К выступлениям Давыденко в Дохе
Здорово начал официальный сезон Николай Давыденко. Начал с очень трудовых, изматывающих игр, в которых отдался полностью и победил.
Абу-Даби был тренировочной базой, в которой Николаю удалось прибиться к игре после отдыха. Доха могла стать еще одной такой базой, и никто особо бы не переживал по поводу поражения Николая и раннего его вылета из турнира серии 250. Обычно было так, что Николай перед важным турниром, коим является Australian Open, выигрывал один-два матча, а третий проигрывал. И нельзя обвинять теннисиста в том, что он специально провалил или сдал матч. Настоящий профессионал должен уметь четко расставлять приоритеты, цели и главные задачи и отделять их от второстепенных. Этим всегда, постоянно, точно и правильно занимается швейцарец Роджер Федерер. Со швейцарской точностью и скрупулезностью Федерер умеет разграничить цели и отдать столько сил, сколько необходимо отдать. Никогда не замечал измотанного Роджера по ходу какой-нибудь пятисетовой рубиловки. Обычно Федерер волнуется, у него могут не получаться удары с бэкхэнда, срываться мяч с ракетки, но чтобы он был выжатым как лимон – такого я не припомню.
Рафаэль Надаль играет с другой стратегической точки зрения. Раньше за счет того, что он более молод, быстрее может восстановить свой организм, Рафа выигрывал все турниры, куда заявлялся. Но это все было до поры до времени. Затем организм взял дорогую цену за несколько выигранных подряд «Мастерсов». За них пришлось заплатить неучастием в «Уимблдоне» и проигранным матчем Робину Содерлингу, который, если бы играл действительно на голову сильнее, то обыграл бы Федерера в финале, – а так у Надаля просто кончилось топливо, хотя казалось, что такое никогда не произойдет, да и ко всему прочему травмы все-таки повалили испанца.
Николай Давыденко раньше придерживался манеры Федерера. Были матчи, которые при другой нацеленности Давыденко мог выигрывать, но он оставлял резервы на турниры «Большого шлема». В 2009-м году Давыденко переродился и предстал теннисистом мирового уровня, так как смог выиграть итоговый турнир, обыграв тяжелейших соперников в лице Надаля, Федерера и Дель Потро. Без оговорок. Заявились на итоговый турнир, значит, играйте и выигрывайте, либо не надо было заявляться и выходить на корт, потому что итоговый турнир дает много очков и большие призовые. Итоговый – не тот турнир, на котором можно поберечь силы. Вообще, «Мастерсы», «Большой шлем», итоговый, Олимпиада – это турниры, где надо рвать жилы, дабы добиться результатов. Этим и занялся Давыденко в конце 2009-го года. Занялся он этим в Шанхае и дальше решил продолжать славную традицию. Потом стало понятно, что Николай имеет еще резервы в своем уже не мальчишеском возрасте, что он до сих пор совершенствуется, преображается и становится лучше. Естественно, можно было порассуждать и о победе на турнире «Большого шлема», например Australian Open или US Open. С US Open сложнее, так как турнир проходит в конце сезона, и очень важно оставить резерв, запас и прочность, что очень тяжело сделать и удается только лучшим или случайно в силу обстоятельств оказавшимся более свежими теннисистам. Поэтому, конечно же, Николай должен понимать в сезоне-2010, что важно держать в уме US Open. Потому что вот так вот сразу с новым пониманием тенниса, с преображенной игрой может все равно не получиться на Australian Open, и это станет еще одним ударом по самолюбию. И вновь окажется, что побеждал там, где это было не так нужно. Конечно, те турниры очень важны. Но я думаю, Николай отдал бы два «Мастерса» за один «Шлем». Все-таки выиграть один из четырех таких турниров – это высшее достижение в большом теннисе. Я сознательно умолчал про «Ролан Гаррос» и «Уимблдон», потому что покрытия на этих турнирах специфические и не так подходят Давыденко. Главные свои победы над лучшими теннисистами Николай одерживал на харде.
И еще есть у меня одна мысль. Думаю, Давыденко переродился. Но перерождение это будет действовать всего год. А в сезоне-2011 у Николая просто уже не будет такой физической готовности, чтобы задумываться о победах на турнирах «Большого шлема». Поэтому мое мнение, что 2010-й – это год, в котором Николай ответит на вопрос всей своей жизни: сможет ли он войти в историю или все-таки будет близко, как он это делает уже несколько лет, но так и не заберется на вершину.
Победа в Дохе – показатель героизма, мужества и трудоголизма Николая Давыденко. Плюс повторение рекорда Налбандяна. Рекорд немыслимый, чтобы сделать такое один раз, а аргентинцу и Николаю удалось по два раза обыграть Роджера и Рафу. Давыденко совершил подвиг.
Но. Главный подвиг не совершен. И вся эта радость поблекнет, если в этом году Николаю так и не удастся победить на «Гранд слэме». Я думаю, что грустить, долго не придется. А просто придется признать, что не все рождаются, чтобы делать такие подвиги, тем более, в нынешнем теннисе, когда каждый готов очень хорошо. Раньше случайно выиграть «Гранд слэм» было возможно. Точнее, возможней, чем сейчас. Сейчас случайный теннисист просто так в финал не выйдет. Робин Содерлинг и в дальнейшем показал свою состоятельность и к тому же турнир он не выиграл (о выходе в финал «Ролан Гаррос»). Раньше играть было легче, чем сейчас. Сейчас победы ценнее и намного сложнее, при всем уважении к теннисистам, которые уже давно не играют профессионально.
2010-й год – это час икс в жизни Николая Давыденко. Другого шанса у него уже не будет.
Естественно, это лишь мое мнение.