7 мин.

Прошу прощения

Почти три года назад Андрей Воронцов был назначен главным тренером сборной России по плаванию. Блог «Олимпийские виды», вспоминая его действия на этом посту, задается вопросами – где ошибся Воронцов, выстраивая отношения с личными тренерами, и почему за год до Олимпиады федерации плавания придется принимать непростое решение?

«Я в курсе, что происходит в стране, на своей родине я совсем не чужой человек»

Ради сборной России Воронцов бросил обжитой угол в английском графстве Сомерсетшир и переехал в маленькую московскую квартирку, оставшуюся от матери – ведь сам он уехал из России еще в 1993 году, ухватившись за первое стоящее предложение. Спустя 15 лет Воронцов решил вернуться на родину не самым обычным способом – отправил заявку на конкурс главных тренеров сборной. И выиграл его, несмотря на жесткую конкуренцию, – возглавить не хватающую звезд с неба команду пожелали сразу 11 претендентов.

Но победил импозантный мужчина с хитрыми усами и профессорской внешностью. Возможно, приглянулся Воронцов основательным научным подходом – на своей прежней работе в сборной Англии он успел издать кучу научных статей и учебных программ, не забывая о своих прямых обязанностях – английское плавание на стыке веков планомерно двигалось из грязи в князи.

Считалось, что как раз такого тренера-профессора сборной России и не хватает. Ее прежний тренер Александр Клоков слыл крепким хозяйственником, грамотным практиком, но методическую и научную работу недолюбливал. Команда при Клокове не сказать, чтобы валилась, но и не прогрессировала. Плавали, как могли, а хотелось большего.

«Личным тренерам придется потрудиться, ведь я требую от них много документов – так должно строиться их взаимодействие с главным тренером сборной»

Первым программным требованием Воронцова на новом посту стало полное подчинение спортсменов и их личных тренеров руководству. Хотите находиться в списках главной команды и получать финансирование от федерации – будьте любезны выполнять наши требования. Непривычные к такому подходу роптали – одни, как тренер Зуевой Наталья Козлова, всеми правдами и неправдами прятали своих подопечных от централизованных сборов, другие, как Ирина Вятчанина, приезжали туда со своими планами, порой резко отличающимися от задач сборной. В большинстве случаев главный тренер сборной был, как кость в горле.

Это стало одной из роковых ошибок Воронцова – ему так и не удалось взять все нити управления спортсменами в собственные руки. Он стал заложником личных тренеров, которые получали от него какие-то планы, программы, наработки, но могли делать со своими подопечными все, что заблагорассудиться. Главное – грамотно отчитаться на тренерском совете о проделанной работе и предоставить красивый тренировочный план, а работать можно было по старинке.

Заметьте, речь не идет о грамотном Воронцове и безграмотных тренерах, которые вредят своим воспитанникам – и Козлова, и Вятчанина, и тот же Валерий Шевелев все давно всем доказали. Централизация тренировочного процесса, провозглашенная Воронцов одним из основных приоритетов, так и осталась писаниной на бумаге, а сам главный тренер, по сути, являлся свадебным генералом, который в подготовке спортсменов если и участвовал, то лишь косвенно.

«Считаю, что дисциплина в команде необходима. Я человек, который мягко стелет, но спать жестко»

«Дисциплина превыше всего» – этот лозунг также стал одной из главных заповедей Воронцова на новом посту. Если подчинения в тренировочном процессе ему удалось добиться только формального, то остальные его требования должны были выполняться беспрекословно – тренер поначалу насаждал жесткую, почти военную дисциплины, если хотите – муштру. Каждому личному тренеру приходилось приезжать на сборы с четким планом подготовки, выходить на бортик с тренировочным конспектом. На территории базы был введен строгий для всех запрет на курение, но в серьезность намерений главного тренера поверили только после того, как одного из тренеров отправили восвояси за то, что тот появился слегка навеселе.

Когда Станислава Комарова после Пекина завела любимую пластинку о возможном возвращении в бассейн поближе к Лондону, Воронцов жестко отрезал – или сейчас, или никогда. Так Комарова стала телекомментатором, а тренер продолжил закручивать гайки – лучший стайер страны Юрий Прилуков остался вне сборной, приехав на сбор за месяц до чемпионата Европы основательно растренированным. Его в команде с тех пор тоже не было.

Лишь спасителю сборной в Пекине Аркадию Вятчанину до поры до времени прощалось многое – его не один раз брали на крупные турниры авансом, без отбора. Очевидно, накануне Шанхая Воронцов просто сдержал когда-то данное слово, пойдя на непопулярное решение, и отцепил Аркадия от сборной. Юпитеру и так долго дозволялось больше, чем обычному быку, но отдачи от спортсмена в последние годы почти не было. Безусловно, невыполненный норматив выступил только предлогом, а корень взаимного недопонимания разрастался давно и основательно, но крылся в другом.

«В будущее этой команды и олимпийские перспективы смотрю в целом с оптимизмом»

Воронцов не скрывал, что приехал в Россию ради Лондона-2012 – именно Олимпиада являлась конечной целью его работы. Неплохим результатом в Лондоне он называл три золотые медали – нереальным такой план не выглядит и сейчас. Возможно, сильно завышенным – но такую задачу Воронцов ставил в самом начале своей работы, которая представлялась ему в излишне розовом свете. Ведь, как точно подметил его предшественник Клоков: «Воронцов не представляет, во что ввязывается».

