Анастасия Мыскина: «С телевидением мне повезло, но все-таки стоит заниматься своим делом»
Анастасия Мыскина приехала в Карелию через месяц после победного матча женской сборной России в полуфинале Кубка Федерации — своеобразного командного чемпионата мира. Можно с уверенностью утверждать, что это на сегодняшний день высшее достижение Мыскиной-тренера. С 2014 года Анастасия — капитан сборной. В отличии от многих других видов спорта капитан в теннисе — это не игрок, а тренер, наставник, стратег. Именно после игры с Германией многие теннисные специалисты заявили о первой победе Мыскиной, как стратега. А еще говорили о просчетах капитана немецкой сборной Барбары Риттнер.
- Мне, если честно, это абсолютно все равно. Кого поставила Риттнер – это ее проблемы. Главное, кого поставили мы, как мы это сделали и как провели этот матч. Для нас главное было победить: очень хотелось у себя дома в Сочи сыграть хорошо. Первый день был очень радостный, второй - волнительный и напряженный, а решалось все в последней парной встрече – мы поставили правильную пару: тренировали ее специально, готовились к этому. Поэтому мы сделали все правильно – мы победили!
В финале в ноябре нас ждет команда Чехии: абсолютный лидер сегодняшнего командного женского тенниса. Не случайно, что первый их номер Петра Квитова по итогам прошлого года была признана лучшей спортсменки Чехии, а женская теннисная сборная была названа лучшей спортивной командой страны. Плюс к этому у наших будущих соперников есть и свои психологические козыри.
- У чешек очень сплоченный коллектив, это им очень помогает. Они всегда вместе, болеют друг за друга – это очень важно. Но и у нас сплоченность не хуже.
- Сейчас уже думаете о предстоящем финале, следите за соперницами?
- Очень тяжело играть в конце года после всех турниров. Многие заканчивают год с травмами, а если и без них, то очень сильно уставшими. И конечно, такой букет проблем – вещь неприятная, и она может присутствовать у любого игрока. Другое дело, что в прошлом и позапрошлом годах финал Кубка Федерации ставили параллельно с одним из важных турниров. В этом году, слава Богу, его решили перенести. Но впереди еще полгода… Поэтому именно сейчас Квитову и Шафаржову не отслеживаю: сегодня они могут играть хорошо, к концу года может и у них наступить спад. Ничего нового по составу чешки, уверена, не придумают: было бы странно не ставить первых двух номеров, разве что вдруг не вмешаются какие-то непредвиденные обстоятельства. С нашим составом на финал будем определяться уже ближе к делу. Скажем так, абсолютно все готовы и все согласны играть, но конкретных разговоров об участии в предстоящем матче, который пройдет в Чехии, ни с кем не велось.
Конечно, было интересно узнать о том, как выстраиваются в сборной России отношения Анастасии с нашими теннисистками, ведь с той же Светланой Кузнецовой они относительно недавно выходили вместе на корт, как соперницы, как сокомандницы. Теперь же Мыскина на тренерском мостике, а Кузнецова по-прежнему на корте.
- Начинала я свой тренерский путь в этой команде помощницей нашей отличной в прошлом теннисистки Ларисы Савченко. Она была тогда старшим тренером сборной, поэтому у меня был хороший пример перед глазами, и тот опыт, который я переняла у нее, бесценен. Поэтому можно сказать, что я в команде уже давно, и девчонки ко мне привыкли. За это время у меня появился свой взгляд на то, как лучше строить команду, как общаться с теннисистками. Мы, безусловно, на ты – я их знаю давно, они меня тоже. Очень приятно, что в новой роли меня восприняли хорошо. Важно, чтобы при этом была и обратная связь, чтобы и команда тебе помогала, и это у нас есть. Все борются, хотят победить, с удовольствием соглашаются играть за сборную. Работа в команде – для меня особое чувство, надеюсь, что и для наших сборниц тоже. И мне очень приятно быть в этой команде.
