Рубрика «Спорт и песни»: Выпуск 41
СПОРТ И ПЕСНИ. Выпуск 41
ПАРЛЕ-ВУ ВЕРЛАН? ИЛИ ЛЁ МОНД А ЛАНВЕР (ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР)
В прошлом выпуске мы говорили о языке и немного поиграли в слова. Продолжим.
Почему мир такой безумный сегодня? Все дело в словах. Смотрите сами:
Традиционный - эволюционный - революционный
Национальный - интернациональный - инфернальный
Транснатлантический - транскорпоративный - транссексуальный - трансгуманистический
А как вам это?
ВАДА видит МИЛДРОНАТ:
"НАДО русским сделать АД".
ВАДА банит ПРЕПАРАТ -
НАДО спорт сдавать на СКЛАД.
Чтобы мир не превращался в беспредел, нужно, чтобы его кто-то держал, удерживал. А кто держит? ДЕРЖАВА держит. И вот, что получается:
Есть держава у России -
Море сине, небо сине.
Нет державы у России -
Цвет у моря нестабилен
(Небо серо, мир бессилен).
Когда-то Франция тоже была великой державой. Возможно, вы не знаете, что Франция - страна бесконечно разнообразных регионов и пестрого этнического состава. Во Франции есть и своя Бретань, и своя Фландрия, и своя Окситания (Прованс), и своя Каталония, и своя Баскония и т.д.
Именно наднациональные идеалы помогли избежать регионализма и превратили эту пеструю компанию в единую нацию, где каждый не без удовольствия говорил: я француз. Общегуманистические идеалы и державное мышление (мировой масштаб) стали краеугольным камнем французского менталитета наряду с «ар-де-вивр» (восприятием жизни как искусства, ее гармонизацией и сублимацией) и картезианской логикой.
Франция была крупнейшим королевством континентальной Европы, чья судьба во многом зависела от французской монархии. Когда-то Сен-Луи (святой Людовик, король Франции Людовик 9) сидел в Булонском лесу, неподалеку от того места, где сейчас располагается стадион РГ, и судил своих подданных. Этим он хотел сэкономить людям судебные издержки и лично разбирал их тяжбы. А еще он ходил по лепрозориям, ел и пил с прокаженными и устраивал во дворце обеды для нищих. С тех пор французы стали верить, что прикосновение к королю исцеляет болезни, а сама фигура монарха стала сакральной. Французские короли кнутом и пряником мирили и объединяли своих поместных господ - феодалов, заодно поддерживая в Европе христианский монархизм. Самыми непокорными баронами (вассалами) были Плантагенеты (ставшие королями Англии) и Бургиньоны (герцоги Бургундские).
Но этот пост не об истории, а о языке и словах как отражении перевернутого мира.
Державность требует поддержания государственного языка на державном уровне. Когда держава стоит, за языком следят. Когда держава шатается или падает, язык "плывет". Язык - барометр внутреннего состояния общества. Удерживать - самое трудное из всех занятий. Готовься к атакам, готовься к защите. Можно оболгать все, переписать историю. Чтобы люди забыли свое прошлое. Но историю языка не перепишешь.
Французский язык, как и русский, - зеркало всех этапов, которые проходила страна. Французские жаргоны, арго, и их исторические корни великолепно описал Виктор Гюго. 15 век - самый страшный период в истории Франции, когда страну фактически захватили англичане при помощи бургундцев. Захватчики не только нещадно грабили страну, но и активно занимались работорговлей. Особенно ходовым товаром были дети. Поэтому народ стал убегать в леса. Количество лесных "робин гудов" выросло настолько, что в оккупированной англичанами Нормандии, например, они составляли половину населения. Тогдашний епископ Нормандии Тома Базен, описывая этот период, сообщает, что за 20 лет ни одна рыбачья лодка не пристала к берегу, чтобы у нее не отняли минимум половину улова, и ни один путник не проехал ни по одной дороге, чтобы его не ограбили. Эти-то ребята и создали тайный язык, который рассекречивает в своих романах Гюго.
Но Господь Бог явил личную заинтересованность в существовании французской державы. Чтобы уверить в этом наследника престола, девственница по имени Жанна, явилась к нему в сопровождении ангела. Ангел лично вручил французскому наследнику небесную корону, чтобы тот не сомневался, на чьей стороне Бог. Это сама Жанна д'Арк рассказывает на суде, сообщая имена свидетелей чуда для того, чтобы их могли тоже допросить.
