3 мин.

«Помогать ей – моя судьба». Кто стоит за успехом Серены Уильямс

В блоге «С миру по Нитке» рассказ Майкла Стайнбергера (The New York Times) о спарринг-партнере, друге и телохранителе Серены Уильямс Саше Бажине, который считает эту роль своей судьбой.

Фото: pinterest.com

Саша Бажин – известный в теннисных кругах под прозвищем Большой Саша – посчитал, что примерно 330 дней в году проводит с Сереной Уильямс. Обычно, когда он берет отпуск, то говорит: «Я говорю ей не звонить, не писать, никаким образом со мной не связываться». Но этим летом все было иначе. После уимблдонского разочарования, когда Уильямс проиграла в третьем круге в одиночном разряде и снялась с удивительного парного матча с сестрой Винус, Бажин на две недели увез ее в Хорватию. Когда Уильямс вернулась к соревнованиям, она выиграла первый же турнир. На церемонии награждения она посвятила победу 29-летнему Бажину – своему спарринг-партнеру, человеку с наиболее специализированной работой в теннисном мире.

Спарринг-партнер играет ключевую, но в основном анонимную роль на сцене профессионального тенниса. В мужском теннисе такие люди редко работают на полную ставку; чаще всего игроки на турнирах тренируются друг с другом. Женщины же практически никогда не тренируются с коллегами; их спарринг-партнерами обычно становятся низкорейтинговые профессионалы-мужчины. Эндрю Фицпатрик, 24-летний британец не поднимавшийся выше 461-й строчки рейтинга, до недавнего времени был спарринг-партнером Слоун Стивенс. А на некоторых турнирах он тренировался с Роджером Федерером и Новаком Джоковичем.

Фицпатрик рассказывает, что игроки ищут партнеров, которые бьют чисто и стабильно и не испугаются тренироваться на больших турнирах перед сотнями зрителей. Для теннисистов, которые не могут надеяться на место в Топ-100, работа спарринг-партнером становится интересной альтернативой. Когда Фицпатрик, сейчас сотрудничающий с Урсулой Радванской, в конце прошлого года играл на маленьких турнирах, несколько коллег просили его помочь найти работу. «Я был шокирован, – говорит он, – Ребята подходили и просили сообщить им, если я что-нибудь услышу на тему такой работы».

Но отношения Уильямс и Бажина, наверное, не имеют аналогов. Бажин, немец с сербскими корнями, подавал большие надежды в конце 90-х. Но когда ему было 15, его отец (который являлся и его тренером) погиб в автокатастрофе, и Бажин потерял мотивацию. В 2007-м он работал тренером в Мюнхене, и его попросили потренироваться с Уильямс. С тех пор они всегда рядом. За эти семь лет он перестал быть просто спарринг-партнером: он работает с ней в тренажерном зале, часто приходит на разные мероприятия, он стал ей другом и иногда выступает ее телохранителем.

Иногда Бажин копирует игровой стиль соперниц Уильямс, чтобы подготовить ее к матчу. Когда мы с ним разговаривали, он готовился к тренировке перед матчем против Саманты Стосур. «Я уже знаю, что нужно подрезать с бэкхенда, вкладывать больше верхнего вращения в форхенды и выходить к сетке», – сказал он.

Он помогал Серене готовиться к матчам против ее сестры, но копировать стиль Винус, по его словам, довольно просто: «Нужно просто стараться выбить все дерьмо из мяча».

Бажин не сожалеет, что не попытался реализовать собственные теннисные амбиции. «Быть профессионалом не моя судьба, – говорит он, – Моя судьба – помогать Серене».

«Он красивый и богатый козел, каких не видел мир». 10 историй о разбитых сердцах в теннисе