В Петрозаводске Анастасия Мыскина тоже побывала в роли тренера, правда, кратковременно: она провела мастер-класс для юных карельских теннисистов. Впрочем, и такие короткие встречи важны для тех, кто совсем недавно взял в руки ракетку.
- Понимаю, что за такой короткий промежуток времени я не могу дать им очень много, но, на мой взгляд, такое общение, которое и у меня тоже было в детстве с какими-то теннисистками, которых я раньше видела лишь по телевизору или читала о них в газетах, давало какой-то опыт. Вот и сейчас ребята задавали вопросы, я постаралась ответить на них более-менее развернуто. Очень надеюсь, что это время мы здесь провели с пользой… Наверное, стоит верить, что кто-то из них сможет заиграть на высоком уровне. Мы даже обсуждали с вашим министром спорта Александром Вороновым, что есть детки, на которых стоит обратить внимание. Конечно, все это сложно: теннис - дорогостоящий вид спорта, но если есть такая возможность, хотелось бы, чтобы какая-то поддержка лучшим юным теннисистам со стороны министерства была оказана.
Наверное, после этой встречи для кого-то из карельских мальчишек и девчонок Анастасия Мыскина стала образцом для подражания, может даже и кумиром. И это неплохо, ведь и у маленькой девочки Насти в свое время была такая путеводная звезда.
- Мы когда маленькие были, наш тренер Святослав Петрович Мирза включал нам телеканал, на котором показывали теннис: Уимблдонский турнир, кажется. Тогда я впервые увидела Монику Селеш. Потом было трагическое нападение на нее, когда зритель нанес ей удар ножом. Но она после этого сумела вернуться в большой спорт. То, что этот человек прошел в своей жизни, подтвердило для меня лишний раз, что сила духа, сила воли, желание идти к своей цели – это очень важно. Потом мы уже познакомились лично. В прошлом году Селеш приезжала в Москву на Турнир Легенд. Было очень приятно увидеться с ней, пообщаться.
Идти порой через «не могу», не благодаря, а вопреки — это все большой спорт. И тут многое зависит от самого ребенка, который должен в определенный момент сделать свой выбор.
- Сегодняшняя жизнь очень насыщена для подростка – у него есть огромный выбор, и, на мой взгляд, многие выбирают путь полегче. Все-таки чтобы стать профессиональным спортсменом, необходим ежедневный сумасшедший труд. Многие не хотят травмироваться, переживать боль, в том числе и физическую... Любой ребенок доходит до определенного уровня и часто говорит: «Папа, мама, я больше не могу». И это нормально – у каждого есть свой предел: физический, психологический… Даже рядом со мной тренировались девчонки, которые играли лучше, но в определенный момент они говорили: не хочу больше и не могу. Поэтому если мы говорим о молодежи, то все хотят быть юристами, хотят в политику идти, а вот профессиональный спорт выбирают меньше всего.
- А у вас был такой критический момент выбора?
- Да, это случилось в возрасте 16-17 лет, когда перед тобой выбор: либо ты идешь дальше по спортивной тропе, либо лучше заняться чем-то другим. Наверное, тут звезды решили за меня. Я в такие моменты критические загадывала, если я турнир сейчас сыграю плохо, все закончу. Но в таких турнирах я снова и снова играла хорошо и продолжала тренироваться.
В жизни любого спортсмена рано или поздно возникает и еще один критический момент — своеобразное перепутье, а для кого-то подчас и тупик, когда спортивная карьера позади, а впереди неизвестность.
- Ой, мне очень повезло! Потерять себя после тенниса, да и вообще после спорта очень легко. Не у всех получается найти себя. Повезло, что меня сразу подхватило НТВ Плюс.
- Это было от кого приглашение?
