7 мин.

Пять странностей

С каждым днём приближение Олимпиады- 2016 ощущается всё ярче и конкретнее. В принципе, ничего нового нет. Борьба за олимпийские лицензии между кандидатами поехать в Бразилию ужесточается, в прессе полным ходом идёт смакование премиальных, которые причитаются спортсменам за грядущие победы в Рио-де-Жанейро, а допинг-офицеры ВАДА участили свои рейды и наведываются к отдельным спортсменам и целым командам на учебно-тренировочных сборах дённо и нощно.

Иногда эти набеги напоминают жёсткую полицейскую операцию по захвату и ликвидации преступной группировки, которыми так пестрят голливудские боевики.В номере «СП» за 20 апреля мы уже сообщали читателям о непонятных и незаконных нападках на нашу сборную по гребле на байдарках и каноэ.

Напомним, инцидент произошёл 12 апреля во французском Ла Тампль-сюр-Ло. По словам главного тренера сборной Владимира Шантаровича, утром на базу, где проживала и тренировалась белорусская сборная, прибыли полицейские. Они обыскивали комнаты в поисках мельдония, а также допрашивали спортсменов, пытаясь добиться от них признаний в употреблении запрещённого препарата. Белорусская сторона сразу же привлекла к расследованию инцидента коллег из Национального олимпийского комитета и Белорусской федерации гребли. О произошедшем были проинформированы сотрудники белорусского МИДа и посольства Беларуси во Франции.

Никогда ещё наши спортсмены, в том числе из других видов спорта, не испытывали по отношению к себе столь вопиющего самоуправства, а главный тренер сборной Владимир Шантарович заявил, что за свою более чем 40-летнюю спортивную карьеру сталкивается с таким впервые.

О мотивах столь агрессивных акций не принято заявлять публично, потому как реальные доказательства предъявить сложно (весь этот унизительный процесс обставлен благими намерениями очистить спорт от запрещённых препаратов), но все понимают: идёт так называемый предварительный «отстрел» явных фаворитов на медали в Рио-2016. А ребята и девчата Владимира Шантаровича одни из первых могут подняться на олимпийский пьедестал в августе этого года. По этой причине всё случившееся во французском Ла Тампль-сюр-Ло, какие бы благородные цели при этом ни декларировались, является наглой попыткой не допустить ведущих белорусских гребцов до Олимпиады.

Эта попытка с треском провалилась, но кто ответит за беспрецедентное морально-психологическое давление на наших ребят во время незаконных допросов и, главное, за весьма вероятное копирование (а если проще — заурядное похищение) уникальных персональных тренерских методик наставников сборной?

Напомню конкретное заявление на пресс-конференции врача сборной Елены Каллаур: «Во-первых, мы не настолько примитивны, чтобы применять запрещённые препараты типа мельдония. Мы профессионалы высокого уровня, и хотелось бы, чтобы это поняли все. У нас два основных козыря. Прежде всего, это огромное трудолюбие спортсменов, которые действительно много и честно работают. Второй заключается в персональных методиках, которые отличаются от всех остальных. Речь идёт о методике ведения тренировочного процесса Владимира Шантаровича и моей — диагностики функционального состояния спортсменов и дальнейшей их компенсации. Почему я заострила на этом внимание? Потому что во время обыска у меня забрали всю аппаратуру и два компьютера, в которых содержится, я бы сказала, секретная информация. Именно этот момент больше всего возмутил. Мы не хотим, чтобы наши наработки за многие десятилетия кому-то достались. Но французы сняли всю информацию с носителей, а не только ту, которая подтверждает, что мы не нарушали таможенное законодательство, после чего с меня сняли обвинения в незаконном ввозе, хранении, применении допинговых средств. О том, что компьютеры были вскрыты, несмотря на заверения в обратном, говорит тот факт, что мне вернули их с неработающими тачпадами».

Национальное антидопинговое агентство Беларуси направило во Всемирное антидопинговое агентство официальный запрос с требованием разъяснить правомерность проведения обыска белорусской команды по гребле на байдарках и каноэ на сборах во Франции.

В Минспорта справедливо желают выяснить, насколько в рамках закона поступило Французское антидопинговое агентство, действуя такими силовыми приёмами, не предупредив заранее команду, тренеров, Белорусское антидопинговое агентство, ведь всё это идёт вразрез с правилами, которые утверждены самим Всемирным антидопинговым агентством. В зависимости от ответа будут предприниматься дальнейшие шаги. Не исключено, что последует обращение в судебные инстанции, потому как были нарушены правила ВАДА, допущено психологическое давление на спортсменов: обыск, личный досмотр, многочасовые допросы с бесконечным повторением одних и тех же вопросов. Всё как в пресловутых голливудских блокбастерах, где лихие полицейские вышибают признание из закоренелых преступников, на которых клейма негде ставить. Но перегибать палку никому не дозволено, и если верховенство закона, о котором всё время усердно твердят наши европейские партнёры, реально существует на практике, то данный инцидент должен получить соответствующую правовую оценку.

СТРАННЫЕ МЕЛОЧИ

Увы, большая политика, вмешавшись в большой спорт, повела себя как слон в посудной лавке… Пока «славян били», что называется, с помощью мельдония, другие спортсмены и спортивные организации или сочувственно молчали, или возмущались вместе с инициаторами заварухи. Однако как только под удар попали не только восточноевропейские спортсмены, выяснилось, что и ВАДA готово пойти на компромисс.

