6 мин.

Династия

Еще с того момента, как я писала серию материалов про судей, у меня осталась информация об одной интересной судейской династии. Чтобы добро не пропадало, я сейчас решила познакомить вас со статьей Дипти Патвардана (reddif.com) о Герри Армстронге. Хочу обратить ваше внимание, что статья написана в 2007 году, а самая горячая теннисная тема так и не изменилась.

«25 лет быть судьей на вышке, сидеть выше всех совершенно естественно для Герри Армстронга. Каждый ответ, который он дает, максимально взвешен, и в его словах нет ни намека на конфликтность.

Нынешняя самая горячая теннисная тема – насколько действительно хорош Роджер Федерер? Действительно ли он лучший теннисист всех времен?

Для человека, который судил матчи всех топ-игроков, начиная с Бьорна Борга, Джона Макинроя и Пита Сампраса, а совсем недавно – Рафаэля Надаля, Армстронг удивительно уклончив.

«Если кто-нибудь скажет, что Федерер лучший теннисист в истории, я не собираюсь с ним спорить», – говорит он.

Это самый дипломатичный ответ, который можно было ожидать!

«Он лучший игрок, из тех, что я видел. Он не так часто играет у сетки, но Федерер обладает разносторонней игрой, он может делать с мячом все, что хочет. Он может диктовать игру тактически. Мне не положено высказывать свое мнение, но к тому времени, как Федерер закончит играть, его достижения сами скажут, что он лучший. Он как Тайгер Вудс в гольфе – он вывел игру на новый уровень».

51-летний Армстронг, который является супервайзером АТР на турнире в Мумбае, неоднократно становился участником ярких моментов теннисной истории. В 1990 он дисквалифицировал Джона Макинроя с Australian Open, когда тот обрушил словесный поток на судью и супервайзера. До этого у него уже было два предупреждения, а после третьего Армстронг показал ему красную карточку.

Этот эпизод вошел в Топ-10 самых сумасшедших случаев в истории тенниса по версии The Observer. После нападок на линейного судью (первое предупреждение) Мак сломал ракетку (второе предупрждение), и Армстронг оштрафовал его очком. После этого разгорелся спор, на корте появился супервайзер, и в порыве гнева американец сказал ему буквально следующее: «Just go fuck your mother». После этого Армстронг объявил, что «мистер Макинрой» дисквалифицирован.

«Дело было ясное – правила гласили, что надо дисквалифицировать», – объясняет Армстронг, несмотря на то, что Макинрой тогда в 1990 заявлял, что был незнаком с новыми правилами.

«И мы сделали то, что и должны были, хотя никто не хотел этого. На тебя не должно влиять то, кто играет. Ты должен принимать правильные решения. Некоторые игроки более несдержанны. Но это природа спорта – любое официальное лицо должно уметь справляться с этим и принимать правильные решения. Мы не всегда правы, но нельзя позволить внешним факторам влиять на нашу работу.

Впрочем, я думаю, что сейчас пришло другое время. Игроки более профессиональны. Они все хотят делать правильно, что, безусловно, хорошо. Игроки сейчас во всем более профессиональны – неважно, в тренировках, в поведении.

В судействе большая часть работы обыденна, но очень часто случаются вещи, после которых ты сомневаешься, правильно ли решение ты принял. Никто не хочет, чтобы кто-то выигрывал за счет судейской ошибки или чего-то подобного».

И из всех странных вещей, которые британскому судье выпало увидеть, он выделяет Горана Иванишевича, который уступил матч Хьюну-Тайк Ли в Брайтоне в 2000 по необычной причине.

«У него было всего три ракетки, и он все их сломал, – вспоминает Армстронг, – Меня позвали на корт, и я спросил, есть ли у Иванишевича хоть одна целая ракетка. Я видел, что его партнер по парному турниру Иван Любичич сидел на трибуне, и я спросил у Горана, не мог бы он взять ракетку у Любичича. Но Иванишевич ответил, что у него другой производитель. Ему пришлось сняться. Это было уникальное происшествие».

Стоит отметить, что на том турнире Армстронг уже был супервайзером.

Армстронг начинал в качестве линейного судьи на «Уимблдоне», после того, как его отец Джордж, тоже бывший судьей и работавший на финале 1975 года между Артуром Эшем и Джимми Коннорсом, «подкупил» его, предложив ему поработать на корте, потому что билеты на турнир были слишком дорогими.

«Отец сказал, что билеты слишком дорогие. А если я приду и буду судьей на линии, я смогу посмотреть турнир бесплатно».

После этого он прошел долгий путь. Он отсудил 4 мужских и 4 женских финала «Уимблдона», последний из которых был в 2006 между Надалем и Федерером (хочу сказать, что именно из-за этого финала я заинтересовалась личностью этого судьи – этому матчу посвящена статья Дэвида Фостера Уоллоса «Федерер как духовный опыт»), а потом оставил эту работу и был помощником главного судьи в 2007 году.

И такова уж его судьба, что он немедленно по уши увяз в работе, потому что тот «Уимблдон»-2007 выдался самым дождливым аж с 1982. И помимо всех сложностей, связанных с дождями, судейский корпус столкнулся с критикой за то, что в такое дождливое лето по традиции не было матчей в солнечное первое воскресенье турнира.

«Для такого решения было два аргумента – первый из них вопрос: «Проводятся ли матчи каждый год в это воскресенье?» И ответ был «нет».

Надо ли было играть в то воскресенье? Это надо было решить к утру субботы. Если мы хотим на «Уимблдоне» играть в воскресенье, об этом надо объявить больше, чем за день. Охране надо все организовать – такое решение должно быть принято в четверг, в пятницу или, в крайнем случае, утром субботы. К субботнему утру мы отставали от расписания на пять парных матчей

И мы действительно уступили традициям, но это же «Уимблдон»! Были причины не играть в воскресенье. Одна из них состояла в том, что нужно время, чтобы подготовить корты, а это воскресенье давало людям отдохнуть.

Этот «Уимблдон» был отличным рабочим опытом. Отработав там, я по-настоящему понял, как все происходит на «Уимблдоне»».

И Армстронг, которого в АТР назвали «экспертом по Индии», похоже, привез дождь с собой. На турнир в Мумбае пало проклятие погоды, и тучи заволакивают небо в самые неподходящие моменты. Британец, как и все остальные, держит пальцы скрещенными, надеясь, что солнце улыбнется турниру».

Теперь, после того, как в 2008 году турнир в Мумбае был отменен по соображениям безопасности, Армстронг стал супервайзером в Йоханнесбурге, и его можно назвать экспертом по Южной Африке. А что касается его судейских качеств – он принадлежал к судьям старой закалки, которые часто и охотно меняли решения линейных. Сейчас рефери делают это нечасто, особенно после появления системы видео-повторов. В основном, они оставляют это за игроком – он может обратиться к помощи системы Hawk-eye – но Армстронг привык все держать под своим контролем, хотя иногда до добра это его не доводило. Он подвергся жесткой критике болельщиков после такого случая:

В 2008 в Гамбурге во время матча Филиппа Кольшрайбера против Томми Робредо, у немца был брейк-пойнт в пятом гейме второго сета, а первый он выиграл. Робредо попал в аут. Британец спустился с вышки, сначала сказал, что мяч был в корте, но потом поменял решение и отдал очко и гейм Кольшрайберу. Испанец потребовал, чтобы оставили в силе первое решение, и позвал супервайзера. Тот решил переиграть очко. Это выбило Кольшрайбера из колеи, он проиграл сет, а затем и матч.