- Инициатива исходила от Анны Владимировны Дмитриевой, тогда она была генеральным директором всего НТВ Плюс. Она и сама в прошлом теннисистка и курировала теннисный канал (и сейчас курирует). Само приглашение поступило от Натальи Копцовой, она и позвала меня работать. Я считаю, что телевидение – это спасение для спортсменов, хороший мост в жизнь, к которой ты не адаптирован. Безусловно, все это помогло сориентироваться… Но потом настал момент, когда я поняла, что стоит заниматься тем делом, которое знаю лучше всего и которым я занималась всю свою жизнь. Телевидение – это здорово, ярко и интересно, это насыщенная жизнь, но мне больше нравится работать в федерации, развивать теннис. Очень хочется, чтобы этот вид спорта у нас в стране продолжал жить полноценной жизнью.
Была у Анастасии Мыскиной и своя футбольная история: в течение пары лет она работала соведущей в ток-шоу о футболе, которое выходило на федеральном НТВ. Правда сама Анастасия называет этот свой опыт: «Первый блин комом», добавляя при этом, что и такой опыт в жизни необходим. Сегодня телевидение уже в прошлом, но как знать, как сложится жизнь в будущем, поэтому и возник у меня вопрос.
- Если бы вам предложили создать свою теннисную телепрограмму, какой она должна быть?
- Она должна быть насыщена разными путешествиями. Теннисист за свою карьеру столько много ездит, что очень хочется все это показать. Разные турниры, разные города… В Италии, например, очень интересный ход на турнире придумали: приглашают небольшое количество болельщиков и водят их по закрытым зонам, где отдыхают игроки. Понятно, что они попадают туда на очень короткое время, несколько минут, но, по-моему, это очень интересно. Почему, например, таким же образом не заглянуть туда за кулисы посредством телевидения, показывать сюжеты о городах, где проходят турниры, чем живут теннисисты. Не просто статистика, отрывки из матча – теперь это все можно найти в интернете. Надо показывать что-то такое, чего зритель не может увидеть, просто следя за телевизионными трансляциями с турниров.
- А вы когда ездили по турнирам, удавалось насыщать свою жизнь не только теннисом?
- К сожалению, только теннисом: аэропорт, гостиница, корт… Ты приезжаешь, ты не хочешь ни на что отвлекаться, тратить свою энергию перед матчем. Если турнир длинный, то максимум, куда ты можешь позволить себе пойти, это до соседнего ресторана, чтобы покушать. Если ты проигрываешь и выбываешь, хочется побыстрее уехать. Тебя постоянно преследуют мысли, что вот ты здесь проиграла, а другие еще играют – это бьет по самолюбию. Радоваться победе тоже некогда, ведь у нас говорят, что в теннисе ты победитель на один день, потому что чаще всего понедельник – это уже новый турнир, и там готовы тебя обыграть.
Сегодня для Анастасии Мыскиной главное в жизни — это по-прежнему теннис и... ее дети: трое мальчишек. Но те, кто думают, что это будущие теннисные звезды, скорее ошибаются, ведь кому как не их маме лучше знать, какие они.
- В теннис я своих мальчиков не отдам. Но это не связано с тем, что это тяжело – я наоборот за то, чтобы было тяжело, чтобы они умели преодолевать какие-то сложности. Просто я знаю их характер, и для моих детей это не очень подходит. Они командные игроки, они уже сейчас как команда. Футбол им нравитсябольше всего, но они еще маленькие – есть время подумать.
А вот на вопрос «Как отдыхаете от тенниса?» я услышал достаточно неожиданный ответ.
- Я сейчас не пашу на корте, чтобы мне от него отдыхать. Работа все-таки в радость, на нее не надо ходить с 9 утра до 6 вечера. Все в радость – интересные поездки, знакомства с приятными людьми, и я не устаю – честно. Я домой прихожу, ложусь в обнимку со своими детьми и мне так хорошо, что больше ничего не надо. Ну и друзья, конечно: мне очень с ними повезло. Поэтому общение для меня тоже отдых.
То, что общаться Анастасия Мыскина любит и умеет, могли оценить и карельские юные теннисисты во время мастер-класса, да и наш 45-минутный разговор тоже хорошее тому подтверждение. Наверное, он мог бы продолжаться и больше, но у Анастасии зазвонил телефон: дети соскучились по маме и тоже потребовали свою минутку для общения.
Фотографии Ксении Поляковой