7 мин.

Джокович взял первый «Ролан Гаррос»: что это значит?

Величие серба продолжает расти. На этот раз он сделал то, что не удавалось даже Федереру с Надалем.

Мужской финал «Ролан Гаррос» (3:6, 6:1, 6:2, 6:4 в пользу Новака Джоковича) можно условно разделить на две части – шоу Энди Маррея и шоу Джоковича. У каждого из этих отрезков были характерные черты, но главное – серб не только завершил спектакль британца, но и свой практически без осечек отыграл до конца.

В итоге Джокович выиграл первый «Ролан Гаррос», 12-й турнир «Большого шлема» и стал всего третьим в истории и первым за 47 лет мужчиной, которому удалось стать действующим чемпионом всех четырех «Шлемов». Если учесть, что на «Ролан Гаррос»-2016 он достиг 200-й недели на первой строчке рейтинга, а также пересек рубеж в 100 миллионов долларов призовых, то две недели в Париже для него получили сверхудачными.

Шоу Маррея

alt

Еще до начала финала было понятно: шотландцу для того, чтобы сделать игру интересной, нужно три вещи – первая подача (для того, чтобы спокойно брать свои геймы), риск на второй подаче (для того, чтобы не давать Джоковичу много легких очков на приеме) и мощный первый удар в розыгрыше.

Свое шоу Маррей начал с того, что проиграл первый гейм под ноль, как раз не выполняя эти установки. Он подавал так, что Джоковичу не приходилось принимать подставкой (например, такой прием в полуфинале сгубил Стэна Вавринку), в ударах не было плотности, и он не мог захватить инициативу. Но дальше пошло интереснее.

После великолепной комбинации «укороченный + свечка», которой Маррей реализовал свой третий брейк-пойнт, он выдал эталонную игру на подаче и в дальнейшем в первом сете свои геймы примерно так и проводил. Из-за хорошей первой Джокович начал принимать либо подставкой, либо не очень активно, что позволяло британцу доминировать в розыгрышах, когда они более-менее завязывались. Форхенд и бэкхенд работали на высоком уровне, и Маррей на корте был главным действующим лицом.

На второй подаче он, как и нужно было, рисковал – достаточно вспомнить эпизод в последнем гейме первого сета, когда при счете 15:0 он попал в самый краешек средней линии. Судья зафиксировал аут, но арбитр на вышке решение изменил и дал Маррею счет 30:0, потому что посчитал, что выкрик «аут» не помешал Джоковичу, который в корт с приема не попал (эпизод этот, кстати, был весьма спорным).

Был и интересный тактический ход: Маррей постоянно грузил Джоковичу под форхенд, а если и играл влево, то ближе к середине корта, чтобы не давать сопернику угла для атаки. Расчет был совершенно верный – в первом сете Джокович с форхенда мазал безбожно, в довольно простых ситуациях, а с бэкхенда не показал ничего.

В целом казалось, что Маррей находится на той волне, на которой он был в финале в Риме и в полуфинале против Вавринки – он атаковал и показывал чуть ли не лучшую грунтовую игру. И со статистической точки зрения дела у Маррея шли хорошо: все десять побед над Джоковичем он одержал, выиграв первый сет, а у серба после проигрыша первой партии на «Шлемах» был отрицательный баланс (25:26). Да и на «Ролан Гаррос» Маррей раньше никогда не проигрывал, взяв первый сет (26:0). Но как это часто бывает, статистика оказалась немного обманчива.

Шоу Джоковича

alt

Оно началось после того, как он отыграл брейк-пойнт в первом гейме второго сета. Вообще это был один из множества значимых «маленьких» моментов в этом финале. И если в первом сете такие моменты оставались за Марреем, то начиная с того брейк-пойнта динамика изменилась раз и до конца матча.

После этого Джокович постепенно прибавлял, играл плотнее, мощнее, острее. В его ударах появилась осмысленность, они все стали служить какой-то цели и перестали быть реакцией на действия Маррея. Начиная с того момента, на корте правил серб.

Вообще трудно описывать, что составляет хорошую игру Джоковича, потому что в ней сложно выделить какой-то один элемент. Просто наступил момент, когда он стал попадать ближе к линиям и все делать лучше – лучше себя образца первого сета и лучше соперника. Но если и выделять какие-то вещи, то это будут движение и выходы к сетке.