Отражавшие "параллельный мир", перевернутую реальность, арготизмы были настолько опасны, что, вновь обретя державу, французские монархи озаботились проблемами языка и его правильного использования. Слова, слова... Впоследствии кардинал де Ришелье, премьер-министр короля Людовика 13, создал Французскую Академию – орган контроля и распространения языковых литературных норм. С тех пор все ее словари - абсолют французской литературной нормы.
Сегодня Россия - не "своя". И Франция - не "своя". И мир сам не свой. И язык это прекрасно иллюстрирует. Не считая общей языковой и культурной деградации, сегодняшние жаргоны - это "франгле" (франкоанглийский - печальное следствие разрушительного влияния английского языка) и особенно верлан. Слово "верлан" является перевертышем слова "ланвер" (l'envers, изнанка, обратная сторона). Это язык, переворачивающий слова. На нем говорит молодежь, неформалы и т.д. Технически верлан - настоящая словесная эквилибристика и требует большого мастерства. Французы - краснобаи и любят меткое словцо. Сегодня такая площадка для языкового творчества - верлан.
Подростки часто используют верлан в разговоре, чтобы их не поняли взрослые. Несколько примеров слов на верлане: фото: la photo = la tof, мэр (mère - мать) = рём (reum), пэр (père - отец) = рёп (reup), métro = tromé и т.д. Ряд слов на верлане давно вошел в общий обиход французов. Так, коррумпированные полицейские (ле пурри - les pourris, гнилые) стали именоваться "ле рипу" (les ripoux). Это значит "продажные". Знаменитый фильм с Филиппом Нуаре и Тьерри Лермиттом, который россияне знают под названием "Откройте, полиция!", в оригинале называется LES RIPOUX.
Перейдем к концертной части :)
1. Первая песня называется ЛАНВЕР, ЛАНДРУА (НАИЗНАНКУ И НА ПРАВУЮ СТОРОНУ)
2. Герой этой песни сообщает, что не говорит по-английски и по-немецки знает ровно 2 слова, но все-таки он билингв, т.к. в совершенстве владеет верланом.
3. В этой старинной песне говорится об агонизирующей стране, лишенной своих вождей и веры, и о необходимости вспомнить свой долг. Согласитесь, звучит весьма актуально
4. Во Франции еще есть люди, которые чтут Сен-Луи. Песня называется ОДА СВЯТОМУ ЛЮДОВИКУ
Другие выпуски этой рубрики Вы можете найти здесь:
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/dennytenn/579528.html
>
Так тогда во Франции люди на улицы выходили из кинотеатров и некоторые даже плевались. Так не хотели этой голливудщины, хотели свое кино смотреть. Или итальянское, советское тоже хотели тогда смотреть. А этот ширпотреб американский не хотели. Говорили, что это для дебилов. Эти фильмы не имели успеха во Франции, они не окупались. А потом поколения сменились. Новые поколения уже вырастают в тотальном американизме и все. Конец. Им уже выбора не предоставлено. Так что здесь не только рынок...
В таком духе.
А как Вы думали. Глобализация. Одни и те же проблемы у всех. Причем во Франции они начались раньше, еще в советское время. И с языком, и с культурой. Тогда очень много было протестов против тотального засилья англоязычной музыки. Помнится, я где-то читала, что Мирей Матье в 1986 г., если не ошибаюсь, объявляла, что не будет петь по-английски в знак протеста против насильственного и агрессивного наступления на французскую культуру со стороны англосаксов.
И многие артисты французские это делали в те годы. Но поезд давно ушел. Тогда еще было, что спасать. Сейчас уже нечего. Независимой французской песни больше нет. Остались только глобалистские шоу вроде Голосов и фабрик. И стандартизованные под американский стандарт молодые артисты. Как и в России.
Просто менталитет - трудно убиваемая вещь. Поэтому потенциал к возрождению все равно остается. Слишком великое прошлое у этой культуры, чтобы так все растерять. Но для возрождения нужны благоприятные условия, а пока они самые неблагоприятные.
Правда, песни на английском уже поют везде. Основная причина - рынок и деньги.