Он действительно если и представлял, то весьма отдаленно. Достаточно взглянуть на фамилии спортсменов, из которых Воронцов собирался лепить олимпийских чемпионов. Ни Яна Мартынова, ни Сергей Фесиков, ни Анастасия Аксенова, ни Александр Сухоруков в пору его руководство прогресса не добились – а ведь именно их он называл самыми перспективными. Больше того, за три года, что Воронцов во главе команды, никто из его подопечных заметно не вырос – это, пожалуй, самый серьезный упрек Воронцову. Второй, не менее серьезный – в сборной России за годы его правления по-настоящему не взошло ни одно новое имя, хотя тех же Артема Дубовского, Виталия Борисова, Валентину Артемьеву, а теперь и Антона Лобанова бесталанными не назовешь.

В Шанхае сборная России, в сущности, сжалась до двух человек – Анастасии Зуевой и Юлии Ефимовой, превратившись в команду целиком и полностью зависящую от состояния ее двух звезд. Воронцову даже пришлось держать отчет о женских проблемах Зуевой – нечто подобное мы проходили почти десять лет назад в Солт-Лейк Сити на примере Леонида Тягачева и Ларисы Лазутиной.  

«Большинство из наших спортсменов – адекватные люди, которые понимают поставленные перед ними задачи»

Главная проблема, которую привезла из Шанхая плавательная сборная России, – слова, которые в пылу разочарований бросали спортсмены и тренеры. Слова, которые трудно будет забыть, ведь причины поражений российские пловцы искали где угодно, но только не в себе, а чаще всего объектом их критики становился Воронцов.

Обвиняли его в чем угодно, что только приходило в голову. Данила Изотов даже припомнил, что на сборах в одном бассейне рядом с ним плавали паралимпийцы – теперь хотя бы известна причина его плохой формы. Но и кроме Изотова нашлось кому критиковать методы Воронцова – и Лобинцев, и Гречин, и Коротышкин, и еще много кто делали это в Китае с легкостью. Не обсуждая справедливость их претензий, стоит признать – такая ситуация для спорта ненормальна. Взаимные претензии должны оставаться внутри команды, а если они вылетают на всеобщее обозрение – значит дело зашло слишком далеко.

И пусть под конец чемпионата тональность высказываний слегка смягчилась, но в будущем нормализовать микроклимат в сборной без хирургических методов будет очень непросто. Слишком много наговорили друг другу, чтобы, как ни в чем не бывало, начать совместную работу с чистого листа.

«Сейчас мы готовы к решениям по замене тренерского состава сборной, а также к изменению тренировочного процесса»

Своими действиями во время чемпионата мира в Шанхае Воронцов, прямо скажем, не добавил себе вистов. Что дало повод одной части болельщиков сравнивать его с Владимиром Барнашовым, а другим искать сходство с Игорем Захаркиным. Самое неприятное в другом – лежащие на поверхности тренерские ошибки в подготовке к чемпионату, о которых говорят спортсмены, как раз находились в компетенции главного тренера.

История с приездом-неприездом в Шанхай заранее, вызвавшая столь зверскую акклиматизацию, вообще окутана шлейфом таинственности – то ли зараженное китайское мясо виной позднему прилету россиян, то ли коллегиальное решение личных тренеров, на поводу у которых пошел демократичный Воронцов. Гостренер Виктор Авдиенко всячески оправдывал коллегу, мол, исследования говорят, что наши в оптимальной форме, но под занавес чемпионата акклиматизация накрыла самого Воронцова, который назвал это личной катастрофой.

Ругать сборную во время чемпионата стало модно, как будто с каждого предыдущего чемпионата мира россияне привозили кошелку с золотом. Но ведь нынешний результат вполне попадает в канву последних турниров, с поправкой на легкий плюс-минус. Миф о плохой подготовке команды частично рушится от того, что отдельные россияне в Шанхае проплыли по лучшим результатам сезона, чего на общем пессимистичном фоне почти никто не заметил. По-настоящему провалились кролисты и провалились с треском – но причины тут, думается, не только в смене часовых поясов. Она, как выясняется, мешала далеко не всем.

«Мой контракт рассчитан до 31 декабря 2012 года – на этот срок я готов работать, не думая о себе»

После Шанхая российской федерации плавания придется основательно поломать голову. От ошибок, конечно, не застрахован никто, но не слишком ли много этих ошибок допустил Андрей Воронцов? Принесут ли пользу резкие движения за год до Олимпийских игр, и пройдена ли точка невозврата в отношениях Воронцова с подчиненными?

Однозначного ответа на эти вопросы найти никак не удается – у каждого в этом гордиевом узле своя правда. А отвечать придется уже очень скоро. Президент федерации Владимир Сальников, министр спорта Виталий Мутко и председатель наблюдательного совета Сергей Нарышкин в ближайшее время должны решить, что же теперь делать со сборной России. Понять? Простить?

 ДОБАВИТЬ БЛОГ В ЛЕНТУ