги пришлось бы вернуть.
В Премьер-лиге выдохнули, в Ньюкасле – недовольны
Спортивный редактор BBC Дэн Роун в колонке пишет, что представители Премьер-лиги довольны таким исходом – проблема решилась сама собой. Все логично: если саудовцы больше не претендуют на «Ньюкасл», то и формально обосновывать отказ не надо.
А вот в Ньюкасле все грустят по поводу срыва сделки. Среди траста фанатов, в который входит больше 10 тысяч человек, проводили опрос: 96,7% выступали за смену владельца и с радостью приняли бы инвесторов из Саудовской Аравии. Саудовцы планировали инвестировать не только в клуб, но и в Северо-Восток Англии в целом – один из самых бедных и депрессивных районов страны.
«Я знаю, что многие избиратели очень недовольны этим фактом, – заявила Чи Онвура, представитель Ньюкасла в Палате Общин. – Я обязательно напишу письмо в Премьер-лигу, чтобы узнать причину такого долгого одобрения заявки. Надеюсь, это даст хотя бы немного ясности фанатам «Ньюкасла».
Грустит даже Майк Эшли: он уже почти избавился от нелюбимого клуба. Летом он даже выкинул любимый финт – потребовал больше денег(из-за долгих переговоров). Даже на это инвесторы согласились. Но все обломала Премьер-лига.
Правда, на «Ньюкасл» претендуют не только шейхи. Английские СМИ пишут, что американский медиамагнат Генри Морисс готов заплатить за «Ньюкасл» 350 миллионов – даже больше, чем саудовский принц. Хотя та же Аманда Стэйвли в интервью сказала, что других претендентов на клуб не было, а предложение Морисса – просто выдумка.
Фото: globallookpress.com/Stephen Lock/ZUMAPRESS.com, Andy Rowland via www.imago-image/www.imago-images.de, Bernd von Jutrczenka/dpa; Gettyimages.ru/Catherine Ivill, Mike Egerton/Pool, Jan Kruger, Laurence Griffiths; beinsports.com
Лезут не в свои дела