Нужно заметить, что для игры серба самое страшное – это как раз проблемы с движением. Например, худший отрезок на этом турнире он провел, когда проиграл первый сет Роберто Баутисте-Агуту – под дождем, который превратил корт в кашу. В Риме Джокович тоже проиграл Маррею не в последнюю очередь из-за того, что не очень хорошо чувствовал под собой мокрую площадку. В первом сете финала серб странно двигался по сухому корту – очень часто возникало ощущение, что до мяча он немного не доходит.

Начиная со второй партии ни о каких проблемах и речи не шло. Джокович не просто хорошо двигался, он танцевал на корте, он порхал и идеально подходил под каждый мяч. Особенно заметно это было в том, как он работал с укороченными Маррея – он подъезжал к ним ровно так, чтобы кроссом послать в боковую линию. И это случилось не один раз, и укороченные были не самыми плохими.

В результате Джокович начал лучше работать ногами, а Маррей стал хуже работать руками (из ударов пропала хлесткость, хруст – правда, в этом и ноги тоже свою роль играют). Джокович прекрасно готовил выходы к сетке и у нее играл очень уверенно, а Маррей не мог нормально играть в защите. Последние три сета финала были похожи на первый сет решающего матча в Мадриде. Тогда тоже казалось, что Маррей проигрывает сербу в концептуальном плане – что он не может ему ничего противопоставить.

После того, как Джокович взял второй сет, сразу же всплыла другая интересная статистическая история: в последние два года будущий чемпион неизбежно проигрывал первый сет финала (причем оба раза Джоковичу). И эта статистика оказалась куда более ценной. А шоу Джоковича оказалось куда более продолжительным и куда более впечатляющим.

***

Вообще любопытно, как в теннисе всему и всегда найдутся параллели. Часто даже не надо глубоко копать. Например, сегодняшний финал был очень похож на прошлогодний – вот только тогда Джокович хорошо начал и плохо закончил, а сегодня было наоборот. Еще он был похож на матч Новака и Энди в финале Australian Open-2013. Тогда Маррей тоже взял первый сет, а потом проиграл три, причем последние два почти безнадежно (но если в том финале поворотным моментом стало перышко, которое отвлекло Энди на тай-брейке второго сета и привело к ключевой двойной, то сегодня смена динамики произошла более прозаично).

Но есть исторический контекст, который делает этот матч совершенно уникальным. Джоковичу понадобилось 12 попыток, чтобы взять свой первый «Ролан Гаррос» – больше всех в истории. Он стал вторым по возрасту игроком, оформившим карьерный Большой Шлем – после Андре Агасси, который был старше его всего на 24 дня. Еще он теперь – восьмой мужчина, взявший Карьерный Шлем. Ну и первый за 24 года теннисист, который после двух «Шлемов» сохраняет шансы на календарный Большой Шлем.

Про то, что он первый с 1969 года действующий чемпион всех четырех «Шлемов», уже было сказано. Но тут нужно учитывать, насколько изменился сейчас уровень тенниса, и насколько изменился уровень турниров «Большого шлема». Понятное дело, что сравнивать эпохи дело неблагодарное, но для того, чтобы сказать, что сейчас четыре «Шлема» подряд взять сложнее, чем 47 лет назад, не надо быть гением или смельчаком.

И самое главное, что все эти достижение совершенно заслуженны. Будем говорить прямо – уровень доминирования Джоковича просто немыслим. И для того, чтобы на него выйти, серб буквально переродился – он изменил себя физически и психологически, стал настоящей теннисной машиной, которая штампует рекорд за рекордом. Конечно, можно сделать оговорку на то, что в мужском туре сейчас в целом можно говорить о спаде. Но в такой исторический момент делать этого не хочется.

Наверное, символично, что ближе всего к провалу на «Ролан Гаррос»-2016 Новака подвели не соперники, а он сам, когда брошенная им ракетка чуть не попала в линейного судью. Это показывает, что сейчас в мужском теннисе Джокович сам решает свою судьбу, а все остальные просто смотрят и надеются, что когда-нибудь это кончится.

Фото: Gettyimages.ru/Julian Finney