Если разбираться в сути всего этого мельдониевого скандала, его обстоятельствах, то проявляется множество странных мелочей, на которые поначалу-то и внимания не обращали, ошеломлённые напором праведного гнева со стороны бдительного ВАДA.

Странность первая. Мельдоний, как мы уже сообщали, попал в разряд «злого допинга» после изучения в американской лаборатории USADA, а она в свою очередь заинтересовалась этим препаратом после анонимного сообщения об использовании мельдония российскими спортсменами в марте 2014 года. Напомним, это случилось сразу после Олимпиады в Сочи.Будем откровенны, многим очень захотелось прояснить ситуацию с бдительным анонимом. Безусловно, этот «доброжелатель» должен быть в теме, владеть конкретными сведениями и предполагать размеры возможных последствий после слива данной информации. Не берусь ничего утверждать, но, похоже, на роль «неизвестного, которого знали все» наиболее подходят бывшие сотрудники Московской антидопинговой лаборатории. Там тоже изучали этот препарат, однако её руководитель Григорий Родченков после начала скандала вслед за своим заместителем почему-то выехал в США на постоянное место жительства и даже получил работу по профилю — свою собственную лабораторию.

Не собираюсь никого ни в чем обвинять, но, согласитесь, странность налицо. Американцы просто так лаборатории не раздают. Всё в этом мире для них имеет свою стоимость и цену.Известно и то, что мельдоний применяется в основном в Восточной Европе, так как синтезирован он был в советское время в Латвийской ССР для повышения сопротивляемости организма стрессам и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Следует заметить, что и сами спортсмены, в том числе американские, были смущены столь сильным резонансом спровоцированного скандала. Теннисистка Серена Уильямс, например, поддержала свою коллегу Марию Шарапову, высказавшись о ней весьма комплиментарно.

Странность вторая. Очевидно, что спортсменам из стран бывшего соцлагеря таким нетривиальным образом попытались затруднить доступ к престижным соревнованиям, а если ещё более конкретно — к грядущей Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Но, похоже, никто не просчитал последствия. Ведь каждое действие, как известно, рождает противодействие. В результате сообщество спортсменов встало перед непростым выбором: если россиян, белорусов и других сильных соперников не допускают к соревнованиям, значит, и их собственные грядущие победы можно признать весьма условными, так как состязательность на таких мероприятиях становится искусственно заниженной. К тому же, когда речь идёт о спортивной чести, необходимо быть особенно щепетильным. Мельдониевый скандал в этом ракурсе явно выглядит обыкновенной дешёвой провокацией, в чём все мы всё больше убеждаемся.

Странность третья. Существуют также вопросы, к примеру, к способам оповещения спортсменов со стороны ВАДA о том, что тот или иной препарат теперь запрещён. Ведь слово «оповестить» имеет конкретное значение. Сообщение как минимум должно дойти до адресата. В противном случае мы имеем дело с каким-то абстрактным объявлением, где никто не может поручиться, что адресат его получил. По этой причине действия ВАДА по принципу «Прокукарекал, а там хоть не рассветай» не могут считаться оповещением о принятом решении.Самой известной жертвой несовершенной системы доведения информации до спортсменов стала как раз россиянка с белорусскими корнями Мария Шарапова: чиновники утверждали, что неоднократно высылали ей информацию по e-mail, но Маша утверждала, что не имеет возможности просматривать все почтовые сообщения, поступающие на её имя.

Уважаемый читатель, задай себе вопрос и честно ответь: все ли сообщения, присланные тебе на «мыло», ты стопроцентно читаешь и не бывает ли, что по определённым причинам в технике случается сбой?

Но ВАДА подобных сомнений не допускает и ведёт себя, словно все эти технические и информационные изъяны её не касаются.

Странность четвёртая. Есть вопросы и на тему выведения медицинского препарата из организма спортсменов, порядка освидетельствования. Как можно было объявлять препарат запрещённым, если до сих пор никто не может назвать период его выведения из организма, что свидетельствует о слабой изученности мельдония? Спортивные чиновники в ЕС и США довольно равнодушно наблюдали за разрастанием скандала, кипением страстей и трагедиями славянских атлетов. И лишь когда ограничения «ударили» по спортсменам из других стран, в том числе западноевропейских, вдруг выяснилось, что мельдоний не такое уж сильное зло, а режим «нарушителям» вообще может быть смягчён. Вообще-то всё это называется двойными стандартами, и иного определения не существует.

Странность пятая. Быстрая смена курса международными антидопинговыми службами, или, как говорят моряки, «поворот оверштаг», осуществлён не случайно. В прессу просочилась информация, что спортсмены, обвинённые в применении мельдония, дружно хотят отстаивать свои права в Спортивном арбитражном суде в Лозанне. Решение суда нетрудно предположить: оповещение проведено посредственно, препарат до сих пор полностью не изучен и т.д. Похоже, обнаружив, что рыльце вдруг оказалось в пушку, кое-кто принялся отрабатывать в устраивающую многих сторону.

Иного объяснения автор этих строк пока найти не может...

Вячеслав ЧЕРКАСОВ

http://sportpanorama.by/content/advanced/22230/

>