Чему российский спорт должен поучиться у Шараповой
Павел Ниткин – о том, какие уроки преподнесла самая западная из российских спортсменок.
Я долго думал о том, кто виноват в нынешнем допинговом скандале. И пришел к выводу, что нас со всех сторон окружают враги. Все хотят поставить нам подножку. Но это нормально.
Самое поразительное в реакции подавляющего большинства россиян, связанных с допинговым скандалом, это не какие-то нелепые попытки оправдаться и перекладывание ответственности на диверсантов, а искреннее или наигранное непонимание того, как работает система международного спорта. Вопрос того, является ли мельдоний допингом, сейчас не имеет особого значения. Нужно просто смириться с тем, что пока международное спортивное сообщество в лице ВАДА считает его допингом, применять его нельзя. Это уже решено, это уже закон.
И российские спортивные и прочие чиновники должны не придумывать забавные примеры того, что еще ВАДА могла бы запретить; российские спортсмены должны не рассказывать интересные байки о том, как их бабушки при помощи милдроната не начали бить мировые рекорды – нет, все они должны задаться вопросом, почему так вышло. Почему огромная и, по их же словам, могущественная страна начинает шевелиться, только когда решение уже принято, и ее интересы ущемлены. И где были все эти эксперты, когда вопрос о судьбе препарата обсуждался в прошлом году.
Одна из главных характеристик российского общества на всех этапах его развития – это русский авось. Но за этим «авосем» стоит правовой нигилизм, который проявился и в этой ситуации. Но нам всем нужно наконец понять, что если мы хотим участвовать в крупнейших мировых соревнованиях и выигрывать крупнейшие турниры, то нужно играть по правилам. А если нам не нравятся правила, то нельзя их просто игнорировать. Нужно пытаться изменить их в свою пользу. А для этого нужно влияние – политическое или экономическое. Нужна хорошая репутация. Сейчас у России ничего этого нет. И вот в этом и заключается главная проблема.
Конечно, в сложившейся сейчас системе действуют двойные стандарты. Конечно, она несправедлива. Но другой системы попросту нет. И мы должны не плакать о том, что все что-то пьют, а ловят только нас. Мы должны сделать так, чтобы нас не ловили.
По сути, у нас есть три варианта. Первый – не игнорировать правила. Второй – стать хитрее и не попадаться (при должном уровне смекалки и ума это должно быть не очень трудно, потому что система неповоротлива и медленно реагирует на перемены). Третий – создать свою систему, со своими правила, где можно будет есть хоть милдронат, хоть нандролон, где можно будет устраивать соревнования людей с киборгами и вообще делать все, что мы захотим. Эта система не обязательно должна быть какой-то унылой, печальной и позорной. Она может быть вполне себе крутой – как, например, НХЛ. Правда, на это нужно время и деньги, а ни того, ни другого у нас опять же нет.
И всему российскому спорту стоит поучиться у Марии Шараповой, которая прекрасно понимает систему. Она нарушила правила, но вместо того, чтобы становиться в защитную позу, она сделала системе приятно – она начала каяться, выставила себя невнимательной и безалаберной. Но системе это нравится – ей по кайфу, когда человек признает, что был не прав, когда он немного унижается, признает свою глупость. И такого человека она готова понять и простить. В результате, из всех российских спортсменов именно Шарапова, наверняка, будет наказана мягче всех.
Что мы узнали о Марии Шараповой
«Мельдоний не поможет бегать быстрее и дольше». Какой допинг нашли у Шараповой?
Фото: REUTERS/Tatyana Makeyeva
Тут даже ни добавить, ни убавить нечего. Всё по делу.
Самая жесть у Паши...
А вообще не надо завидовать, что Маша может позволить себе нормальную защиту надо обеспечить ею и других спортсменов. Любой человек не виновен пока не доказано обратное. А у нас как, пока медали приносишь ты герой, а как попал в неприятность...открестятся все.
Но история вокруг милдроната субъективна по определению. Обе стороны отстаивают не правду, а интересы. И только оголтелые патриоты претендуют на справедливую и объективную позицию (Мы - русские. С нами Бог!). На деле же, с одной стороны, 17% российских спортсменов вроде как оказались сердечниками, а милдронат - аскорбинкой. С другой стороны, я как обыватель не понимаю обязана ли WADA публиковать мотивировочную часть своего решения о внесении препарата в список запрещенных, и как вносились другие препараты в черный список. То, что милдронат является полезным лекарством, вообще никак не противоречит тому, что он может являться допингом. Ибо ЭПО и другие препараты тоже задумывались как лекарство, и лекарствами остаются даже после внесения в список WADA.
Вне зависимости от того, было ли решение WADA по милдронату политическим или нет, российский спорт сам подставился. Не отшумел один скандал, как вляпались в другой. Всем понятно, русские чиновники кричат про вселенский заговор только у себя дома. Эти реплики предназначены для внутреннего потребления. Западным партнерам они говорят совсем другое, перед ними нет смысла бить себя в грудь и требовать справедливости. Посмотрим как они на деле смогут отстоять интересы русского спорта. Пока что всё идет к тому, что отечественные спортсмены могут стать изгоями на международных соревнованиях.