8 мин.

ZZубами щелк

Цепкий прищур внимательных, проходящих насквозь глаз. Клубы табачного, запрещенного повсюду дыма. Глубокие морщины, наполненные временем, удачами и бесконечными разочарованиями, служащими для него пищей. Этот взгляд похож то на взмах лезвия в солнечных лучах, мгновенный и смертельный, то на прикосновение отца, теплое, любящее, успокаивающее своей всепонимающей заботой, своим могуществом. Убийца и отец. Ближе него нет, но и нет беспощаднее. Дать жизнь или искромсать сердце ледяным лезвием, холодным и безучастным ко всему, особенно к твоему страданию, к твоим мольбам.

фото: sportintv.com

Он вернулся. Он снова с нами, снова в Серии А. У мира снова есть шанс на то, чтобы увидеть в его футболе отражение самой прекрасной мечты, на которую оказались способны все мы, сегодняшние люди – вера в Жизнь. В ее первостепенность и самодостаточность. Футбол важнее всего – именно эта фраза мерцает в остром, режущем взгляде. Футбол важнее результата. Футбол – суть и смысл происходящего на прямоугольнике газона, к которому устремлены взгляды и мечтания целых поколений.

Новые владельцы «Кальяри» вернули большому футболу одного из самых противоречивых тренеров и есть высшая, буквально сакральная справедливость, в том, что Зденек Земан возглавил именно сардинцев. Невменяемый Массимо Челлино едва не свел их в комфортабельную долговую могилу, предварительно лишив разума своими выходками. Неприкаянный красно-синий корабль без родного порта, не имеющий возможности вернуться, ушедший в плаванье и забытый собственным президентом. Хмурый капитан – Диего Лопес (в чьих глазах полыхает почти тот же огонь, что завораживает и выжигает все вокруг одним нефизическим прикосновением – азартный и хищный прищур старого волка Земана) – держал курс на свой страх и риск, и не его вина, что все едва не закончилось катастрофой, мы обязательно услышим об уругвайском тренере, просто его время еще не пришло. Они не разбились, они удержались в прошлом сезоне, а в этом случилось многое, преобразившее их облик и изменившее судьбу. Возможно, навсегда. Возможно, кардинально. А возможно, все закончится плохо. Но именно для этого здесь он. Чтобы посмотреть в его глаза, окунуться в безумие и не чувствовать самого главного и единственного противника, чтобы освободиться от него, чтобы навсегда забыть. Забыть о страхе. И шагнуть вперед, туда, где еще мрак, где нет ничего, лишь надежды и предположения, лишь вера, пока этих мест не коснется пламя факелов. И чтобы сделать этот шаг, а за ним следующий и еще один и еще. Именно за этим в «Кальяри» безумный-безумный старик Зденек Земан.

«Мы должны много работать, если хотим развлечь людей на трибунах – наших настоящих фанатов»

Кажется, что он получил карт-бланш, кажется, что ему выдали лицензию на убийство, заранее оправдав любое действие, каким бы оно ни было и уж тем более каким бы ни казалось. У него под рукой молодой, голодный не только до побед, а до самой игры, состав. Сейчас он может творить, может идти на любые шаги, может следовать за своей звездой, не обращая ни на кого внимания. Это не Рим, здесь нет врагов внутри своего лагеря, здесь нет такого количества денег, а значит – страха. Здесь, именно это самое «здесь», сардинское, красно-синее «здесь» Зденека Земана – место для шага вперед.

«В «Кальяри» отличная команда – прекрасный подбор молодых игроков, готовых пахать»

Земан верит, верит в свои принципы, верит в себя, верит в мечту. Вера – единственное, что требуется для работы с этим безумным стариком. Готовность пойти за ним, чтобы ни случилось. Готовность пойти против всех обстоятельств, держать оборону от окружающей критики и следовать за прокуренным морщинистым человеком, словно за самим дымом, лишь на время обретшим кровь и плоть. Идти до конца и дальше, намного дальше. Вера – все, что у него есть. Против трофеев, против компромиссов, против современной денежной основы. Основы не только футбола, но и жизни. Вера – все, что ему нужно.

«Я знаю, что в футболе много тех, кто думает только о деньгах. Я хочу победить их»

Вера – то, что он дает, щедро и совершенно безвозмездно, с открытой душой. Если старик поверил – это насовсем. Сложно объяснить и еще сложнее представить, каково идти за своим игроком, отбрасывая в сторону неудачи и ошибки. В «Роме» вряд ли кто-то был способен воспринять, пропустить сквозь себя это бесконечное стремление Земана оставить в рамке ворот Мауро Гойкоэчеа. Зденек был непреклонен, его, как казалось, не кололи иглами, заходя под ногти, ошибки вратаря, он не чувствовал их, не обращал внимания, блокировал, отказывался их воспринимать. Старик так и остался с этим странным и оказавшимся совершенно не готовым к такому давлению парнем. Закончилось все скверно, Земан был изгнан из Рима, забросан камнями и укутан придорожной пылью, а Мауро в их последней игре закинул мяч в собственные ворота и потерялся с больших футбольных радаров.

