5 мин.

Новак Джокович: «Прессинг – это привилегия»

   Интервью 12-кратного победителя турниров «Большого шлема», единственного со времён Рода Лэйвера теннисиста, выигравшего все четыре титула подряд, 29-летнего серба Новака Джоковича журналисту французского издания Paris Match Ромэйну Клержа.

Ноле руки чашка

 

  - После того, как вы проиграли первый сет, не мелькнула мысль о том, что вы в каком-то смысле прокляты и снова, в четвёртый раз, не выиграете Roland Garros?

   - Как раз наоборот. Это дало положительный эффект. Мне была нужна встряска. Несмотря на то, что у меня уже был богатый опыт такого рода матчей, я ничего не мог с собой поделать, я нервничал и был излишне взвинчен. Я ведь в конце концов только человек и понимал, какого сорта вызов передо мной. Проигрыш первого сета и начало второго позволили мне расслабиться и сбросить то, что меня сковывало.  

  - Когда имеешь на своём счету столько побед – 12 титулов «Большого шлема», трудно, наверное, установить какую-то иерархию. Но всё-таки – на какое место вы бы поставили нынешнюю?

  - Эта победа – на данный момент одна из самых ярких в моей карьере. Я ставлю её на одну ступень с первым титулом на Уимблдоне и победой в Кубке Дэвиса в 2010 году против… Франции, извините (улыбается). Победа, которая пришла после стольких лет ожидания, стольких поражений, когда казалось - вот она, только руку протяни, трёх поражений в финалах, - это не может быть чем-то обыденным. Может, я сам на себя взваливал слишком многое? В этом году я подошёл к РГ иначе. Я решил, что буду просто получать удовольствие от времени, проведённого на корте. В конце концов теннис – это не только победы и поражения, но и возможность получать удовольствие от того, что делаешь. Такой настрой изменил всё.

 

Ноленле взгляд

  - Вы начали играть в теннис в шесть лет. И уже тогда заявили своему тренеру – я хочу быть первым в мире. Множество мальчишек произносит эти слова, но лишь некоторые их осуществляют. Почему это получилось у вас?

  - Вопрос удачи. Меня окружали правильные люди, меня полностью поддерживали мои родители. Моё детство сильно отличалось от детства других игроков моего поколения. То, что я рос в разрушенной войной Сербии, то, что мы, засыпая, не знали, что принесёт нам завтрашний день, закалило мой характер, определило меня как личность. Это сделало меня сильнее и ещё злее до побед. Каждый способен сам определить свою судьбу. Если чего-то действительно хочешь, всегда найдёшь способ, как этого достичь. Кто хочет, ищет способ, кто не хочет, - оправдания.

  - В решающие моменты решающих матчей вам на помощь всегда приходила воля? Она никогда вас не подводила?

  - Возможно, но не только. Для того, чтобы играть в теннис на высоком уровне, одной воли недостаточно. Для того, чтобы стать лучше, как человек и как спортсмен, мне пришлось развивать и другие составляющие личности.

  - Что сложнее – стать первой ракеткой мира или удерживать это звание, как вы делаете уже четыре года?

  - В спорте нами с детских лет управляет одно неистребимое желание, одна главная цель. В нас всех внутри есть рычащий, никогда не глохнущий мотор, который заставляет без страха и сомнений преследовать эту цель. С точки зрения мотивации этот квест не требовал от меня никаких усилий. Желание стать первым было естественным.  Когда я этой цели достиг, это принесло мне колоссальное удовлетворение. Но довольно скоро я осознал: чтобы оставаться на вершине, требуются совсем иные чувства и усилия. Ты был охотником – а теперь превратился в дичь для других игроков. И чем больше ты побеждаешь, тем жарче жажда низвергнуть тебя. Когда ты вступаешь на эту неизведанную территорию, требуются изменения. Нет, не так. Изменения – неправильное слово. По факту тебе нужно стать лучшей, более совершенной версией самого себя.

триумф

 

  - Вам удаётся выдерживать невероятный прессинг. Абсолютная концентрация в ходе матчей на фоне абсолютной расслабленности. Как вы это делаете?

  - Прессинг – это привилегия. Это значит, что то, что ты делаешь, имеет значение. Что ты делаешь это правильно. Я не оцениваю ничего негативно. Я не вижу в своих соперниках врагов, не испытываю ненависти. Я просто думаю, что мне есть, что защищать. На старте любого турнира мы все на равных. Я сосредотачиваюсь на своей страсти к игре, на том удовольствии, которое получаю от спорта, в который влюблён с детства, на том, какая это привилегия – проживать такие невероятные моменты. Но для того, чтобы всё становилось на свои места, такой «философии» только на ранней стадии недостаточно. Это должно быть постоянным психологическим состоянием. Я повторяю эти слова каждый день, они сопровождают меня повсюду. Прошлое в прошлом, будущее непредсказуемо. И только на то, что сегодня, я могу оказать влияние.

Ноле

  - Вы когда-нибудь пересматриваете свои матчи?

  - Не помню, чтобы какой-то матч я пересмотрел целиком. Не важно, выигранный или проигранный. О том, чтобы посмотреть некоторые, как, например, финалы Roland Garros, я подумаю. Но не слишком. Мне интересен лишь путь вперёд. Самое важное – это здесь и сейчас, а не то, что уже было.

Ноле у фонтана

 

http://www.parismatch.com/Actu/Sport/Roland-Garros-2016-le-sacre-de-Djokovic-988789#2

 

Фото: АР, AFP, Raris Match, EPA