5 мин.

«Судья ушел с корта под смех игрока». Теннисисты манипулируют судьями

Дэвид Кокс на сайте Al Jazeera рассказывает, как поведение Серены Уильямс и Ника Киргиоса позволяет игрокам на мелких турнирах доводить арбитров до слез.

Можно поспорить, что Серена Уильямс, на счету которой шесть побед на US Open и еще 15 других «Шлемов» – величайшая теннисистка всех времен. Но кроме побед, ее выступления в Нью-Йорке еще запомнятся одним из самых знаменитых эпизодов в истории.

В жаркий сентябрьский вечер четыре года назад Уильямс, тогда боровшаяся за четвертый титул, играла с австралийкой Сэм Стосур в финале. Во втором сете после подачи на брейк-пойнте американка пробила с форхенда навылет. Но прежде чем мяч пролетел мимо Стосур, она громко закричала «давай!»

Сославшись на правило USTA о намеренной помехе, которое запрещает игрокам кричать, пока розыгрыш не закончился, греческая судья Ева Асдераки присудила розыгрыш и гейм Стосур. Уильямс была в гневе.

«Не смотри на меня, – крикнула она Асдераки во время следующего перехода. – Если увидишь меня на улице, стой на другой стороне. Ты вышла из-под контроля. Ты хейтер, ты внутренне непривлекательна. Что за неудачница».

Уильямс оштрафовали на 2 000 долларов, но она не раскаялась. В мае-2012 она проиграла в первом круге «Ролан Гаррос» в матче, который снова судила Асдераки.

«Среди игроков она не очень популярна, – заметила Уильямс. – На меня нахлынули воспоминания».

После постепенного введения системы Hawkeye подобные споры между игроками и судьями, которые обычно начинаются с несогласия со спорным решением, становятся все более редкими. Но когда они случаются, это зачастую генерирует огромный трафик в Сети. Например, видео, на котором Уильямс угрожает линейной судье на US Open-2009, просмотрели почти 300 000 раз.

Джимми Коннорс, терроризировавший судей в 80-х, после этого говорил, что большинство его выходок были намеренными, и он знал, что это развлекает болельщиков. Ник Киргиос, которого обвиняют в том, что на «Уимблдоне» он обозвал судью Мохамеда Лайани «грязной мразью», признавал, что некоторые его яркие выходки направлены на то, чтобы «устроить шоу».

«Когда Уильямс и Киргиос срываются, это, безусловно, добавляет происходящему драматизма, – сказал болельщик Иэн Стюарт, уже 30 лет следящий за туром. – Коннорс и Макинрой умели развлекать. А машины, которые безо всяких эмоций бьют по мячу – это не очень весело. Хочется видеть общение со зрителями, соперником, даже с судьями. И хотя такое поведение должно осуждаться теннисным руководством, которое при необходимости должно выписывать штрафы, оно все же идет на пользу спорту и привлекает некоторых людей».

Подобные инциденты создают атмосферу гладиаторского поединка и поток вирусных видео для болельщиков, но еще они создают прецеденты, которые влияют на теннисную культуру на турнирах более низкого уровня.

Мелкие профессиональные турниры и юниорские соревнования – это скрытая сторона тенниса, события, на которых редко присутствуют журналисты и болельщики, и работают намного менее опытные судьи.

«Я видела, как теннисистка личными оскорблениями довела судью до слез, говорила, что она очень плохо работает, и все игроки знают, что она худшая судья», – вспоминает британка Наоми Кэвэдей.

Кэвэдей играет на турнирах ITF, что на уровень ниже основного WTA-тура.

«Это случилось просто потому, что она была не согласна с ее решением. Обычно на каждом турнире, где я играю, случается две-три полноценных истерики со стороны игроков. Я слышала, как судьи говорят супервайзерам, что не хотят судить матчи некоторых игроков, потому что те их запугивают».

Самоотвод

«Я видела, как судье надоело выслушивать оскорбления, и он попросил заменить его по ходу матча. Перед началом решающего сета он ушел с корта под смех оскорблявшего его игрока».

На недавнем турнире серии «Фьючерс» в Индии израильского теннисиста дисквалифицировали после угроз сексуального характера в адрес женщины-судьи. Но психологический эффект этого эпизода был настолько мощным, что эта судья решила закончить с теннисом.

«Женщинам-судьям приходится особенно тяжело, когда они работают на мужских турнирах, – говорит Химаншу Малик, судья, обслуживающий профессиональные турнире в Азии. – Потому что некоторые игроки считают их уязвимыми и говорят все, чтобы подорвать их уверенность в себе».

На «Фьючерсах» нет линейных судей, так что все решения принимают судьи на вышке, что усложняет им жизнь. Цель оскорблений – надавить на судью, чтобы в следующий раз в спорной ситуации он принял решение в нужную сторону. Поскольку призовые там маленькие, и большинству игроков с трудом удается выйти в ноль, это становится новым способом заработать преимущество.

Судьи могут выносить предупреждения, штрафовать игроков на очко и на гейм, что впоследствии приведет к штрафам. Но для того, чтобы знать, где это допустимо, нужен опыт, поэтому игроки зачастую выбирают жертвами молодых судей.

«Это может тебя очень сильно злить, но нужно стараться не обращать на это внимание, уверенно принимать решения, и не позволять этому на тебя повлиять, – говорит Малик. – Для эффективной работы нужен правильный темперамент, нужно оставаться спокойным, когда они выплескивают на тебя свою злость, нужно показывать, что ты силен. Нужно показывать им, что ты не нервничаешь и не боишься принимать решения».

А громкие проблемы с судьями в основном туре только усложняют им жизнь.

«Такие люди, как Уильямс и Киргиос – это пример для подражания для людей на более низком уровне. И некоторые начинают их копировать. К тому же, некоторые тренеры советуют игрокам спорить с судьями – они считают, что это поможет им склонить чашу весов в свою сторону».

Изобилие оскорблений

«Мы с коллегами постоянно слышим такие фразы, как «ты идиот», «ты слепой». Это обычное дело, особенно на мужских турнирах. Мы молодые, и нам сложно завоевать уважение. Конечно, если ты не привык, это на тебя влияет, ты начинаешь в себе сомневаться.

Супервайзеры стараются присматривать за судьями и ходить на матчи игроков, известных своим плохим поведением. Однажды французский игрок постоянно оскорблял меня на своем языке. Я не знал, что он говорит, но супервайзер был к этому готов и оштрафовал его на 150 долларов», – рассказал румынский судья Мойси Драгос.

Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Steve Powell, Michael Dodge