Ole-ole-ole-Halle!
В последние года три на матчах швейцарца среди табличек «Вперед, Родж!» всё чаще начинают мелькать плакаты со словами другого оттенка – «Играй всегда!», «Мячу все равно, сколько тебе лет» и т.д. Интервью уже не обходятся без вопросов о возрасте и аккуратных намеков о завершении карьеры. Все всё понимают – времени свойственно течь только в одну сторону и молодости оно не прибавляет. Но еще хочется, чтобы все понимали два других факта:
1. когда уходить – личное дело игрока
2. и что еще важнее – зачем уходить, когда ты так играешь?
Я не претендую на первоклассный теннисный анализ игры, но мне всегда казалось, что если Роджер и проигрывал матчи, то проигрывал психологически. Куда сложнее научиться победно мыслить, чем выполнять превосходный обратный кросс. Все технические аспекты игры в теннис уже не просто в руках и ногах швейцарца, они давно у него в крови. За годы выступлений он отшлифовал их до изящности хрусталя и легкости пёрышка, превратив в свой узнаваемый филигранный стиль. Роджер умеет на корте всё. И не разучится.
Например, он еще может выдавать такие турниры, как в Галле. Турниры победные. Турниры яркие и уверенные. Кто-то, конечно, заглянет в список соперников Федерера и совершенно не удивится его итоговой победе. Но преданные поклонники швейцарца, которые всегда видят и знают чуть больше, оценят очередной триумф в немецком Галле по полной.
Меня не удивляет тот факт, что многие эксперты и просто любители этого вида спорта снизили свои притязания к швейцарскому игроку. Такие люди, например, сильно удивятс, если Роджер выиграет еще хотя бы один турнир БШ. Однако намного важнее, что у самого Роджера не снизились игровые аппетиты. Да, он не обыгрывает Новака круглый год, но время от времени ему все еще это удается. Мы не ждем от него побед над всеми и вся – будем реалистами – но все мы знаем, что Родж это умеет.
Турнир в Галле Федерер провел добротно. Кто-то, возможно, был уверен в победе Роджа (благо, их на этой немецкой земле было несколько подряд) и воспринимал соревнование как проходную разминку перед главным травяным стартом сезона. Но в ситуации с Роджем я всё же склонна рассматривать любой трофей как замечательный результат. Постоянство же, с которым удается защищать титул в Галле, можно воспринимать скорее как приятное дополнение, нежели как нечто само собой разумеющееся.
Первый матч турнира выдался сложным. Роджеру противостоял хозяин корта Филипп Кольшрайбер, к тому уже выигрывавший здесь в прошлом. Швейцарец часто скользил и падал, нервничал, но до победы матч все-таки довел. Потом были Гулбис, Майер, Карлович. С ними Родж смотрелся чуть более увереннее. С другой половины сетки до финала добрался Сеппи. 11-1 в графе личных встреч успокаивало болельщиков Роджа, но кто не помнит, когда и как итальянец добыл себе эту единичку? Вряд ли Роджер безмятежно вспоминает тот матч на АО 2015, где Сеппи изумительно обводил швейцарца у сетки (даже на матчболе!)
Много игры впереди было и в этот раз. И опять итальянец в этом аспекте Роджеру не уступал. Сделать брейк в первом сете не удалось ни тому, ни другому, хотя шансы были у обоих. Закономерный финал сета – тайбрейк. Ранние мини-брейки Федерера особой интриги 13-ому гейму не подарили. 7-6 – первый сет за defending champion.
Попытки взять подачу соперника не увенчались успехом и в сете втором. Отыгрывая брейкпоинты, теннисистам по очереди удавалось проводить умопомрачительные розыгрыши из разряда тех, за которые теннис в себя и влюбляет. А когда Андреас Сеппи вышел подавать на право сыграть во втором тай-брейке матча, Роджер сумел взять подачу соперника, сделав первый и единственный (но такой важный) брейк.
Травяной сезон открыт. Впереди «белоснежный» Уимблдон. Скажете, время прогнозов? Но лично меня делать прогнозы Роджер отучил (в хорошем смысле). Зато не отучил от другого, более важного: с тем же волнением и восхищением смотреть его матчи.
Мораль. Игроки – не машины. Уж простите за банальность. Роджер будет проигрывать матчи – где-то из-за психологии, где из-за физики. Но хотя бы потому, что он никогда не разучится делать то, что продемонстрировал в Галле – ему еще рановато уходить.