«Раньше игроки были частью коллектива, были единым целым, теперь же они – индивидуалисты, прячущиеся за экранами своих гаджетов, отгородившиеся от мира наушниками и поглощенные интернетом»

Вера Земана в выбранный стиль игры, в игроков беспредельна, предоставляя самое дорогое, что есть у тренера, то, что он может дать молодому футболисту – право на ошибку. Со стороны это может принимать форму безумия, потерю связи с реальностью, неадекватность, просто бред. Но это только со стороны. С верой всегда так. Все вокруг расскажут вам, почему вы неправы или просто посмеются, и никто не протянет руку помощи. Для того, чтобы верить нужна храбрость, необходима отвага. Для остального достаточно логики, выраженной в умении подстраиваться под обстоятельства.

Поэтому старика так любит молодежь, поэтому у талантливых мальчишек, прошедших сквозь лес аренд и туманных перспектив в черно-синих тонах «Интера», появился шанс наконец-то запустить свою карьеру на взрослом уровне. Они готовы переносить нечеловеческие нагрузки, готовы пахать без остановки, готовы служить верой и правдой безумному чеху, проросшему корнями в итальянскую землю. Симоне Бенедетти, Лоренцо Кризетиг и Самуэле Лонго сыграли до этого сезона на троих ровно три матча в Серии А, еще точнее – двадцать семь минут, да и те приходятся на долю одного Лонго. Стоит прибавить в их ряд двадцатилетнего мальчишку в рамке – Алессио Краньо (опыта на уровне Серии А - ровно ноль) и сказать, что все они входят в наигрываемый Земаном состав, чтобы представить объем вливаний молодой итальянской крови через чешские вены прямиком в большой футбол. А по близости, прямо под рукой есть еще Капуано (22), Мурру (19), Донса (18), Адриан (19), Лой (17), Капелло (18). Сложно себе представить команду Серии А настолько, буквально до самых краев, наполненную юной кровью, насыщенной надеждами, мечтами и (пока/всё еще) нереализованным потенциалом. Для многих этот шанс – подарок небес и многих из них мы получили не на сезон, они пришли надолго. Не дадут соврать Верратти, Инсинье, Иммобиле и Марко Сау, дождавшийся новой встречи с Земаном в «Кальяри». Для Марко этот сезон должен стать особенным, это должен быть его год.

«Новый стадион невероятно важен, но я хочу сохранить дистанцию между футболом и наживой. Иногда, если ты строишь стадион, это становится извинением, оправданной причиной, позволяющей вливать средства в инфраструктуру, и я не думаю, что это идет на пользу футболу»

Красно-синий остров переживает новое рождение. Новый босс Томмазо Джулини мечтает о новой арене и месте в Лиге чемпионов уже к двадцатому году. Такие планы кажутся слегка безумными даже Земану, он не обещает так много, говорит осторожно и выверено, он далеко не таков, каким его принято считать. Просто в современном мире удобнее надевать маски безумцев на тех, кто этому миру неугоден. Это секрет, большой секрет Зденека Земана. Безумен не он, безумен тот, кто рядит его в шутовские наряды. Все наоборот. Впрочем, разговор сворачивает на узкую и чрезвычайно скользкую тропинку. Будем придерживаться стены, время для балансирования над пропастью еще найдется.

«Я рад, что у президента есть амбиции и мечты – это фундамент в нашем спорте. Но прежде всего, необходимо создать стабильный, долгосрочный проект»

Неизвестно, что и как там сложится с новым руководством, когда будет воздвигнут новый стадион и будет ли на красно-синих берегах Лига чемпионов. Известно другое – у Зденека Земана новая команда, голодная до футбола и готовая убивать ради клочка изумрудного газона, ради одного касания мяча, ради привкуса на губах, что наполняет все тело, опускаясь мячом за линией ворот соперника. Старик построит в рамках своей вечной системы игру, выставит все настройки на скорость и атаку, а мы все это увидим из самых первых рядов.

И не забывайте, он не вечен, как тот самый город, хоть в это и не верится. Современный мир пожирает его, закрывая двери больших клубных офисов, показывая пальцем, издевательски гримасничая. Каждый его шанс – наш счастливый случай, возможность последить за работой безумно влюбленного в футбол, в саму игру и только в нее, человека. Однажды настанет новое утро, а его, помните, как у Ремарка, его уже не будет. Он превратится в серый, пепельный дым, поднимется в небо и растворится в порывах ветра, в легком, счастливом, ароматном воздухе свободы. Пока он с нами – смотрите. Верьте в него, болейте за него, будьте рядом. Это ведь чудо – романтик современного мира, которому едва ли не ровесник.

«Я вижу людей, а не деньги. Вижу бьющиеся сердца, а не кошельки»

Вокруг насмешливые, но любопытные, лишь слегка опасливые взгляды овец, защищенных мультимиллионными контрактами и им же подчиненных, а значит, волки будут сыты.

Щелк.

«Я верю в человеческие взаимоотношения и ненавижу тех, кто живет в телефоне, живет в сети, а не в жизни»